Интегрированный урок по ОБЖ и чтению на тему: "Безопасность на льду". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Ребятки сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим прогулку- путешествие по карте, а именно к Северному Ледовитому океану.

А на чем мы отправимся, вы мне скажите, после тог, как отгадаете загадку:

ВСЕ ЛЕТО СТОЯЛИ, ЗИМЫ ОЖИДАЛИ,
ДОЖДАЛИСЬ ПОРЫ, ПОМЧАЛИСЬ С ГОРЫ.

Да, мы отправимся с вами на санях. Но на санях, которые запряжены в оленью упряжку.

А прежде чем нам отправиться в путь, они хотят узнать, как вы приготовили домашнее задание.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: “Не убейся, родная!”
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу!
Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеется голубка!
Не до ворчанья няне седой:
Любит она ее смех молодой…

(спрашиваю не для всех, выборочный опрос)

3. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

Наши олени долго не могут стоять на месте, поэтому остальных спросим на следующем уроке.

Итак, мы отправляемся в путь!

Ребята, какая вода в этом океане?

(Она покрыта льдом)

Да, поэтому он и называется Северный Ледовитый океан.

Ребятки, раз этот океан покрыт льдом, давайте мы отправимся туда, поиграть.

А какие игры можно играть на льду?

(хоккей, кататься на коньках и т. д.)

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ.

Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!

- ЧТО ЭТО?

- Да, это коньки и лед.

А какие правила нужно соблюдать при катании по льду на коньках.

КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.

ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.

ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ И ОСОБЕННО В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.

- Да, правильно, ведь скоро и мы с вами начнем кататься на коньках.

- А еще, какой зимний вид спорта, любимый вами можете назвать. Вы мне скажите после того, как отгадаете загадку.

ДВЕ НОВЫЕ КЛЕНОВЫЕ
ПОДОШВЫ ДВУХМЕТРОВЫЕ:
НА НИХ ПОСТАВИМ ДВЕ НОГИ
И ПО БОЛЬШИМ СНЕГАМ БЕГИ.

Да, это лыжи.

А, какие правила связанные с этим видом спорта вы знаете?

  1. Не размахивать палками при ходьбе на лыжах.
  2. Надо кататься на лыжах по проложенной лыжне.
  3. Надо соблюдать дистанцию.
  4. Нельзя кататься на проезжей части.
  5. Нельзя кататься по крутым склонам и трамплинам, если ты не мастер спорта.

А если нам нужно перейти на другую сторону водоема? То, какие правила нужно соблюдать?

  1. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕРЯТЬ ПРОЧНОСТЬ ЛЬДА, УДАРОМ НОГИ, РИСКУЯ ПРОВАЛИТЬСЯ ПОД ЛЕД.
  2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЕД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЕД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.
  3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЕД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.
  4. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЕД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.
  5. ОСОБЕННО ОСТОРОЖНО СЛЕДУЕТ БЫТЬ ВБЛИЗИ ВЫСТУПАЮЩИХ НА ПОВЕРХНОСТЬ КУСТОВ, ОСОКИ, ТРАВЫ, В МЕСТАХ, ГДЕ БЫСТРОЕ ТЕЧЕНИЕ, ГДЕ РУЧЬИ ВПАДАЮТ В ВОДОЕМЫ, ВЫХОДЯТ РОДНИКИ, ВЛИВАЕТСЯ В СТОЧНЫЕ ВОДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
  6. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЬДУ НЕОБХОДИМО, ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ, ПО ЛЬДУ НАДО УБЕДИТЬСЯ, В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.
  7. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.
  8. ЕСЛИ ПРИХОДИТСЯ ИДТИ ПО ЦЕЛИНЕ, ТО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕОБХОДИМО КРЕПЛЕНИЯ ЛЫЖ ОТСТЕГНУТЬ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО БЫСТРО ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НИХ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ. ПАЛКИ НУЖНО ДЕРЖАТЬ В РУКАХ, ПЕТЛИ С КИСТЕЙ РУК СНЯТЬ. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛЫЖНИКАМИ ДОЛЖНО БЫТЬ 5-6 САНТИМЕТРОВ. ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ ЛЫЖНИК, ИДУЩИЙ ПЕРВЫМ, УДАРАМИ ПАЛОК ПРОВЕРЯЕТ ПРОЧНОСТЬ ЛЬДА.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- Пока мы с вами катались, вспоминали все правила, нам наши олени доставили почту.

