Опыт работы педагога-психолога с семьей

Разделы: Работа с родителями


О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют родителей в том, что ребенка не воспитывают в ней. В то же самое время родители обвиняют педагогов в низком профессиональном уровне. Нельзя вынуждать ребёнка лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности.

В патриархальной семье наблюдается зависимость жены от мужа, детей от родителей. Внутрисемейные роли строго распределены, в ней господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Дети в этих семьях вырастают с преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях, дети лишены права голоса, у них не развивается интерес к проявлениям собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. “Я недостаточно хорош”, “Я беспомощен”, “Я чужой”, “Я сверхответственный” – тревога, страх получить наказание, такие дети совершают немотивированные поступки, т.е. в таких семьях чаще возникают эмоциональные проблемы у детей. Чтобы предупредить возможные последствия, важно знать о правах и обязанностях, о соблюдении правил в семье.

Когда люди живут в одной семье, то необходимы правила. Есть правила, которые не обсуждаются, но ребёнку всегда надо объяснять, для чего они нужны. Правилам подчиняются все члены семьи. Детям необходимо объяснять, что правила помогают избавить возникновение проблем и конфликтов.

Правила существуют, чтобы их выполнять, но они должны быть разумными и справедливыми, если они не выполняются, то должны следовать санкции, которые должны знать дети. Если правило нарушено, надо оценить ситуацию. Понимает ли ребёнок суть правила? Способен ли он ему следовать? Первое ли это нарушение? Или ребёнок игнорирует правила или нарушает его намеренно? Но если наказание неизбежно, то родители должны стремиться к тому, чтобы наказание соответствовало возрасту ребёнка, его характеру, а не его поступку. Реакция взрослых зависит от множества факторов.

Законы – это правила для всех. Взрослые и дети должны им подчиняться, даже если они им не нравятся. Правила есть везде: на работе, дома, в школе, в детском саду.

Вопрос. Какие законы знаете вы на своей работе? Каковы основания для них?

Задание. Расшифровать формулу “Закон семьи”. Вопрос. Что у вас получилось? Какие законы зашифрованы?

Важно увидеть в ребёнке индивидуальность. Все дети разные. Как ребёнок видит мир?.. корабль уходит в плавание и вы хотите его загрузить доверху, взять самое необходимое, но вдруг окажется, что есть ещё и безделушки. Вам могут сказать, что это лишнее. Главное, чтобы каждый взял в жизненный путь самое необходимое. Важно увидеть индивидуальность в ребёнке, уважать его взгляды, видеть мир глазами ребёнка. В животном мире учат выживать в природе, т.е. готовят к жизни.

Для него семья – это родина, это первая ступень общественной жизни. Первая школа воспитания будущего гражданина. Дети не рождаются с готовыми представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, что нужно любить и ненавидеть. Свои симпатии и нормы поведения, отношение к окружающей жизни они заимствуют главным образом от родителей, которые их воспитывают. Дети, наблюдая своих сестёр и братьев, родителей, мечтают быть похожими на них, подражают им во всём. Это даёт содержание их детским играм, занятиям, заполняет воображение. Направляет их чувства и поведение.

Родители не должны проходить мимо радостей и проблем детей, вместе переживать всё. Эти совместные переживания должны быть залогом того, что в будущем ребёнок не изолирует себя от общества, будет радоваться вместе с другими своими достижениями, преодолевать трудности.

В семье ребенок впервые действует как член коллектива, приучается нести определённые обязанности, уважать труд взрослых, заботиться о старших Особенно о родителях, дедушках, бабушках и о малышах. В правильно организованном семейном коллективе каждый вносит посильный вклад в общее дело, каждый несёт обязанности, хотя бы самые минимальные, это воспитывает у детей чувство долга и ответственности. Старшие дошкольники уже подчиняют свои интересы интересам семьи.

Мы знаем, как вам трудно, как вы стараетесь сделать для детей все возможное и невозможное, но кое с чем придётся смириться: вы не сможете быть для них всем, так же, впрочем, как и они для вас. Важно помнить, равенства всех членов семьи: у каждого есть не только обязанности, но и права, не только по отношению к другим, но и к себе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5