В настоящее время, хотим мы того или нет, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже трудно ее вообразить без сотовых телефонов, компьютеров, телевизора. К сожалению, в отечественной системе образования современные технические средства обучения используются не в том объеме, как хотелось бы. Это связано не только с оснащением кабинетов, но и недостаточным информированием самих учителей. В своей статье мне бы хотелось восполнить этот пробел, поделившись некоторыми наработками.
- Учитывая вышесказанное, алгоритмический подход к преподаванию позволяет:
- Устанавливать причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения,
- Способствует формированию логического мышления у учащихся,
- Позволяет систематизировать учебный материал,
- Развивает творческое мышление учащихся,
- Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения.
Что касается последнего свойства, то вообще, образно говоря, я ставлю знак равенства между алгоритмом и компьютером.
И этому есть много оснований, так как в основе работы процессора лежат различного рода алгоритмы. Их применение на уроках зависит от творческого мышления и навыков работы на компьютере. В настоящее время довольно-таки много алгоритмов по химии разработано для учащихся 8-9 классов. Они встречаются как в учебниках, так и на разных образовательных сайтах (например: Селезнева О. Н., Ахметов М. А Учебно-методическое пособие (химия 8 класс) - Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Перевести их в электронный вид не составит большого труда. Алгоритмы же по органической химии редко встречаются в специализированной литературе, поэтому я и решил заняться разработкой данной проблемы.
В своей работе алгоритмы я использую на следующих этапах обучения:
- Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания;
- Самостоятельное обучение учащихся, не посещающих учебное заведение по тем или иным причинам;
- Объяснение нового материала на уроке;
- Обобщение, систематизация и коррекция знаний и умений учащихся.
Примеры использования алгоритмов на уроках химии в 10 классе
I. Объяснение нового материала.
В зависимости от подготовки класса я строю урок либо по дедуктивному, либо по индуктивному методу.
1. Примеры алгоритмов построенных по дедуктивному методу.
По сути дела – это традиционный способ изучения нового материала. От простого к сложному, от общего к частному, от общих положений к конкретным выводам, от строения к свойствам веществ.
Алгоритм к уроку “Физические и химические свойства алкенов”
(схема оформляется поэтапно, либо на компьютере с использованием мультимедийного проектора, либо на магнитной или обычной доске)
Рисунок1
Изучение нового материала проводится поэтапно: от строения АЛКЕНОВ к их свойствам. Весь материал фиксируется учащимися либо на компьютере, либо в тетрадях.
2. Примеры алгоритмов построенных по индуктивному методу.
При индуктивном способе рассуждений вначале накапливаются конкретные факты (данные), относящиеся к свойствам изучаемого явления. Затем эти данные обобщаются в форме качественного предположения о сущности механизма явления, то есть высказывается модельная гипотеза. На основе изучения модели делается обобщающий вывод о существовании неких количественных химических принципов, управляющих явлением. Путем обобщения химических принципов - формулируются соответствующие выводы. Таков схематический путь рассуждений, от частного к общему.
Пожалуй, это самый необычный подход к изучению материала. Образно говоря, схема заполняется с конца, отражая взаимосвязь
СВОЙСТВА-СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ
Фрагмент урока “Физические и химические свойства алканов”.
I Вариант
Учащиеся получают задание (Приложение 1)построить цепь в логической последовательности: свойства АЛКАНОВ —> строение АЛКАНОВ
Схема до ее обработки
Рисунок2
Схема после заполнения ее учащимися
Рисунок3
II Вариант
К тому же итогу можно придти при объяснении нового материала учителем.
В этом случае я обычно начинаю урок с просмотра видеоматериалов с диска “КАДИС Органическая химия” (opit2.avi), которые есть практически в любой школе.
После чего на доске записываю алгоритм-схему, аналогичную первому варианту; учащиеся в это время оформляют ее на компьютере, записывают уравнение реакции.
|
II. Применение алгоритмов-презентаций.
На мой взгляд, это самый интересный способ как изучения, закрепления, систематизации материала, так и один из вариантов самостоятельной работы учащихся.
В своей работе Вашему вниманию предлагаю презентацию Фрагмента урока
по теме: “Физические и химические свойства алкенов”.