Цель: сочетание экологического воспитания с экономическим в интересах развития творческих способностей детей.
Задачи:
- вовлечь учащихся в конкретную природоохранную деятельность;
- определить круг растений и животных своего края, требующих особого внимания;
- формировать потребность в общении с природой.
Форма реализации.
“Экологическая почта” - детское экологическое объединение младших школьников, созданное на базе гимназического класса.
Учет возрастных особенностей.
Возраст участников проекта – 7-8 лет, поэтому и деятельность детского объединения будет организована в форме сюжетно-ролевой игры. Младшие школьники смотрят на окружающий мир как бы через увеличительное стекло, которое не только укрупняет природные объекты, но и одушевляет, очеловечивает их. Именно деятельность в игре оказывает огромное влияние на развитие экологической культуры ребенка.
Наглядность.
Символика детского экологического объединения (девиз, эмблема), программа деятельности. Печатные, рисованные письма, листовки-обращения, видеоматериалы. Красная книга Красноярского края, энциклопедии.
Подготовительная работа.
Я увидела, что моими хорошими помощниками в деле формирования детского коллектива, его сплоченности являются родители. Они себя уже зарекомендовали ответственными, понимающими, активными участниками учебно-воспитательного процесса. Для реализации замысла данного проекта понадобятся материальные и человеческие ресурсы. Родители с готовностью откликаются на просьбы учителя, активно участвуют в жизни класса, изъявили готовность быть спонсорами данного проекта. Воспитатели детского сада, работники станции юных натуралистов, учителя музыки и изобразительного искусства оказывают взаимодействие по ходу игры “Экопочта – это мы!”
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
На базе 1 класса А я планирую создать детское экологическое объединение младших школьников “Экологическая почта”.
“Экологическая почта” - это программа деятельности детского объединения продолжительностью в один учебный год.
“Экологическая почта” - это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное – автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира.
Содержание деятельности в “Экологической почте” - это создание писем и другого рода корреспонденции экологического содержания при активном участии родителей, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.
Группа, для которой осуществляется проект | Количество человек |
1. Учащиеся 1 класса А 2. Родители 3. Жители микрорайона 4. Сверстники 5. Дошкольники из ближайшего детского сада |
29 человек 54 человека более 500 человек около 130 человек 50 человек |
В сентябре дан старт игры. Введена символика, распределены роли. Учащиеся совместно с родителями будут создавать письма-рисунки, музыкальные письма, листовки, изготовят кормушки и скворечники, будут подкармливать птиц, благоустроят школьный двор.
В данном проекте можно выделить
I. Подготовительный этап;
II. Основной этап. Создание писем и другого рода корреспонденции; экскурсии и встречи с природой, посадка саженцев, оформление клумб, изготовление скворечников и кормушек, подкормка птиц, выступление перед сверстниками, взаимодействие со станцией юных натуралистов (СЮН), с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ);
III. Заключительный этап (подведение итогов – обеспечение ситуации успеха учащихся).
В каждом из этапов будут участвовать ученики, родители, а также в основном этапе и учащиеся других классов, привлечены и работники станции юных натуралистов.
Самые важные мероприятия моего проекта:
- видеопутешествие “Какой я хотел бы видеть Землю”;
- новогодняя почта. Акция “Мама, я не хочу живую елочку!..”;
- ярмарка-раздача кормушек всем желающим подкармливать птиц;
- “День Земли”;
- посадка саженцев сирени, оформление альпийской горки, клумб на территории школьного двора.
Календарный план реализации проекта.
