В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей “Центр детского творчества” г. Заринска Алтайского края с 1994 года работает школа раннего развития “Малышок” для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Учитывая особенности маленького сибирского города (население 54 тыс.), в прошлом комсомольско-молодежная стройка, сегодня город одного предприятия ОАО “Алтай-кокс” и высоким уровнем безработицы, просветительскую работу с родителями целесообразно проводить через родительские лектории. Общее время занятий с детьми – 2 часа, соответственно, если проводится встреча с родителями, она длится 1 час 40 минут – 1 час 50 минут. На протяжении всего лектория постоянно приводятся конкретные примеры из учебного процесса, изложение которых не считаю целесообразным. Указывается, на что обратить внимание в том или ином случае во время занятий дома с ребенком.
ЦЕЛЬ: показать особенности развития личностной и познавательной сфер дошкольника.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: сопровождение всего лектория слайдовым материалом (Приложение 1).
Общая характеристика возраста.
Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Социальная ситуация развития.
Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
ИГРА. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.
В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Жизнь в игре происходит в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Игра способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Происходят качественные изменения в психике ребёнка.
Центральное новообразование.
Новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
Особенности развития познавательной сферы.
Мышление.
Мышление в дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно- образному и в конце периода к словесному мышлению.
Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок легко фантазирует, на занятиях с психологом легко “превращается” в гномика, игрушку, сказочного героя.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности.
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Именно по такому принципу построены занятия с детьми курса “Психология общения”. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
Речь.
Развитие речи, её становление влияет на восприятие , внимание ребенка.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык для ребенка становится действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Если к этому периоду остались проблемы с речью, то обязательно в школе будут проблемы с русским языком.
Интенсивно растет словарный запас ребенка. Телевизор мешает его развитию.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.
Ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
- ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.
Восприятие.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
- восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
- зрительное восприятие становится одним из ведущих;
- воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами;
- совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.
Внимание.
В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте:
- значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием);
- внимание становится опосредованным;
- внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
Память.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Воображение.
Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности.
Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.
Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
К концу дошкольного периода воображение ребенка становится управляемым.
Эмоциональная сфера.
Это один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка.
Для дошкольного детства характерна, в целом, спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Остановимся более подробно на важности развития эмоциональной стороны. Ведь именно благодаря эмоциям происходит становление “человеческого в человеке”.
1. Пятимерный мир и предметное сознание.
А.Н. Леонтьев первым обратил внимание на то, что животные живут в четырехмерном мире (трехмерное пространство и время). Развитие ребенка от рождения до 2,5 – 3 лет совпадает с процессом порождения пятимерного мира в нем. Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития. Примерно с 3 лет сознание из предметного становится смысловым.
2. Шестимерный мир и смысловое сознание.
Без значений нет предметов, без смыслов предметный мир не может стать реальностью. Эмоции обеспечивают прохождение в сознание тех предметов мира, которые имеют для человека ценность и смысл. Поэтом человек видит то, что ему надо. (Родителям предлагается ответить на вопрос, какие входные двери учреждения. Как правило, не отвечают). Именно в эмоциях лежит механизм, обеспечивающий устойчивость многомерного мира человека. В основе перехода ребенка от предметного сознания к смысловому лежит его деятельность и деятельность посредников (взрослых), устанавливающих мост между ребенком и культурой. Ребенок может сам решать задачи на “смысл”. Может сам приписывать такой смысл предметам, которого они не имеют (палочка – как лошадка). Л.С. Выготский отмечал, что уже первые вопросы ребенка никогда не являются вопросами о названии предметов, это всегда вопросы об их смысле. (Приводятся примеры общения с маленькими детьми и какие ошибки наиболее типичны. Особое внимание уделяется искажению взрослыми слов – “лампочка – чик-чик” и т.п.) Вспомните именно этот период вашего общения с ребенком. Как вы его строили?
3. Кризис перехода к ценностному сознанию.
В 11,5 – 12 лет мир ребенка превращается в устойчивую “действительность”. Ценность – системное качество. Остро возникает потребность ребенка в самореализации, которую современная школа удовлетворить пока не помогает. Ребенок теряет сензитивность к учению. Но это уже другой разговор.
Мы должны понимать с вами закономерную цепочку: есть эмоции – есть мысли – активность – в основе активности познавательный интерес – значит есть мотив.
Развитие мотивационной сферы.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, детей).
Сначала ребенку нужно, чтобы кто-нибудь был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно и импульсивно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.
В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка.
Развитие самосознания.
Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.
О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Поэтому очень важно при общении с ребенком разводить то, что связано с поведением и с личностью : “Я тебя люблю, но поведение меня огорчает…”
Кризис 7 лет.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального “Я”.
Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
- интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы);
- личностная (в том числе, мотивационная);
- социально-психологическая готовность;
- готовность эмоционально-волевой сферы.
Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится “Методика родительских оценок и притязаний” .
№ | Названия психических процессов и способностей ребенка. |
1 | Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез). |
2 | Внимательность, усидчивость. |
3 | Память (запоминание, сохранение, воспроизведение). |
4 | Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики. |
5 | Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, дикция, интонационная выразительность). |
6 | Умение общаться со взрослыми. |
7 | Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство). |
8 | Способности к математике, технике. |
9 | Способности к рассказыванию, чтению стихотворений (гуманитарные). |
10 | Способности к музыке. |
11 | Способности к изодеятельности. |
12 | Способности к движениям (физические способности). |
13 | Способности к языкам. |
14 | Творческая активность. |
15 | Умение играть, самостоятельно создавать сюжет, правила игры. |
16 | Организаторские способности. |
Родителям предлагается оценить по пятибальной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов – очень высокая;
4 балла – высокая;
3 балла – средняя;
2 балла – низкая;
1 балл – очень низкая;
0 баллов – отсутствие выраженности
Баллы выставляются в первом столбике опросного листа .
1. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлагается во втором столбике поставить желаемые баллы.
Таким образом, наглядно предстает разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Список использованной литературы.
- Абрамрва Г.С. Возрастная психология. – М.-Екатеринбург, 2000.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск, 1999.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2000.