Тема: Осень в произведениях русских художников, поэтов, композиторов.
Цели:
- совершенствовать все виды речевой деятельности;
- развивать творческие способности, воображение, мышление;
- помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, живопись, поэзию;
- учить детей совместной работе в коллективе.
Оборудование:
- портреты И.И.Левитана, П.И.Чайковского;
- репродукция картины И.И.Левитана “Золотая осень”;
- запись музыки П.И.Чайковского “Времена года”, “Октябрь”;
- напечатанные стихи об осени;
- алые кленовые листья, листья дуба, веточки сосны;
- лист ватмана, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Вступление
– Вот мы с вами опять вместе на наших совместных занятиях. Попробуйте сами определить тему нашего первого урока в этом году, а я вам немного помогу – загадаю загадку.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться.
Нам с тобой –
Идти учиться.
(Осень)
– А еще попробуем создать на бумаге свою осень, которую почувствуем сегодня на уроке. Начнем наш урок сказкой о грустном художнике, над картиной которого мы будем сегодня работать.
II. Сказка о грустном художнике
Жил-был грустный художник. А грустный он был
потому, что уж очень невеселая была у него
жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника
учиться ох как долго. Сначала надо научиться
рисовать. Потом писать красками, а потом еще
суметь делать это так, как до тебя это делать
никто не умел. Понятно, что на все надо много
времени.
У грустного художника не было ни денег, ни родных,
которые могли бы ему помочь. Он часто бывал
голоден, ходил в старой и рваной одежде и в
башмаках с оторвавшейся подошвой, а теплой
одежды и вовсе не имел. Представьте, ребята, как
замерзал он в холодные зимние дни.
В том доме, где он вырос, у него не было даже
своего уголка, поэтому студентом он часто
оставался ночевать в своем училище. Устраивался
под лавкой и старался забиться подальше, чтобы
его не заметил и не выгнал злой сторож, которого
все боялись и звали “нечистая сила”, как
какого-нибудь лешего или домового.
Да, трудно пришлось грустному художнику, но все
же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его
картины, признавали, что еще никто не умел
изображать природу так, как он.
Звали этого грустного художника Исаак Левитан.
На магнитной доске прикрепляется портрет художника.
III. Работа по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
– Ребята, как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)
– А Левитан назвал ее – “Золотая осень”. Давайте внимательно рассмотрим ее, послушаем. Что чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение? (Радость, спокойствие, поэтичность.)
– Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.
– Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.
– Давайте внимательно рассмотрим деревья, какие они?
– А как художник изобразил речку на картине? Какая она?
– Какой день изобразил художник?
– Какой цвет помог художнику показать золотую осень?
– Какие краски он использует, чтобы показать свое отношение к этому периоду осени?
Обобщение.
– Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, голубым. При помощи цвета и света художник свое настроение от созерцания осеннего дня передает и нам. Так что же это за картина? Послушайте!
IV. Чтение учениками описаний картины
Золотая осень
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой, осенней травой. Багряные и желтые березы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.
Золотая осень
А вот – золотая осень. Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, весь лес как будто горит – такие огненные цвета у листьев – багровый, желтый, красный, оранжевый. Красиво так, что дух захватывает. Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы… И снова все-таки немножко грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два – и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета. Но художнику все- таки удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда?
Золотая осень
Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будет зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.
– Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художника, но она живет и в стихах поэтов.
V. Работа над стихами об осени русских поэтов: И.А.Бунина “Осень” и А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало”
– Ребята! Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Послушайте стихотворение.
О, кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.
– Почему обжигаете? Кто догадался? (Листья похожи на языки пламени, обжигающая красота. Поэт обращается к листьям, как к живым, он ими восхищается.)
– А теперь вслушайтесь в стихотворение И.А.Бунина “Осень”.
Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение оно вызывает? (Радостное, веселое.)
– А почему? (Осень яркая, красивая.)
– Найдите и прочитайте выражения, где передаётся яркость осенних красок в лесу. С чем Бунин сравнил лес?
– А что ещё дополняет картину осеннего леса? (Звуки, запахи.)
– Найдите и прочитайте эти строчки.
Лес пахнет дубом и сосной.
Ученики получают листья дуба и веточки сосны, нюхают эти запахи.
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Ученики получают кленовые листья и шуршат ими.
– Так какая осень у Бунина? (Яркая, живая, многоцветная, вызывает радость, восхищение.)
– Подходит ли это стихотворение к картине Левитана?
Чтение стихотворения учеником.
– А теперь послушаем другие стихи русских поэтов о ранней осени.
Чтение учениками наизусть стихов об осени.
– А сейчас другое стихотворение А.С.Пушкина “ Уж небо осенью дышало”
Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение оно вызывает? (Грустное, безрадостное, унылое, печальное.)
– Что грустное?
Чтение строчек стихотворения.
– От чего грустно? (Впереди холода, предзимье, пора недолгая, это поздняя осень.)
– Соответствует ли оно сегодняшнему состоянию природы?
Чтение стихотворения учеником.
– Давайте сравним эти стихи.
Высказывания детей.
– Видите, какую разную осень показали поэты. Одна – весёлая, красивая, другая – грустная.
– У кого стихи о грустной осени?
Чтение наизусть учениками стихов об осени.
– У художников – краски, у поэтов – слова, у композиторов только звуки. Послушаем эти звуки.
VI. Работа над музыкальной пьесой П.И.Чайковского “Времена года”
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение на фоне музыки.
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
– Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П.И.Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
– Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?
– А почему осень – это печальное время года?
– Дослушаем эту пьесу до конца. П.И.Чайковский назвал её “Октябрь” или “Осенняя песня”. Постараемся представить себе картины осени?
– Какое настроение передает композитор в своей музыке?
– Какие картины осени вы услышали, представили себе?
– Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Кажется, что природа глубоко задумалась. Пьеса П.И.Чайковского “Октябрь” – тихая, печальная и очень красивая.
– А сейчас мы с вами попробуем изобразить свою осень, которую увидели и почувствовали.
VII. Рисование учениками осеннего коллективного рисунка на листе ватмана
VIII. Подведение итогов урока