Урок обученния грамоте по теме: "Звуки [ж]-[ш] и их обозначение буквами Ж, Ш"

Разделы: Начальная школа


Задачи.

  1. Познакомить учащихся со смыслоразличительной ролью звуков [ш-ж], научить различать их на слух, не смешивая один с другим и звуками [з-с]. Научить детей читать слова и предложения с новыми буквами. Привлечь внимание к сочетаниям ШИ-ЖИ. Учить выделять ударные сочетания ШИ-ЖИ как “опасные места” при письме.
  2. Развивать речь, познавательную активность.
  3. Воспитывать и прививать навыки школьного труда, аккуратность.

Оборудование: доска с заданиями, слоговая таблица, учебник, лента букв, касса букв и слогов, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Всесторонняя проверка знаний.

  • чтение алфавита печатных букв. Называние труднозапоминаемых названий букв (К, Л, М, Н, Ф, Р, С). Подбор слов со звуками, которые обозначаются этими буквами.
  • работа со слоговой таблицей, нахождение в ней слов: КАНИКУЛЫ, МУЗЫКА, ПАРУС, КУПАЛА.
  • хоровое чтение с доски слов с изученными буквами (ударения в словах проставлены):
ВАРИЛ БОЛЕЛА ИГРАЛ
ПОВАР ЗАБОЛЕЛ ПОИГРАЛ
ЗАВАРИЛА ПЕРЕБОЛЕЛА ПРОИГРАЛ
ТОВАР БАЛОВАЛА ПЕРЕИГРАЛ
  • чтение слов цепочкой с выделением ударного слога силой голоса. Выборочное чтение детьми по слогам 4 – 5 сложных слов с перестановкой ударения с одного слога на другой. Определение “опасных мест” при письме гласных в словах.

Подготовка к активному сознательному усвоению нового учебного материала. Определение темы и цели урока.

  • работа со звуками [ш-ж], буквами Ш, Ж.

Звуковой анализ слова ШАР. Выделение звука [ш] и его характеристика (согласный, твердый, глухой, произносится без голоса). Показ буквы Ш и ее правильное название (ша).

- А какое слово получится, если первый звук в слове ШАР произнести с голосом? (ЖАР) Выделение из слова ЖАР звука [ж] и его характеристика. Показ буквы Ж, ее название (жэ).

Сравнение звуков [ж-ш], выявление сходства по артикуляции: при произнесении звуков во рту создается одинаковая преграда (кончик языка поднимается к небу) и различия по голосу и шуму. Вывод: [ш-ж] – парные согласные по глухости-звонкости.

  • чтение по слоговой таблице слогов с буквами Ш, Ж и всеми буквами гласных, кроме Ы, Э, Я, Ю:

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ

При этом обращается внимание детей на то, что в слогах последних трех столбиков буквы И, Е, Е не обозначают мягкости звуков. Звуки [ш-ж] всегда твердые и не имеют пары по мягкости.

Физкультминутка.

IV. Усвоение новых знаний.

  • слуховой диктант: ЖУК, СУК, СУП, ЖИР, СЫР, ЖИЛ, ШИЛ, КОСА, КОЗА, КОЖА, КОШКА, ШУБКА, ЖУТКО, СУТКИ, ЗУБКИ, ЗАЛ, ШАЛЬ, ЖАЛЬ. Дети повторяют слова и показывают одну из четырех карточек с буквами Ж, Ш, С, З.
  • чтение с доски слогов и составление из них слов:

  • чтение с доски предложений и ответ на вопрос: “Бывает или нет?”

Хрюшка хрюкает.

У Саши сушки.

У мышки пушки.

У мошки хлопушки

А у Миши Мишина друг мишка.

Мишка ловит мышку.

  • упражнения в чтении слов и предложений с новыми буквами по с. 96. Плавное хоровое чтение текстов про камыши и про жука.

Рассматривание иллюстраций. Хоровое плавное чтение стихотворений о буквах Ш и Ж.

Работа по с. 97.

Чтение рифмовки с сочетаниями ЖИ-ШИ, индивидуальное и по цепочке. Привлечение внимания к тому, что слоги ЖИ-ШИ с ударным гласным звуком – это “опасное место” при письме.

Слоги ЖИ-ШИ под ударением, будем всегда подчеркивать, чтобы не допустить ошибки в них, нужно знать правило: ЖИ-ШИ под ударением пиши только с И. ( На доску вывешивается плакат с формулировкой правила и значки обозначения опасных мест. Правило хором проговаривается).

V. Первичное закрепление новых знаний.

  • развитие нравственных качеств через пословицы. Прочитать пословицы с доски, объяснить их и найти “опасные места”.

- Знай больше, а говори меньше.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Добрая шутка дружбы не рушит.

  • хоровое чтение текста “Шишка и Мишка”. Беседа о многозначности слова ШИШКА. Выборочное чтение слов с буквой Ш из текста.

Физкультминутка.

VI. Подведение итогов урока.

- Посмотрите на “Ленту букв” и скажите, какие буквы вы сегодня узнали?

- Какие звуки они обозначают?

- О каких “опасных местах” вы сегодня узнали?

- А зачем нужно находить “опасные места”?

- Как вы расскажите дома, о чем сегодня узнали?