Разнообразие игровых приемов и методов в обучении английскому языку. Роль и применение игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемирному развитию ребёнка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоции, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Правильно организованные уроки иностранного языка, если они достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и учителем.

В игре, в сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребёнка, связанная с гуманистическими устремлениями: помогать слабым, спасать попавших в беду и т.д.

Раннее обучение иностранным языкам актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей “педагогической копилке” разные методические приёмы. Помогает игра, игровые ситуации, создавая прекрасные естественные условия для овладения языком, приобщая к миру взрослых, являясь способом познания. На протяжении всей своей работы я стараюсь использовать самые разнообразные методы и приёмы, находя это в методической литературе и придумывая сама.

Д.Б.Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средства произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, норма поведения. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее знание игры заложено в самой её природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Любой урок должен быть увлекательным, вызвать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. И от того каким будет начало урока, зависит многое. Начало урока всегда должно быть эмоциональным. Можно начать урок весёлой музыкой. Я люблю начинать урок так называемой “игровой завязкой”. В гости к детям приходят сказочные герои, животные.

Всё это позволяет создать эмоциональную атмосферу урока, и самое главное это то, что появление сказочного персонажа, говорящего на иностранном языке, становится той мотивацией, без которой невозможно развитие всех познавательных процессов и обучение речевому общению. Думаю, что приход “гостя” - это ещё и возможность прослушать текст (аудирование), чтобы угадать, кто сегодня придёт в класс.

Я часто использую маски. Это маски, приобретённые в магазине, или нарисованные, или просто сделанные из картинок с полоской для того, чтобы их надеть на голову ребёнка.

Нельзя забывать о наглядности. Она стимулирует создание смысловых образов. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, жесты) создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации, помогают сохранить в памяти тот смысл, который нужно им передать и воспринять. Для этого я использую игрушки, картинки, пособие, маски, карточки, таблички, домино.

Хотелось бы сказать о других приёмах работы. Работая над темой “Времена года”, я рисую картину или делаю аппликацию, в которой всё наоборот: небо красное, деревья розовые, снеговик чёрный. Показывая картину, прошу детей исправить всё, что неправильно нарисовано. Этот приём сначала вызывает смех, а потом “бурю” эмоции, желание говорить, исправлять.

Внеклассная работа по иностранному языку органически входит в учебно-воспитательный процесс. Формы могут быть самими разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше проводить праздники с несложными инсценировками сказок, песен, игр в стиле КВН. Проведение внеклассных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков; повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса.

В данной статье я приведу примеры игровых приёмов и методов: сказочных сюжетов, применяемых в обучении чтению, письму, фонетике; подвижные, лексико-грамматические, сюжетно-ролевые игры, умелое и обдуманное использование которых помогают мне в обучении детей иностранному языку, делая урок эмоциональным, увлекательным, что способствует более быстрому и прочному усвоению иноязычных слов и просто иностранного языка.

Но, используя игры, всегда помню, что:

1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.

2.В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.

3.Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

4.Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

В заключение мне бы хотелось обратить внимание на принципы методики Ш.А. Амонашвили данные в его книге “Здравствуйте, дети!”:

1.Детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке не трудно, хотя на самом деле это не так просто.

2.Нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство, что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на иностранном языке.

2.В процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации “не учебного характера”, то есть такие, когда ребёнок не чувствует что его обучают иностранной речи, и тогда ребёнок начнёт общаться потому что ему захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями.

Приложение