Цель: развитие творческих способностей детей средствами театральной и изобразительной деятельности.
Программное содержание:
- развивать у детей способность свободно, раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
- закреплять умение детей находить способы выражения образа в слове, жесте, мимике;
- закреплять прием нетрадиционной техники рисования «набрызг», при выполнении коллективной работы (задника для сцены).
Персонажи: заяц, белочка, ворона, медведь, сказочница.
Костюмы: зайца, вороны, белочки, медведя.
Декорации: деревья – береза, елочка, пенечки, задник.
Материалы и оборудование: софит, магнитофон, аудиокассета, белая ткань, синяя гуашь в блюдцах, зубные щетки, палочки, большие силуэты солнца, деревьев, елок, пня, спец. одежда.
Предварительная работа: постановка спектакля «Волшебное зеркальце» детьми подготовительной к школе группы и изготовление силуэтов для задника сцены.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках в театральной студии «Лукоморье».
I. Вступительное слово
Звучит тихая сказочная музыка.
Педагог театральной студии: Я хочу
рассказать вам о чуде. О чуде, которое живет
вместе с нами. Его нельзя потрогать рукой, но
можно увидеть и услышать. Оно имеет душу и сердце.
Это чудо способно заставить нас смеяться и
плакать.
Найти его и встретиться с ним нельзя ни дома, ни
на улице. Чудо рождается и живет только в одном
полном таинственности и необыкновенных
превращений месте. Называется это место – театр.
Имя ему – спектакль, сотканный из музыки, танца,
живописи, песни.
Педагог предлагает детям закрыть глаза.
II. Сюрпризный момент «Тайна театра»
– Полон напряженного ожидания зрительный зал. Горят свечи, наступает магическая тишина театра и вдруг откуда-то неожиданно раздается голос… (звучит аудиозапись).
Пробудился и заговорил дух театра:
В этот самый таинственный мир,
Перед тем, как распахнута сцена,
До того, как еще не возник,
Мир, в котором творит Мельпомена,
Дух Театра, волшебной игры,
Пробужденный наполненным залом,
И невидимый вам до поры,
Я взлетаю над старым порталом.
Возникаю я в стуке сердец
И во взмахе руки дирижера,
Перед тем как прийти, наконец,
К вам в знакомом обличье Актера.
III. Беседа с детьми
– Чей голос вы сейчас слышали? (Духа, хозяина
театра)
– Какие виды театра вы знаете? (Кукольный,
драматический)
– Как называется театр, в котором актеры в
костюмах показывают спектакль? (Драматический)
– А вы хотите побыть актерами драматического
театра?
– Что нам нужно, чтобы спектакль состоялся? (Костюмы,
музыка, декорация)
– А еще кто нам нужен? (Актеры)
– Кто готовит костюмы? (Костюмер)
– Кто подбирает музыку? (Звукорежиссер)
– Кто отвечает за готовность декорации? (Художник-декоратор)
– Как называется сказка, которую мы приготовили? («Волшебное
зеркальце»)
– Где происходит действие сказки? (В лесу)
– Все ли готово для показа спектакля? (Нет
задника с изображением лесной полянки, где
происходит действие сказки)
– Как же нам быть? (Нарисовать)
– Где будем рисовать? (В изостудии «Чародейка»)
IV. Изготовление декорации в художественной мастерской
Дети переходят в изостудию, одевают спец. одежду.
а) Беседа:
Педагог изостудии: Сегодня мы
попробуем свои силы в оформлении сцены. Побудем
художниками-декораторами и сделаем одну большую
работу. Давайте вспомним, что должно висеть на
дальней стене сцены? (Задник)
Задник – это большая ткань, где может
изображаться место действия сказки.
– Что должно быть изображено на заднике
сегодня? (Пейзаж)
– Что такое пейзаж?
– Какой пейзаж мы можем изобразить для нашей
лесной сказки?
– Все, что вы назвали, на большом заднике можно
нарисовать при помощи силуэтов.
– Что такое силуэт?
– Какого размера должны быть силуэты?
– Почему силуэты должны быть большого размера?
– Мы сможем за короткое время нарисовать кистью?
– Какими техниками можем нарисовать
коллективную работу?
– Какая техника подходит больше всего? (Техника
«набрызг»)
– Что для «набрызга» понадобится?
б) Показ силуэтов, выкладывание рисунка детьми на ткани по правилам перспективы.
в) Повторение правил пользования щеткой и палочкой при «набрызге».
- Набрать щеткой небольшое количество краски.
- Держать щетку на расстоянии от себя, ближе к картине.
- Палочку вести по щетке к себе.
- Не мешай соседу, не сдвигай силуэты.
г) Самостоятельная работа детей (звучит тихая, спокойная музыка).
д) Уборка рабочего места.
Переход детей в театральную студию, оформление задника на сцене.
Педагог: Мы закончили оформление сцены, актеры готовы, превращаемся в зрителей и актеров.
