Разработка урока по окружающему миру (программа "Начальная школа XXI века под реакцией Н.Ф. Виноградовой) на тему: "Растения и человек". Дидактические игры на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму”. На уроке использован приём технологии РКМ. Данный урок соответствует современным требованиям, спроектирован с учётом со- держания программы “Школа XXI века”. Тип урока и методы обучения позволили организовать работу развивающего характера по усвоению нового материала, рассчитанную на большую степень самостоятельности и самоподготовки.

Тема: Растения и человек.

Цели: раскрыть роль растений в природе и жизни человека, обучать правильному поведению в природе, активизировать мышление учащихся.

I. Организация класса. Настрой

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!

II. Повторение. “Подскажи словечко”.

- Живые тела природы называют… (организмы)

- Растительный мир Земли по другому называется… (флора) .

- Верхний плодородный слой земли по другому называется… (почва) .

- Главное свойство почвы …(плодородие) .

- Разложившиеся в почве остатки растений и животных – это… (перегной, гумус) .

- К югу от ледяной зоны находится …(тундра)

III Проверка домашнего задания.

1. Игра-самоделка. (работа в группах)

Дети получают в конверте разрезанную на части картинку с изображением ландыша, клюквы, медуницы, эдельвейса, подсолнечника, одуванчика, кувшинки. Играющим предлагается сложить из частей изображённый на картинке рисунок, подписать.

- Расскажите, что знаете об этом растении.

2. Самостоятельная работа. По каким признакам растения относят к живым телам?

На доске.

IV. Работа над новым материалом. Загадка. Зелёный покров Земли. (растения)

1. Работа по учебнику. Страница 36. Рубрика “Выскажи предположение” Дети рассуждают на тему:

  • Без растений жизнь на Земле была бы невозможна.
  • Человек не может жить без растений. (дети доказывают свои гипотезы) . Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения?

Идёт работа

  1. Подумай сам.
  2. Поделись с товарищем.
  3. Обсуди в малой группе.
  4. Выдай в класс.

Затем представители каждой группы доказывают свои гипотезы о значение растений для жизни человека и всей природы.

На доске появляется кластер

2. Чтение материала по учебнику. Маркировка текста условными значками по ходу чтения: “V”-знал, “+”- новое “?”- хочу уточнить (спросить) . Дополнение кластера.

3. Сообщение учащихся на тему, “Какие растения дают строительный материал”.

Раньше на Руси всё делали из дерева: дома. сараи, бани, колодцы, лодки, корабли, оружия,. мебель . Хорошие мастера были на Руси, они кроме прочего, могли из дерева сделать украшения домов. Из дерева делали деревянную посуду, гребешки. , инструменты (грабли, сохи, рубанки, плуги) . На деревянных кораблях русские мореходы и охотники выходили в моря и океаны. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки) игрушки, шкатулки. Сотни лет на Руси строили дома из стволов деревьев (брёвен).

Эти дома были тёплыми, сухими, стояли дома до 100 и более лет.

2. Какие растения “одевают” человека.

В древние – предревние времена нити скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, но и шерстяные, и льняные. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созревает, лопаются коробочки с семенами, и в каждой будто кусочек ваты. Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и положат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян. Расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити. Семена тоже идут в дело – из них выжимают хлопковое масло. Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем.

Древние египтяне хлопка не знали. Они сеяли лён. До чего красив цветущий лён – всё поле в голубых цветочках! Отцветёт лён, созреют на нём семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать– расщепить его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут льняные нити. У льняных тканей есть ещё одна необычно важная профессия. Будешь в художественном музее обрати внимание: на табличках под многими картинами написаны слова “холст”, “масло”. Так вот холст – это полотно из толстых льняных нитей. Маслом, то есть масляными красками, художники пишут чаще всего на холсте ( кстати, краски эти замешивают обычно на масле, которое выжимают из семян льна).

Шёлковую нить людям прясть не надо - её прядёт гусеница бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так назвали потому что она ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признаёт.

Перед тем как превратиться в куколку гусеница выпускает “изо рта” две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя “с головы до ног”. Получается шёлковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон – да не один, а миллионы, и в каждом километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

4. Работа с рубрикой “Этот удивительный мир”. С. 37,38 учебника

5. Ядовитые растения. (рассказ учителя) Дети находят в учебнике иллюстрацию растения.

Из всего разнообразия растений на земном шаре около 700 могут вызывать тяжёлые или смертельные отравления людей. У одних растений наиболее ядовиты плоды (вороний глаз) . Это не высокое многолетнее растение высота его от 15 до 50 сантиметров. Ягода вороньего глаза чёрная с синеватым налётом Вороний глаз растение целиком ядовитое. Отравление этим растением вызывает рвоту и действует на сердце. Вех ядовитый (корни и корневища) . Высокое часто выше 1 метра с множеством белых цветков собранных в зонтик. Первые признаки отравления наступают через 20 -30 минут. Выражаются в слюнотечении, дрожи. Смерть наступает от удушья из-за паралича дыхательного центра. Волчье лыко – это охраняемое растение оно записано в Красную книгу. Волчье лыко – ядовитое растение. Белладонна встречается только в горах Кавказа, Крыма и Карпатах. Прорастает по берегам рек, в лесах и на вырубках. Это крупное, высотой до 1 метра многолетнее растение с одиночными или парными цветами буро – фиолетового цвета. Плоды внешне сходны со спелыми вишнями. При отравлении ягодами появляется сухость во рту, зрачки сильно расширяются, краснеет кожа лица. Возможен смертельный исход. Белена растёт на пустырях, в замусоренных местах, вблизи жилья у дорог. Все части этого растения ядовиты. Но особенно опасны созревшие семена и семенные коробочки. Отравление обычно происходит при попадании части ядовитого растения в желудок, при вдыхании пыльцы через органы дыхания. А также через кожу в результате соприкосновения с этим растением.