Месяц и год | Что будет сделано? |
Для кого? | Кто примет участие? |
Подготовительный этап Сентябрь |
Старт игры. Открытие “Экологической почты”. Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, СЮН. Разведка адресов. | 1класс А | Участники проекта, классный руководитель, команда проекта |
Основной этап Октябрь |
Видеопутешествие в исто-рию “Антропогенное воз-действие на природные объекты”, письмо “Какой я хотел бы видеть Землю”, выставка писем-рисунков. Международный день жи-вотных (4 октября) | 1класс А | Участники проекта, учитель изобразительного искусства |
Ноябрь | Встреча на лесной поляне. Открытое письмо “От имени природы”, спецвыпуск школьной газеты | 1класс А | Участники проекта, Гончарова Н.В., руководитель клуба “Виват, гимназисты” |
Декабрь | Новогодняя почта. Листовки разным адресатам. Цель - сохранение елей. | Сверстники, жители микрорайона, родители | Участники проекта, родители |
Январь | Письмо от имени птиц с призывом о помощи – подкормке. Ярмарка – раздача кормушек. Выступление учащихся. День заповедников и Национальных парков (11 января). | ДОУ № 39, 1класс А |
Участники проекта, воспитатели ДОУ |
Февраль | Письма в Красную книгу. Подкормка птиц, белок. Изготовление скворечников | 1 класс А, родители | Участники проекта, родители, сверстники |
Март | Всемирный день Земли (21 марта). Всемирный день водных ресурсов (22 марта). Экономное расходование воды. Письма от различных представителей природной среды. | 1 класс А, родители |
Участники проекта, родители, сверстники |
Апрель | Международный день птиц (1 апреля), День Земли (22 апреля). Праздничная корреспонденция для Земли. Письма-задания от администрации гимназии, от педагогов СЮН и др. | 1 класс А, родители | Участники проекта, администрация гимназии, педагоги СЮН |
Месяц и год | Что будет сделано? | Для кого? | Кто примет участие? |
Заключительный этап Май |
День Солнца (3 мая), обращения-листовки к любителям пребывания на свежем воздухе, походы. Посадка саженцев сирени, оформление цветочных клумб, альпийской горки, уход за растениями. Подведение итогов | Дачники, туристы, 1 класс А |
Участники проекта, родители, администрация гимназии |
Команда проекта
Ф.И.О. | Должность/ класс | Школа/ название организации | |
Руководитель проекта | Витюкова Любовь Павловна | Классный руководитель 1класса А | Гимназия № 1 города Канска |
Председатель родительского комитета | Адаменко Ольга Михайловна | Родительница | Город Канск |
Казначей | Бурнусова Наталья Викторовна | Родительница | Город Канск |
Школьники | Бурнусова Е. Тубашев А. Панкратова Е. Филиппов А., Дебелая Ю. |
1 классА | Город Канск |
Предполагаемые результаты.
Я считаю, что главным результатом проекта будет:
- формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности не менее чем у 25 учащихся класса, что составит 89%;
- продвижение учащихся в интеллектуальном развитии (28 учащихся, что составит 100%). Имеется методика наблюдения за личностным развитием учащихся, разработана карта и прилагается шкала оценки. [1]
- милосердие, потребность в общении с природой у 28 учащихся, что составит 100% (экскурсии, походы);
- духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений;
- сплоченный детский коллектив. Анкета для учащихся. [1]
В результате участия в проекте учащиеся научатся
- создавать разного рода корреспонденцию (письма, листовки) – 28 человек;
- работать со справочной и научно-популярной литературой – 28 человек;
- выступать с сообщениями по теме “Растения и животные, внесенные в Красную книгу” – 28 человек;
- строить скворечники – 15 человек.
20 человек освоят технологию изготовления кормушек, 28 детей будут подкармливать птиц. 5 учащихся выберут тему исследовательской работы в следующем учебном году по региональным экологическим проблемам. Таким образом, будет реализована активная нравственно-экологическая позиция учащихся.
Бюджет.
Реализация проекта | Стоимость 1 ед. | Количество | Итого |
Расходные материалы | |||
Кормушки | 65-00 | 20 штук | 1300-00 |
Скворечники | 150-00 | 15 штук | 2250-00 |
Саженцы сирени | 75-00 | 16 штук | 1200-00 |
Семена цветочных культур | 25-00 | 5 пакетов | 125-00 |
Бумага для корреспонденции | 115-00 | 2 пачки | 230-00 |
Гуашь | 87-00 | 2 набора | 174-00 |
Маркеры-краски | 24-00 | 6 штук | 144-00 |
Скотч | 35-00 | 1 штука | 35-00 |
Ватман | 8-00 | 5 листов | 40-00 |
Картридж | 920-00 | 1 штука | 920-00 |
Поощрение участников проекта | 1000-00 | ||
Итого по реализации проекта | 7418-00 |
Спонсором проекта являются родители 1 класса А.
Используемая литература.
- Г.В. Бородкина, О.А. Куревина, Е.А. Лутцева Дневник учителя начальной школы. Педагогическая диагностика.Москва, Айрис-пресс, 2003 г.
- Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Учебное пособие. Москва, Педагогическое общество России, 2001 г.