Цели:
- закрепить изученный материал,
- дать первичное понятие о компонентах и результатах действия сложения,
- развивать логическое мышление при решении текстовых задач,
- повышать интерес учащихся к предмету “Математика”.
Оборудование: Сказочные герои, набор геометрических фигур, числовые веры, раздаточный материал цифр для составления решения задач, таблички с названием компонентов и результатом действия при сложении, домики для проверки состава чисел, ряды числовых последовательностей. Учебник “Математика” (авт. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова).
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
2. Устный счет – задачи в стихах:
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- Давайте с вами проведем математическую разминку и решим веселые задачки в стихах. Итак, приготовьтесь и слушайте очень внимательно.
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес? (2)
Почему 2? Как вы узнали?
Группа малышей – утят
Плавать и нырять хотят
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу. (8)
А почему вы так считаете?
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветков в букете? (5)
Объясните, почему в букете 5 цветков?
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами закрепим изученный материал и познакомимся с новой темой, вы ее должны будете сформулировать сами. А сейчас отправляемся в путешествие на поезде. Старуха Шапокляк решила нам помешать, она перепутала номера вагонов. Веселый поезд впал в отчаяние, он не может тронуться. Ребята, давайте ему поможем. Расставьте вагоны в нужном порядке.
(дети выходят к доске и расставляют вагоны)
- Как называется счет от 1 до 10?
- Что происходит с числами в этом числовом ряде?
- Как называется счет от 10 до 1?
- Что происходит с числами?
Итак, наш поезд в пути. Первая станция “Числовая”.
Загадка.
Это сказочный герой,
Он известен нам с тобой.
С огромными ушами
И с добрыми глазами.
Не зверюшка и не пташка,
Он зовется … (Чебурашка)
- Кто был лучшим другом Чебурашки? (Крокодил Гена)
Они решили попросить у вас помощи. Сейчас три человека будут работать у доски над составом чисел индивидуально, остальные приготовьтесь к фронтальной работе. Ответьте на мои вопросы.
- Сколько дней в неделе?
- Какой первый день недели?
- Какой последний день недели?
- Сколько месяцев в году?
- Как называется фигура, у которой 3 стороны и 3 угла?
Работа с числовым веером.
- Покажите число соответствующее моим хлопкам. (3)
- Сколько раз я топнула? (4)
- Какое число предшествует числу 6? (5)
- Какое число следует за числом 7? (8)
Работа с числовыми последовательностями.
- Покажите веером спрятанное число 1.3.5
- Что вы можете сказать об этих числах? (все они натуральные)
- Какие числа называются натуральными? (числа, которые используются при счете, называются натуральными)
- Что вы можете сказать о следующем числовом ряде?
2 4 6 8 (этот числовой ряд, состоит из четных чисел)
- Что вы можете сказать об этом числовом ряде?
1 3 5 7 9 (это числовой ряд нечетных чисел)
А теперь проверим “Состав чисел” и проанализируем работу ребят.
Следующая станция впереди, но поезд резко затормозил. В чем же дело? Посмотрите это Старуха Шапокляк, сорвала “Стоп кран”. Поезд не может тронуться, горит красный свет. Ребята, давайте поможем нашему поезду. Продолжите мое утверждение.
- Если стол выше стула, то …
- Если река глубже ручейка, то ручеёк …
- Если 2 больше 1, то …
- Если сестра старше брата, то …
- Если правая рука справа, то …
Загорелся зеленый огонек, и мы едем дальше. Следующая станция “Геометрическая”.
Загадка.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка,
Как зовется тот мальчишка? (Буратино)
- Как называется книга, где Буратино был главным героем?
- Кто ее написал?
- Какой был Буратино ученик?
Он просит у вас помощи. Назовите все геометрические фигуры.
- Сколько всего кругов?
- Сколько треугольников?
- Сколько овалов?
- Сколько четырехугольников?
Буратино просит вас назвать и другие геометрические фигуры.
Что образует замкнутая ломаная?
Поезд отправляется дальше в путь. Следующая станция “Смекалистая”. Кот в сапогах предлагает вам задачи.
- Из-за куста выглядывает 6 ушек, там спрятались зайчики. Сколько зайчиков?
- У лошади 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у лошади?
- Из будки торчат 5 хвостиков. Сколько там собачек?
Физкультминутка.
Красный свет – стоим
Желтый – похлопали
Зеленый – побежали.
Наш Веселый поезд отправляется дальше. Мы с вами побывали на станции “Числовой”, “Геометрической” и станции “Смекалистой”. А теперь наш поезд мчится к самому большому математическому городу.
4. абота над новой темой.
Сейчас вы будете работать в парах с математическим набором.
Положите 3 синих кружочка и 2 красных (учитель показывает на доске).
- Сколько всего кружочков? (5)
- Как получили 5? (3+2=5) Составляем запись на доске.
Мы выполнили действие сложение и в результате сложения получили Сумму. Сумма сложения равна 5.
На доске появляется карточка Сумма, она крепится под цифрой 5.
- Какие два числа мы прибавили? (3 и 2)
- Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемые. Назовите первое Слагаемое. (3)
- Назовите второе Слагаемое. (2)
На доске под соответствующими числами появляются записи:
Слагаемое Слагаемое
Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат.
Над выражением запись:
Сумма
Здесь можно прочитать так: сумма чисел 3 и 2 равна 5.
- Еще раз назовите первое слагаемое. Назовите второе слагаемое. Назовите сумму. Прочитайте запись по-новому.
- Ребята, а кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Тема: Слагаемое. Слагаемое. Сумма.
Физкультминутка.
Два притопа, два прихлопа,
Ёжики, ёжики.
Наковальня, наковальня,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе,
Девочки, мальчики.
5. Повторение и закрепление, изученного материала.
По учебнику (стр.78 – 79)
Проводится работа по рядам (стр. 78,№1).
1 ряд комментирует первый пример
2 ряд комментирует второй пример
3 ряд комментирует третий пример
1. Решение примеров с опорой на числовой ряд (стр.78,№2)
Примеры решаются устно, по “цепочке”.
- На какие две группы можно разделить примеры? (Примеры на сложение и вычитание)
- Что общего в примерах на сложение? (Второе слагаемое равно 2.)
2. Подготовка к решению задач (стр.79)
Прочитайте задачу №4
- О чем прочитали? (о книгах)
- Что обозначают зеленые квадратики? (Это сколько книг было у Васи – 6)
- Что обозначают желтые квадратики? (Это сколько книг подарили – 2)
- Что нам нужно узнать? (Сколько всего книг стало)
Составьте выражение из разрезных карточек и найдите его значение.
3. Работа в тетради с печатной основой (стр.21)
Самостоятельная работа.
С опорой на рисунки решите примеры самостоятельно.
Сдайте тетради для проверки.
6. Итог урока.
- Над какой новой темой мы сегодня работали?
- Как можно по-новому прочитать пример на сложение?
- Каких сказочных героев встретили?
- Кто из них добрый? Почему?
- Встаньте те, кто считает, что хорошо сегодня работал на уроке.