V. Просмотр спектакля «Волшебное зеркальце»
Звучит тихая музыка с голосами лесных обитателей.
Сказочница: На лесной полянке в траве лежало зеркальце. Кто и когда его потерял – неизвестно. В зеркальце смотрелись лишь небо, солнце, ветви деревьев, облака да пролетавшие мимо птицы. Однажды на эту полянку прискакал заяц. Видит, лежит в траве что-то блестящее (осторожно приблизился, потрогал лапкой – не шевелится, не кусается, понюхал – ничем не пахнет).
Заяц: (смотрит в зеркальце, разглядывает в нем свои уши, усы, глаза; от неожиданности садится на пенечек)
– Ой, да это же мой портрет? И кто это меня так здорово нарисовал?
Мимо зайчика бежит белочка.
– Белочка подойди, пожалуйста, ко мне.
Белка: Что это у тебя заяц?
Заяц: Да вот нашел свой портрет. Только не знаю: кто меня так замечательно нарисовал?
Белка: Дай посмотреть. Как тебе, заяц, не стыдно обманывать! Да разве ты сам не видишь, что это мой портрет? На, посмотри лучше!
Заяц: Белка, в уме ли ты? Разве ты не видишь на этом портрете мои длинные уши? Да и усов таких пушистых и красивых глаз у тебя нет.
Белка: Нет, вы только послушайте!
Сказочница: Расшумелись заяц с белкой на весь лес. Каждый изо всех сил зеркальце к себе тянет.
Мимо пролетает ворона.
Ворона: Эй, о чем вы спорите?
Заяц: Да вот нашел я на полянке свой портрет, дал ему посмотреть. А она и говорит, что это ее портрет. У нее, наверное, с глазами не все в порядке!
Белка: Глаза у меня зорче, чем у зайца. У него видно с головой не все в порядке. Это же я здесь нарисована. Посмотри, пожалуйста!
Ворона: Как я посмотрю, вы оба не в своем уме! Это же мой портрет! Разве вы не видите здесь мой клюв! А ведь ни у кого из вас клюва нет!
На поляну выходит медведь.
Медведь: Что за шум? Что это вы так расшумелись?
Заяц: Я первый пришел на полянку, нашел свой портрет. Потом прискакала белка и заявила, что это ее портрет, а затем прилетела ворона и тоже сказала, что это ее портрет.
Белка: Неправда! Посмотри-ка сам медведь, и ты убедишься, что это я здесь нарисована.
Ворона: Ничего подобного! Здесь ясно виден мой клюв. А разве у зайца и белки есть клюв?
Медведь: Ох, какие вы глупые! Ха-ха-ха! Зачем вы ссоритесь? Ведь это же мой портрет! Что вы притихли, не кричите, не спорите? Сядь-ка ко мне на плечо, ворона, полюбуйся, каким красавцем я здесь получился! А вдруг и себя на портрете увидишь!
Ворона: Ой, медведь, и как же я тебя раньше не заметила?
Медведь: А я секрет знаю. Захочу и сейчас на этом портрете заяц с белкой появятся. А ну-ка, друзья, прыгайте к нам сюда!
Белка: Вот чудеса! На портрете теперь кроме меня и ты ворона появилась и даже заячьи уши видны.
Заяц: Это, наверное, волшебный портрет! Кто на него ни взглянет, тот там себя и увидит.
Медведь: Этот волшебный портрет называется зеркалом. Ты, заяц, прав: кто в него посмотрится, тот увидит в нем свое отражение.
Ворона: А зачем нужно зеркало? Может ребята знают? Откуда оно здесь взялось?
Медведь: Да, наверное, человек какой-нибудь потерял. А нужно оно вот для чего… Ну-ка, заяц, взгляни на себя. Куда это ты свой любопытный нос совал? Усы у тебя вместо белых – черными стали. Надо бы тебе умыться. А у тебя, ворона, пока ты кричала да спорила, все перья взъерошились. Посмотри на себя в зеркало, да пригладь-ка перья!
Заяц: (обрадовано) Какая, оказывается, это полезная вещь – зеркало! Давайте, друзья, его здесь повесим, чтобы все звери могли в него посмотреться, когда захотят.
Сказочница: Так они и поступили.
Дружно жить должны на свете,
На родной для нас планете,
Взрослые и детвора,
И даже мошкара,
Серенький волчок,
И пузатый паучок,
Маленький комарик,
И воздушный шарик.
Косолапый Мишка,
Колючий ежик Тишка,
И хитрющая лиса,
И зеленые леса,
И сердитый старый шмель,
И душистый яркий хмель,
И конечно стрекоза,
И рогатая коза.
Всех ребята нам не счесть
Хорошо, что они есть!
VI. Представление актеров
Аплодисменты. Звучит тихая сказочная музыка.
VII. Итог занятия
– Чем мы сегодня занимались?
– Что мы рисовали в изостудии?
– Какой спектакль просмотрели?
– Что вам понравилось?