Алгоритмический подход в преподавании органической химии в 10-м классе

Разделы: Химия


В настоящее время, хотим мы того или нет, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже трудно ее вообразить без сотовых телефонов, компьютеров, телевизора. К сожалению, в отечественной системе образования современные технические средства обучения используются не в том объеме, как хотелось бы. Это связано не только с оснащением кабинетов, но и недостаточным информированием самих учителей. В своей статье мне бы хотелось восполнить этот пробел, поделившись некоторыми наработками.

  • Учитывая вышесказанное, алгоритмический подход к преподаванию позволяет:
  • Устанавливать причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения,
  • Способствует формированию логического мышления у учащихся,
  • Позволяет систематизировать учебный материал,
  • Развивает творческое мышление учащихся,
  • Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения.

Что касается последнего свойства, то вообще, образно говоря, я ставлю знак равенства между алгоритмом и компьютером.

И этому есть много оснований, так как в основе работы процессора лежат различного рода алгоритмы. Их применение на уроках зависит от творческого мышления и навыков работы на компьютере. В настоящее время довольно-таки много алгоритмов по химии разработано для учащихся 8-9 классов. Они встречаются как в учебниках, так и на разных образовательных сайтах (например: Селезнева О. Н., Ахметов М. А Учебно-методическое пособие (химия 8 класс) - Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).

Перевести их в электронный вид не составит большого труда. Алгоритмы же по органической химии редко встречаются в специализированной литературе, поэтому я и решил заняться разработкой данной проблемы.

В своей работе алгоритмы я использую на следующих этапах обучения:

  1. Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания;
  2. Самостоятельное обучение учащихся, не посещающих учебное заведение по тем или иным причинам;
  3. Объяснение нового материала на уроке;
  4. Обобщение, систематизация и коррекция знаний и умений учащихся.

Примеры использования алгоритмов на уроках химии в 10 классе

I. Объяснение нового материала.

В зависимости от подготовки класса я строю урок либо по дедуктивному, либо по индуктивному методу.

1. Примеры алгоритмов построенных по дедуктивному методу.

По сути дела – это традиционный способ изучения нового материала. От простого к сложному, от общего к частному, от общих положений к конкретным выводам, от строения к свойствам веществ.

Алгоритм к уроку “Физические и химические свойства алкенов”

(схема оформляется поэтапно, либо на компьютере с использованием мультимедийного проектора, либо на магнитной или обычной доске)

Рисунок1

Изучение нового материала проводится поэтапно: от строения АЛКЕНОВ к их свойствам. Весь материал фиксируется учащимися либо на компьютере, либо в тетрадях.

2. Примеры алгоритмов построенных по индуктивному методу.

При индуктивном способе рассуждений вначале накапливаются конкретные факты (данные), относящиеся к свойствам изучаемого явления. Затем эти данные обобщаются в форме качественного предположения о сущности механизма явления, то есть высказывается модельная гипотеза. На основе изучения модели делается обобщающий вывод о существовании неких количественных химических принципов, управляющих явлением. Путем обобщения химических принципов - формулируются соответствующие выводы. Таков схематический путь рассуждений, от частного к общему.

Пожалуй, это самый необычный подход к изучению материала. Образно говоря, схема заполняется с конца, отражая взаимосвязь

СВОЙСТВА-СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

Фрагмент урока “Физические и химические свойства алканов”.

I Вариант

Учащиеся получают задание (Приложение 1)построить цепь в логической последовательности: свойства АЛКАНОВ —> строение АЛКАНОВ

Схема до ее обработки

Рисунок2

Схема после заполнения ее учащимися

Рисунок3

II Вариант

К тому же итогу можно придти при объяснении нового материала учителем.

В этом случае я обычно начинаю урок с просмотра видеоматериалов с диска “КАДИС Органическая химия” (opit2.avi), которые есть практически в любой школе.

После чего на доске записываю алгоритм-схему, аналогичную первому варианту; учащиеся в это время оформляют ее на компьютере, записывают уравнение реакции.

CH3(CH2)8CH3+Br2= CH3(CH2)8CH2Br+HBr

бромдекан

II. Применение алгоритмов-презентаций.

На мой взгляд, это самый интересный способ как изучения, закрепления, систематизации материала, так и один из вариантов самостоятельной работы учащихся.

В своей работе Вашему вниманию предлагаю презентацию Фрагмента урока

по теме: “Физические и химические свойства алкенов”.

Приложение 2