-Чтобы общение с растением не огорчало, что мы должны помнить? (выводы детей), чтение вывода по учебнику с 39.

6. Дифференцированная работа.

1 группа. Отгадай название дерева. Соедини загадку с отгадкой. (тетрадь страница 15)

2 группа. Отгадай название дерева. Придумай свою загадку о деревьях. Расскажи что-нибудь интересное о деревьях

3 группа. Раскрась только те предметы, которые сделаны из растений. Назови эти растения (тетрадь стр.

16) Проверка выполненного задания.

V Итог. – Какая информация была для вас новой?

- Какие ядовитые растения ты знаешь?

- Какие правила должны помнить при общении с растениями?

Напишите Синквейн “ Растения”

1 строка - одно имя существительное. Тема.

2 строка – два имени прилагательного

3 строка – два глагола

4 строка - одно существительное или наречие. (обобщение)

Растения

Лекарственные Ядовитые
Растут размножаются

Человек не может жить без растений.

Красота.

VI Домашнее задание.

1) Знать название ядовитых растений (тетрадь страница 16 задание 45, 46)

2) По желанию: найти интересную информацию о растениях; где в каких условиях растёт; используется ли человеком; чем оно тебе нравится; что в нём особенного.

Игру традиционно связывают с детством, поэтому игра и учебная деятельность в начальной школе должны быть неразрывно связаны. Представляю игры, которые можно использовать на уроках окружающего мира.

1. Осенний базар

Дидактическая задача: Обобщить знания детей об особенностях растений и домашних животных летом и осенью.

Оборудование : Муляжи овощей, фруктов или настоящие плоды, картинки домашних животных.

Класс оформлен в виде различных лавок осеннего базара “Цветочная лавка”, “Овощные ряды”, “Птичий рынок”, “Дары леса”. В каждой лавке свой “продавец” из числа ребят класса. Остальные дети “покупатели”

“Продавец” каждой лавки продаёт свой товар за определённую плату. Это могут быть следующие задания

1. Опиши растение или животное, которое ты хочешь купить не называя его.

2. Придумай загадку об овощах, которые ты хочешь купить.

3. Нарисуй на доске то животное, которое хочешь купить.

Если “ покупатель” сумел выполнить задание, а “продавец” отгадал задуманное, то первый получает товар

В виде картинки, муляжа, настоящего плода.

2. Цветочный магазин

Дидактическая задача: Расширить и обобщить знания детей о комнатных растениях.

Оборудование: Комнатные растения в горшках.

На столе учителя стоят комнатные растения в горшках. . Учитель выступает в роли продавца цветов. “Продавец описывает комнатное растение по внешним признакам, рассказывает откуда привезён данный цветок.

Дети стараются отгадать название и найти растение на столе учителя. Кто отгадал становится покупателем данного цветка. Когда все цветы “распроданы” учитель рассказывает об уходе за каждым из растений, об его отношению к свету, поливу, теплу. Дети расставляют свои цветы в классе , учитывая их особенности Обычно “покупатель” становится ответственным по уходу за цветком, который им “куплен”

3. Земля-вода-небо.

Дидактическая задача: Закрепить и расширить знания детей о классификации животных и их видовом названии. .

Оборудование: Мяч.

Другое название игры “Зверь-рыба-птица”. Соответственно, где небо, там птица, где вода-рыба, землязверь.

Играющие садятся или становятся по кругу, в центре ведущий с мячом. Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать соответствующее животное, например, волка или медведя на слово “земля”. Затем мяч возвращается учителю. Если игрок не может назвать животное. То он получает штрафной фант (в конце игры отгадывает загадки)

1)

У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.

2)

В ярком платье модница -
Погулять охотница.
От цветка к цветку летает,
Утомится отдыхает.

4. Крестики-нолики.

Правило: учитель читает высказывание, если оно верно, ученики ставят “+”, если неверно “0”.

Предлагаю задания по теме “ Разнообразие растений”.

1) В процессе питания растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. +
2) Условия необходимые для жизни растений: свет, тепло, влага, воздух, минеральные соли. +
3) Дикорастущие растения выращивает человек, а культурные растут сами по себе. 0
4) Водоросли нельзя назвать растениями. 0
5) Все хвойные растения зимуют с листьями. 0
6) Растение можно вырастить из листа. +
7) Природное сообщество-место, где растения, грибы, животные живут вместе  и жизнь каждого тесно связана с жизнью других. +
0
8) Грибы – это часть неживой природы.
9) Основными органами растений являются: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами . +

После выполнения работы обязательная проверка. Учащиеся аргументируют ответы и красной пастой исправляют ошибки.

1
+
4
0
7
+
2
+
5
0
8
0
3
0
6
+
9
+

5) Что у нас растёт.

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о растениях Кемеровской области. Дети внимательно слушают, если названное дерево прорастает в Кемеровской области, то дети молчат, если не прорастает, то хлопают в ладоши. В игре считаются и дикорастущие растения, и культурные.

Яблоня, груша, малина, берёза,
Ель, саксаул, облепиха, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе,
рябина, ольха,
Дуб. Кипарис, алыча,
Тополь, сосна. каланча.