ХОД УРОКА
I . Проверка готовности учащихся
Цель: сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.
II. Актуализация опорных знаний
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.
Учебная задача: создание проблемной ситуации.
Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.
На доске:
И 100 ‘3 Я письменности |
Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)
Учитель: О чём же пойдет речь?
Дети: О возникновении письменности.
Учитель: Мы с вами побывали в Красноярском Краеведческом музее, на уроках ИЗО вы разговаривали о том, какие ещё бывают музеи и рисовали экспозицию своего собственного.
(Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков.)
Учитель: А сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.
Учитель: По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.
Учитель: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад.
(На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)
Учитель: Запишите дату в своем «Путевом дневнике»…
Учитель: Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).
Обобщение: Они стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.
Учитель: Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)
Учитель: Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.
Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.
Учитель: Так почему возникла необходимость появления письменности?
Дети: Для сохранения информации.
Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.
Учитель: Какие письменные источники вы знаете?
Дети: Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.
Обобщение: Письменные памятники – это
все типы записей, сделанные на различных
материалах: камне, глине, дереве, берёсте или
бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был
долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к
открытию письма.
III. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий.
Задачи:
- организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей;
- донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный исторический источник, который свидетельствует о культуре письма.
Учитель: Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».
(На доске табличка «Загадочные письмена».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.
Учитель: Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо.
(На доске табличка «Предметное письмо».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…
Учитель: У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
(На доске табличка «Предметы».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…
Ученик-ассистент: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.
(По ходу рассказа достает предметы из корзины.)
– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
Ученик-ассистент: Как бы вы разгадали смысл послания? (Высказывания детей.)
Ученик- ассистент: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Обобщение: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Как ученые называют такой способ передачи информации?
Дети: Предметным письмом.
Учитель: Когда-то с него и началась история письменности. Удобен ли был такой способ письма? Почему?
Дети: Понять письмо можно было по-разному.
Учитель: А сейчас посмотрим другую экспозицию…
Учитель: Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
(На доске прикрепляются таблички с названиями, дети записывают в ПД.)
Учитель: Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему.
Учитель: Где можно еще встретить такое цветовое письмо?
Дети: Сигналы на корабле, светофор, маяк…
Учитель: Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел).
Учитель: Вот как выглядело такое узелковое письмо.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
Учитель: Вы можете прочитать, что здесь написано? (Высказывания детей.)
Вывод: Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.
Учитель: Посмотрите, что я принесла. (Показать узлы макраме.)
Учитель: Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.
Учитель: Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.
Учитель: Почему возникла необходимость появления письменности?
Дети: Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.
Учитель: Какой недостаток был у первобытных типов письма?
Вывод: Они с трудом могли быть поняты. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.
Учитель: А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2.
Учитель: Предписьменностью была и пиктография. Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков.
(На доске табличка «Рисуночное письмо». Дети записывают в свои ПД.)
Учитель: К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».
(На доске табличка «Наскальная живопись». Колодец времени – фишка . Дети записывают в свои ПД.)
Учитель: Рассмотрите рисунок:
.
Учитель: Что на нем изображено?
Дети: Сцена охоты.
Учитель: А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)
Учитель: Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры.
Учитель: И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.
Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.
Учитель: Переходим к следующей экспозиции.
Учитель: Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами.), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.
(На доске табличка «Рисунки-пиктограммы», дети записывают в ПД.)
Учитель: Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.
Учитель: Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.
«При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают».
Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Ученик-ассистент:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
(Показать рисунок на бересте , прикрепить на доске.)
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
Учитель: Для чего Гайавата изобрел письменность?
Дети: Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.
Учитель: Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)
Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.
Ученик-ассистент: В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке,
чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло:
у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что
хорошо было бы послать маме записку, чтобы она
прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни
читать, ни писать: в те времена письменности ещё
не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не
понимал их языка. Таффи решила направить его к
маме за копьём. На куске берёзовой коры она
процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со
сломанным копьём в руке, другое копьё, которое
нужно принести, самого Незнакомца с копьём в
руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он
легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров,
которые встретятся на пути. На последнем рисунке
она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно.
Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки
по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь
племени и что он в опасности. «Если я не приведу
племя этого великого вождя ему на помощь, его
убьют враги, которые подкрадываются с копьями со
всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями
он принял бобров которых девочка изобразила
очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку
всё его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо
попало к маме. Мама «прочла» его так. Она
подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём,
сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка
злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади
(она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и
досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин
этого племени. А тот не мог им ничего объяснить:
ведь он не знал их языка. Оказывается, написать
письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его
прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго
смеялись, а потом главный вождь племени сказал:
«О
Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья,
ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда
люди назовут его умением писать!»
Учитель: Если вам понравилась история Таффи, прочитайте книгу.
Учитель: Давайте попробуем нарисовать в группах свое рисуночное письмо. Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…
(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)
(Показать свой вариант – .)
Учитель: Почему же получились такие разные работы?
Дети: Все по-разному поняли текст.
Учитель: Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный?
Дети: Понять письмо можно по-разному.
Учитель: Переходим к следующей экспозиции…
Учитель: Один из африканских народов
– эве – создал специальное рисуночное письмо
для записи своих пословиц. Изображение иголки с
вдетой ниткой обозначает пословицу «Иголка
сшивает большие полотнища». Эта пословица о том,
как надо ценить полезные маленькие вещи.
Учитель: А какая русская пословица выражает эту
мысль?
Дети: Мал золотник, да дорог. Мал да удал.
Учитель: А вот эти два человечка, вооруженные луком и стрелами, – запись пословицы «Двум врагам долго не устоять» (потому что одному из них придется уступить.). Как по-русски говорят в таких случаях?
Дети: Два медведя в одной берлоге не уживутся.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Одна из пословиц эве
означает, что мир очень велик, его нельзя
охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен
баобабу».
Учитель: Какими словами у нас выражают эту мысль?
Дети: Нельзя объять необъятное.
IV. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного
Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.
Учитель: А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!
Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы, работа с которыми проводилась на уроках русского языка при упражнении в чистописании:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3. Волков бояться – лес не ходить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
6. Один в поле не воин.
Учитель: Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.
Учитель: Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)
Учитель: Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».
Учитель: Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания?
Дети: Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.
Учитель: А мы с вами встречались с рисуночным письмом на уроке чтения. Кто помнит?
Дети: Эдуард Успенский «Школа клоунов». Клоун Саня отправил телеграмму: «Ждите меня. Я уже лечу с Полканом. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан.»
Учитель: Саня нарисовал текст телеграммы так…
Учитель: Как же его поняли ученики Школы клоунов? (Высказывания детей.)
Учитель: А почему получились такие разные версии?
Дети: Саня придавал знакам одно значение, клоуны – другое.
Учитель: А где употребляется рисуночное письмо в наше время?
Дети: Оно применяется на вывесках магазинов, в дорожных знаках …Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.
Учитель: Почему пиктограммы удобны?
Дети: Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.
Учитель: Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо?
Дети: Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.
Учитель: По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.
Учитель: Мы переходим к следующей экспозиции…
Учитель: Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.
(На доске табличка «Картинопись». Дети записывают в ПД.)
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Все же это не просто картинки. А переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.
(На доске табличка «Иероглифическое письмо». Дети записывают в ПД.)
V. Домашнее задание
Естественное продолжение данного урока и начало последующего, информационный задел на следующий урок.
Учитель: Об этом мы узнаем на следующей экскурсии…
Экспозиция «Долгий путь письменности» заговорит.
Мы узнаем:
1. О древней письменности шумеров и что такое – клинопись.
(Дается сообщение ученику.)
2. О священных знаках – иероглифах. (Колодец времени – фишка .)
3. О том, чем прославился французский ученый Жак Шампольон, и что такое Розеттский камень…
(Дается сообщение ученику.)
4. О древней письменности китайцев…
Учебник – с.79–80, пересказ по плану в тетради. ТПО – с 56.– творческая работа. Работа в группах по выбору над пословицами.
VI. Проверка, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов
Цели:
- установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
- обобщение по плану, получившемуся на доске.
Фронтальный опрос с опорой на колодец времени.
Учитель:
– Назовите этапы возникновения и развития
письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?
Анализ и оценка успешности достижения цели.