“Не хочу читать!” – одна из проблем сегодняшней школы. Читающий ребенок – это замечательно. А читающий родитель – это замечательно вдвойне, потому что он привьет дочери или сыну любовь к книге, научит анализировать поступки героев и свои собственные. Современные школьники не только не читают произведений подростковой литературы, но даже не знают их авторов: В.Осееву, Г.Троепольского, Р.Фраермана, А.Алексина, А.Лиханова.
В 2002-2003 году, когда меня назначили классным руководителем 5 “А” класса, я провела “входную” анкету и была удивлена, что на вопрос “Есть ли дома детская библиотека?” 5 человек ответили “нет”, 7 – “есть, но небольшая”. На вопрос “Обсуждаете ли вы дома прочитанные книги?” многие дети затруднились ответить (средний возраст родителей – 30-35 лет, высшее образование у 7 человек, среднее специальное у 21, среднее у 13). И я решила проводить уроки семейного чтения (уроки внеклассного чтения) 1-2 раза в год.
Актуальность уроков семейного чтения:
- разобщенность детей и родителей, неумение организовать семейный досуг;
- отсутствие единения (совместных дел) “ученик-родитель-учитель”; осуществление связи классной и внеклассной работы;
- воспитание читающего человека, гражданина; развитие коммуникативности, аналитических способностей учащихся;
- формирование чувства коллективизма, помощи, ответственности.
Тип уроков семейного чтения – уроки-диалоги (межгрупповой диалог), форма урока – работа смешанных творческих групп.
Темы проведенных уроков семейного чтения:
2002-2003 год (май), 5 класс, “Маленький человек с большим сердцем” (по рассказу Б.Екимова “Фетисыч”);
2003-2004 год (май), 6 класс, “Учиться чувствовать чужую боль” (по повести В.К.Железникова “Чучело”);
2004-2005 год, 7 класс, “Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А.Алексина “Безумная Евдокия”” (открытый урок-видеосъемка для слушателей городского спецкурса “ШМУ”);
2005-2006 год, 8 класс, “Душевная красота человека в рассказах А.Грина “Голос и глаз”, “Победитель” и В.Вересаева “Состязание””.
В перспективе проведение уроков семейного чтения: в 9-м классе – по повестям Г.Щербаковой “Вам и не снилось” и “Дверь в чужую жизнь”; А.Приставкина “Ночевала тучка золотая”, по рассказу В.Астафьева “Людочка”; в 10-11-м классах – по произведениям А.Лиханова “Голгофа”, “Высшая мера” и В.Астафьева “Затеси” и “Печальный детектив”.
Цели работы:
- создание среды развития интереса к чтению у учащихся и родителей;
- организация сотрудничества “ученик-родитель-педагог” через уроки-диалоги;
- коллективное творческое дело как одна из форм организации семейного досуга.
Условия:
- положительная мотивация работы учащихся и их родителей в данном направлении;
- соотнесенность изучаемых на уроках семейного чтения произведений с программой;
- помощь учителя в обеспечении семей текстами произведений;
- выбор типа урока (уроки-диалоги) и групповой формы урока – залог успеха.
Трудоемкость для родителей:
- изначальное ощущение психологического дискомфорта;
- необходимость найти время для чтения и обсуждения с ребенком проблем книги.
Трудоемкость для учащихся:
- на подготовительном и основном этапах в организации психологической и общеучебной помощи своим родителям;
- изначальное ощущение психологического дискомфорта (страх за своих родителей).
Трудоемкость для учителя:
- осмысление роли данного типа уроков в системе обучения и воспитания;
- продуманное сотрудничество учащихся, родителей, учителя (классного руководителя);
- методическое обеспечение уроков семейного (домашнего) чтения;
- невозможность изучения большого по объему произведения, так как не все родители смогут к уроку прочитать и обсудить прочитанное со своим ребенком;
- новая роль учителя (классного руководителя) – роль координатора общей работы “большого класса”;
- необходимость создания ситуации комфорта для всех.
Объективные трудности для родителей снимаются за счет создания учителем атмосферы комфорта, наблюдения за работой своих детей и класса в целом, ощущения себя частью коллектива единомышленников;
- для учащихся – за счет консультаций и домашнего обсуждения на подготовительном этапе; на основном этапе – за счет наблюдения за работой своих родителей и родителей одноклассников, за счет психологической помощи всем членам своей группы; на заключительном этапе – за счет рефлексии;
- для учителя – за счет решения возникающих в ходе урока проблем, за счет координирования работы всех групп, создания на уроке ситуации комфорта.
Структура
1. Подготовительный этап – комплектование разноуровневых групп (с родителями), выбор лидеров (руководителей) групп из числа учащихся, постановка учителем задач перед группами, планирование работы внутри каждой группы, определение сроков консультаций, подготовка оценочного листа.
