Цели:
- Закрепить умение решать задачи на приведение к единице, на нахождение площади фигуры.
- Развивать математическую речь, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: магнитофон (слова лесовика), рисунок лесовичка, отдельные листы с заданиями для детей, барометр настроения, плакат с числами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте улыбнемся и поприветствуем наших гостей.
Пожелаем друг другу удачи на уроке. И чтобы наш барометр настроения был всегда в таком положении. Итак, начинаем урок.
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять.
Помните, что надо прочно.
Математику познать.
2. Сообщение темы урока. Мы начинаем урок закрепления пройденного материала.
3. Разминка. Повторение таблицы умножения. (Дети задают друг другу, ответив верно – садятся.)
4. Устный счет.
а) Продолжите цепочку 22203, 23205, …, … .
- Что обозначает цифра 3 в записи данных чисел?
- Сколько всего сотен в числе? Всего единиц тысяч?
- Как назовем все эти числа?
-У нас сегодня тоже много гостей, чтобы появился еще один, необходимо выполнить задание. Открыли тетради.
б) Слушаем внимательно. Записываем только ответы.
Чему равна сумма 35 и 65.
Чему равна разность 86 и 34.
Найдите частное 420 и 2.
Найдите произведение 18 и 4.
К количеству сторон у квадратного стола прибавить число букв в названии столицы России.
Умножьте количество углов в прямоугольнике на наибольшее однозначное число.
Любимую оценку отличника умножь на количество дней в одной неделе.
(Проверяем с записью ответов на доске.)
- На какие 2 группы можно разделить числа?
- Расположите данные числа в порядке убывания и соотнесите с буквами. Какое слово получилось? На доске вывешивается таблица букв и чисел. (Взаимопроверка)
Вывешивается картина с изображением Старика-Лесовика.
5. Повторение знаний о нахождении неизвестных компонентов математических действий.
Лесовик приглашает нас в гости. Послушайте. (Звучит аудиозапись)
- Ребята, вы любите лес? Вам, наверное нравится гулять в лесу, слушать птиц, любоваться цветами и дышать чистым лесным воздухом? Недавно в лесу случилась беда. Туристы оставили непотушенный костер, ветер раздул искры и лес загорелся. Выгорели разные участки леса.
Лесовик просит их заполнить числами, рассказывая, как находим неизвестное число.
(на доске запись)
360: … = 9
… х … = 280
… х … = 50
6. Нахождение площади фигуры, с использованием формулы. Сгорел огромный участок леса. Лесовик просит найти площадь выгоревшего участка.
Задача решается у доски одним из учащихся любым способом, а другие способы рассказывают устно.
(Текст задачи на отдельном листе “Задания для защитников природы”.)
7. Физ-ка.
Мы сейчас все дружно встанем.
Руки на плечи поставим.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои детишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно!
Мы умны! Мы внимательны! Все у нас получится! (Тихо сели)
8. Решение задачи.
Во время пожара гибнет все живое. Решив задачу №2 мы узнаем сколько растений и животных погибло на участке.
В огне сгорело 23987 деревьев, кустарников на 735 больше, чем деревьев, а травянистых растений в 3 раза больше, чем кустарников. Сколько всего растений сгорело во время пожара?
- Чтение задачи про себя.
- Сколько сгорело деревьев?
- Что известно про кустарники?
- Что известно про травянистые растения?
- Что требуется узнать в задаче?
- Можно сразу ответить на вопрос задачи?
- Что надо найти?
(Задачу решает ученик с комментированием.)
9. Самостоятельная работа. Решение задач на приведение к единице, записав только выражение. (У каждой команды отдельная задача.)
- Команда “Факел”.
В три пожарные машины вмещается 2700 литров воды. Сколько таких же машин потребуется, чтобы доставить 7200 литров воды?
- Команда “Патриоты”.
В а пожарных машин вмещается в литров воды. Сколько литров воды вмещается в с таких же машин?
- Команда “Друзья”.
В р заповедниках живут к редких животных. Сколько животных живут в г одинаковых заповедниках?
10. Проверка. От каждой команды, по одному ученику, записывали выражения на досках для обратной связи.
- Как называются такие задачи? (На приведение к единице.)
11. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое настроение у вас сейчас?
Лесовичок хочет на прощание вам кое-что сказать. (Аудиозапись.)
- Пожар приносит страшные беды. Гибнет все живое, и виноваты в этом люди, которые не подумали о последствиях своих поступков. Прекрасная поляна, полная растений, птиц и животных, превратилась в пепелище. Жизнь прекратилась и ужасно, когда это происходит по нашей вине.
Природу нашу надо беречь и охранять!
12. Задание на дом.
Составить и решить 2 задачи на приведение к единице.
О, математика, земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.