Задачи.
- Познакомить учащихся со смыслоразличительной ролью звуков [ш-ж], научить различать их на слух, не смешивая один с другим и звуками [з-с]. Научить детей читать слова и предложения с новыми буквами. Привлечь внимание к сочетаниям ШИ-ЖИ. Учить выделять ударные сочетания ШИ-ЖИ как “опасные места” при письме.
- Развивать речь, познавательную активность.
- Воспитывать и прививать навыки школьного труда, аккуратность.
Оборудование: доска с заданиями, слоговая таблица, учебник, лента букв, касса букв и слогов, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Всесторонняя проверка знаний.
- чтение алфавита печатных букв. Называние труднозапоминаемых названий букв (К, Л, М, Н, Ф, Р, С). Подбор слов со звуками, которые обозначаются этими буквами.
- работа со слоговой таблицей, нахождение в ней слов: КАНИКУЛЫ, МУЗЫКА, ПАРУС, КУПАЛА.
- хоровое чтение с доски слов с изученными буквами (ударения в словах проставлены):
ВАРИЛ | БОЛЕЛА | ИГРАЛ |
ПОВАР | ЗАБОЛЕЛ | ПОИГРАЛ |
ЗАВАРИЛА | ПЕРЕБОЛЕЛА | ПРОИГРАЛ |
ТОВАР | БАЛОВАЛА | ПЕРЕИГРАЛ |
- чтение слов цепочкой с выделением ударного слога силой голоса. Выборочное чтение детьми по слогам 4 – 5 сложных слов с перестановкой ударения с одного слога на другой. Определение “опасных мест” при письме гласных в словах.
Подготовка к активному сознательному усвоению нового учебного материала. Определение темы и цели урока.
- работа со звуками [ш-ж], буквами Ш, Ж.
Звуковой анализ слова ШАР. Выделение звука [ш] и его характеристика (согласный, твердый, глухой, произносится без голоса). Показ буквы Ш и ее правильное название (ша).
- А какое слово получится, если первый звук в слове ШАР произнести с голосом? (ЖАР) Выделение из слова ЖАР звука [ж] и его характеристика. Показ буквы Ж, ее название (жэ).
Сравнение звуков [ж-ш], выявление сходства по артикуляции: при произнесении звуков во рту создается одинаковая преграда (кончик языка поднимается к небу) и различия по голосу и шуму. Вывод: [ш-ж] – парные согласные по глухости-звонкости.
- чтение по слоговой таблице слогов с буквами Ш, Ж и всеми буквами гласных, кроме Ы, Э, Я, Ю:
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ
При этом обращается внимание детей на то, что в слогах последних трех столбиков буквы И, Е, Е не обозначают мягкости звуков. Звуки [ш-ж] всегда твердые и не имеют пары по мягкости.
Физкультминутка.
IV. Усвоение новых знаний.
- слуховой диктант: ЖУК, СУК, СУП, ЖИР, СЫР, ЖИЛ, ШИЛ, КОСА, КОЗА, КОЖА, КОШКА, ШУБКА, ЖУТКО, СУТКИ, ЗУБКИ, ЗАЛ, ШАЛЬ, ЖАЛЬ. Дети повторяют слова и показывают одну из четырех карточек с буквами Ж, Ш, С, З.
- чтение с доски слогов и составление из них слов:
- чтение с доски предложений и ответ на вопрос: “Бывает или нет?”
Хрюшка хрюкает.
У Саши сушки.
У мышки пушки.
У мошки хлопушки
А у Миши Мишина друг мишка.
Мишка ловит мышку.
- упражнения в чтении слов и предложений с новыми буквами по с. 96. Плавное хоровое чтение текстов про камыши и про жука.
Рассматривание иллюстраций. Хоровое плавное чтение стихотворений о буквах Ш и Ж.
Работа по с. 97.
Чтение рифмовки с сочетаниями ЖИ-ШИ, индивидуальное и по цепочке. Привлечение внимания к тому, что слоги ЖИ-ШИ с ударным гласным звуком – это “опасное место” при письме.
Слоги ЖИ-ШИ под ударением, будем всегда подчеркивать, чтобы не допустить ошибки в них, нужно знать правило: ЖИ-ШИ под ударением пиши только с И. ( На доску вывешивается плакат с формулировкой правила и значки обозначения опасных мест. Правило хором проговаривается).
V. Первичное закрепление новых знаний.
- развитие нравственных качеств через пословицы. Прочитать пословицы с доски, объяснить их и найти “опасные места”.
- Знай больше, а говори меньше.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Добрая шутка дружбы не рушит.
- хоровое чтение текста “Шишка и Мишка”. Беседа о многозначности слова ШИШКА. Выборочное чтение слов с буквой Ш из текста.
Физкультминутка.
VI. Подведение итогов урока.
- Посмотрите на “Ленту букв” и скажите, какие буквы вы сегодня узнали?
- Какие звуки они обозначают?
- О каких “опасных местах” вы сегодня узнали?
- А зачем нужно находить “опасные места”?
- Как вы расскажите дома, о чем сегодня узнали?