А здесь, ребятки, оказывается, письмо! Кто же нам его прислал? А прислала нам его Яна Назарова.

А что же все-таки в этом письме? А в этом письме ее рассказ “Тонкий лед”.

6.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ ПО ЦЕПОЧКЕ.

Я. Назарова “Тонкий ледок”

Ух, здорово лететь с высокой горки! Компания ребят снова и снова съезжало на припорошенный снегом речной лед. Так увлеклись, что не сразу услышали отчаянный крик: “Помогите!”

А когда опомнились, оценили: две девочки из их компании – Маша и Аленка – барахтались в проруби. Дима, не раздумывая, побежал спасать одноклассниц. Но не успел он сделать последний прыжок, как сам оказался в воде “Держитесь, ребята помогут!” - крикнул он девчонкам.

Но одноклассники боялись ступить на хрупкий лед.

Маша с трудом цеплялась за кромку льда. Аленка барахталась из последних сил. И тут Маша первая заметила Толика. Он полз к ним на животе по льду, осторожно проталкивая впереди себя длинную палку. Первым за нее схватилась Аленка – она была ближе всех. “Ползли осторожно назад!” - велел Толик. Теперь его палочка выручалочка спасал Машу. Наконец очередь дошла до Димы. Теперь Маша, лежала на животе, держала за ноги Толика, а он тянул Диму из последних сил.

Наконец вся компания добралась до берега, где ждали перепуганные одноклассники и взрослые, которых ребята успели позвать на помощь.

“Марш домой одеваться! - скомандовал чей – то папа. – И выпейте горячего чая с малиной, а то заболеете!”

Наутро ребята с нетерпением ждали Толика. “Откуда ты знал, как спасать девочек?” - открыл классную пресс-конференцию Дима.

“Ребята, Толин папа-спасатель! – вступила в разговор учительница Марина Николаевна. – Он, наверное, рассказывал сыну, что делать, если человек провалился под лед. Но главное: нельзя играть на середине реки, где лед особенно хрупкий, не стоит рыбачить весной, когда вскрываются реки… Толя, продолжай!”

Толя немного смущенно добавил: “Ни в коем случае нельзя бежать по хрупкому льду, как это сделал Дима, и тем более прыгать по льдинкам. Надо осторожно подползти к лунке на животе, слушая, не трещит ли лед.

Запомните: как только тонущий может ухватиться за палку или шарф, спасателю дальше ползти нельзя. Иначе он сам рискует провалиться под лед”.

7. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

- Что случилось с девочкой?

- Кто пришел им на помощь?

Как действовал Дима? Толик?

Почему другие ребята стояли в стороне?

Могли ли девочки сами спастись и выбраться из полыньи?

8. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

-Ребята, а какие правила нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лед?

  1. ТЕМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТОЖЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЕД.
  2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУКИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЕЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЕЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.
  3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЕК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЕД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЕД.

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Способы провалившегося под лед.

А все-таки если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?

Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть:

жерди, лыжи, лыжные палки, рюкзак, шарф, пальто, ремень, веревки, т.е . любые предметы, находящиеся рядом.

А если вы стали спасателями, то нужно помнить:

ЧТО ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО.

К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЕЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ.

ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА- ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.

10. Итак, ребята, сегодня мы с вами и покатались и вспомнили все правила поведения на льду.

Помогла нам в этом оленья упряжка и Северно-Ледовитый океан. А чтобы нам вернуться обратно мы должны с вами нарисовать знаки:

1 вариант – разрешающие знаки для игр на льду.

2 вариант – запрещающие знаки игр на льду.

11. ИТОГ УРОКА.

Сели все удобно в сани и мы с вами возвращаемся домой, в нашу родную гимназию.

Что же нового узнали на уроке?

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Нарисовать знаки.