2. Основной этап – межгрупповой диалог. Общая цель – непосредственный анализ определенных ранее проблем, выводы по совместной работе. Средства обучения: текст произведения (первоисточник), вторичные источники (научно-методическая литература), сочинение-миниатюра, составление группой кроссворда по данной теме, оформление рисованного фильма, тезисного (цитатного) плана, таблицы-исследования и т.д. Критерии оценки работы групп: полнота и глубина ответов, цитирование, использование дополнительной литературы, участие в диалоге каждого, логика изложения, грамотность и аргументированность речи, умение логически построить ответ.
Ход основного этапа:
- определение темы, цели и задач урока, типа и формы урока;
- представление команд, лидеров групп, озвучивание критериев оценки работы групп (памятка);
- подготовка (время ограничено) и защита проблемы (монологический ответ по проблеме); анализ проблемы, данной одной группе, всеми другими (межгрупповой диалог, взаимообогащение);
- помимо анализа домашнего задания, в течение урока могут быть задания индивидуального характера для представителей от групп по составлению теста, разных типов планов, тем сочинений, написанию сочинения-миниатюры или вступления, вывода, плана.
Учителю предоставлена координирующая роль.
3. Заключительный этап – подведение итогов совместной работы:
- обсуждение в группах работы каждого участника межгруппового диалога с учетом самооценки, занесение результатов обсуждения в оценочные листы команды;
- итоговое слово учителя, предварительный анализ диалога;
- интервью или анкета после урока “Как бы Вы оценили работу других групп, своей группы, свою работу?” На основании полученных данных составляется рейтинг активности. Цель заключительного этапа – подведение итогов большой совместной работы с тем чтобы отметить удачное и проанализировать ошибки и недочеты с целью их преодоления. Характер домашнего задания – итоговые совместные с родителями сочинения-миниатюры “Об этой книге хочется рассказать”, “О чем недоговорили на уроке”, “Письмо писателю” и т.п.
Предполагаемые результаты:
- изменение отношений “ученик-родитель-учитель”, создание коллектива единомышленников;
- самореализация и самоутверждение в процессе совместной работы и родителей, и учащихся;
- возрастание интереса к чтению художественной литературы и желания продолжить разговор о прочитанном не только в классе, но и дома.
Данные анкеты для учащихся и родителей после проведения урока семейного чтения по повести В.Железникова “Чучело”. Анкету заполняли дома. Май 2004 г.
Вопросы |
Ответы |
Как вы относитесь к урокам семейного чтения? Аргументируйте свою позицию. | “Нравится”, - ответили все. Аргументы:
|
В какой форме, по вашему мнению, лучше проводить такие уроки? |
|
Как вы оцениваете работу родителей в целом? (Отвечали дети) |
|
Как вы оцениваете такие уроки? (Отвечали родители) | Все родители оценили положительно:
|
Анализ совместной деятельности учащихся 8-А класса и родителей, проведенный педагогом-психологом школы по результатам работы на уроке семейного чтения по повести А.Алексина “Безумная Евдокия”.
1. Изучение психологического климата в группах.
Психологический климат в группах № 1, 2, 3, 4 благоприятный.
2. Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива.
Параметры |
Группа, уровень. |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
1. Ответственность | хор. |
хор. |
хор. |
ср. |
2. Коллективизм | хор. |
хор. |
хор. |
ср. |
3. Сплоченность | хор. |
хор. |
хор. |
ср. |
4. Контактность | хор. |
ср. |
хор. |
ср. |
5. Открытость | ср. |
ср. |
хор. |
хор. |
6. Организованность | хор. |
хор. |
хор. |
хор. |
7. Информированность | хор. |
хор. |
хор. |
ср. |
3. Рейтинг активности
Группа № 1.
1. Мохова Т.Б. 2. Дубовикова В.П., Беляева А., Михайлова С.С. 3. КуприяновА. 4. Беляе ва Т.В. 5. Мохов С., Куприянова Л.Ю., Михайлова Д. 6. Дубовикова Т. 7. Алексеев Р., Евнуков Р.
Группа № 2.
1. Торопанова Т.А. (бабушка Смирновой А.) 2. Тарасова М., Синицын Д., Тарасов М.Л., Бакунин Р. 3. Бакунин А.В. 4. Смирнова А. 5. Ботыгин С. 6. Резанов И. 7. Резанова В.К.
Группа № 3.
1. Дмитриева М.А. (сестра Адамцева Л.), Пащенко Ж.В. 2. Пащенко Д. 3. Корнелюк В. 4. Адамцев Л. 5. Сморудова Е., Казаков А. 6. Кабанов А. 7. Беляева Анаст.
Группа № 4.
1. Федосова А. 2. Медведева А., Воронова С.Б. 3. Воронов Д., Смелов А., Федосова Н.Н. 4. Куропов В. 5. Печугин Р.
Уроки семейного чтения – это один из путей сплочения, объединения семьи и школы, где все – участники творческого процесса.