Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- научиться классифицировать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции;
- научиться находить наибольшее и наименьшее значения функции;
- научиться формулировать цели работы в группе;
- научиться оценивать свои знания при выборе задач;
- развивать организационные и коммуникативные умения при работе в группе.
ХОД УРОКА
Класс делится на группы учащихся с разными учебными способностями по 4 человека. В каждой группе распределены ролевые функции, названия которых: “теоретик”, “практик”, “инструктор”, “оценщик”. “Теоретик” на данном уроке первый рассказывает своей группе алгоритм решения задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения и нахождение наибольшего и наименьшего значения на отрезке. “Практик” формулирует цели работы группы. “Инструктор” руководит работой по классификации задач на группы, записывает шаги алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на интервале. “Оценщик” руководит обсуждением оценки за знание алгоритмов, за решение двух задач, контролирует выставление оценок в листок контроля и формулирует вывод о достижении поставленных целей учащимися группы.
I. Организационный момент
Учитель: Тема сегодняшнего урока “Наибольшее и наименьшее значения функции”. Вы будете работать в группах. С ролевыми функциями вы уже знакомы. Вам предложены 12 задач, которые надо разделить на группы. При этом вы повторите известные вам алгоритмы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и решения задач. Вы должны сформулировать цели работы вашей группы, решить по две задачи и подвести итог.
II. Работа в группах
Учитель: Распределите следующие 12 задач на группы.
В результате выполнения задания учащиеся выделили следующие группы задач, которые назвал “инструктор”:
- задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке (2, 7, 9);
- задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на интервале (3, 4, 5, 8, 10, 11);
- текстовые задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения.
III. Задания по теме
1. Из всех прямоугольных треугольников, у которых сумма одного катета и гипотенузы равна 1, найти треугольник с наибольшей площадью.
2. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = x3 – 6x2 + 9 на отрезке [–2; 2].
3. Найти наименьшее значение функции х2 + .на промежутке х > 0.
4. Найти наибольшее значение функции на интервале (0; 2).
5. Найти наименьшее значение функции х + на промежутке х > 0.
6. Сумма катетов прямоугольного треугольника равна 40. Какую длину должны иметь катеты, чтобы площадь треугольника была наибольшей?
7. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = x3 + 6x2 + 9x на отрезке [– 4; 0].
8. Найти наибольшее значение функции на интервале (2; 3).
9. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = х4 – 2х2 + 3 на отрезке [– 4; 3].
10. Найти наименьшее значение функции на промежутке х > 0.
11. Найти наибольшее значение функции х на интервале (0; 1).
12. Из всех цилиндров, у которых периметр осевого сечения равен Р, выбран цилиндр наибольшего объема. Найти этот объем.
Учитель: Что необходимо знать для решения задач из каждой группы?
Учащиеся: Алгоритмы.
Учитель: Какие алгоритмы вы знаете?
Учащиеся называют известные алгоритмы, проговаривают их в группах и “оценщик” выставляет в листок контроля по результатам следующие знаки: “+” – учащийся назвал все шаги алгоритма; “т” – учащийся назвал шаги с использованием памятки; “–” – учащийся не знает алгоритма. Первым проговаривает алгоритм “теоретик”, а потом все остальные.
Учитель: Какой алгоритм вам не знаком?
Учащиеся: Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на интервале.
Учитель: Составьте этот алгоритм, а отвечать за работу в группе будет “инструктор”.
Учитель оценивает результаты работы групп по составлению алгоритма.
Учитель: Сейчас вам надо выбрать две задачи на различные алгоритмы и решить их. По результатам знания трех алгоритмов сформулируйте цели работы в группе и запишите их в тетрадь, предварительно обсудив ваши возможности. “Практик” формулирует цели после обсуждения их в группе.
Учащиеся решают две задачи. Учитель контролирует правильность решения задач.
Ответы:
- Прямоугольный треугольник с катетами и S = .
- Наибольшее значение 9, наименьшее – 23.
- Наименьшее значение 8.
- Наибольшее значение 1.
- Наименьшее значение 4.
- Катеты 20 и 20, площадь наибольшая 200.
- Наименьшее значение f(– 4) = f(–1) = – 4,
- Наименьшее значение 1.
- Наибольшее значение f(– 4) = 227,
- Наименьшее значение f(3) = .
- Наибольшее значение 0,5.
- Наибольший объем V =
Наибольшее значение f(0) = f(–3) = 0.
Наименьшее значение f(– 1) = f(1) = 2.
За каждую правильно решенную задачу в листок контроля ставится знак “+”.
IV. Подведение итогов урока
Учитель: Обсудите и подготовьте выступление “оценщика” каждой группы.