Тема: “Законы сохранения в механике”.
Урок 25/3: “Реактивное движение. Успехи в освоении космоса”.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- формулировать принцип реактивного движения, приводить примеры реактивного движения, применять закон сохранения импульса для объяснения реактивного движения;
- объяснять прочитанное, не пользуясь контрольными вопросами, выделять главное, знакомое и новое, в прочитанном научно-популярном тексте, представлять информацию в виде развернутого плана, схем, таблиц;
- обсуждать и отбирать в группах информацию для презентации, выступать публично с сообщением, добавлять и оценивать выступления других, формулировать вопросы.
Оборудование к уроку: шарик, надутый воздухом, сегнеровое колесо, статьи для чтения.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 этап. Подготовка к основному
этапу занятия. Продолжительность - 8 мин. Учитель демонстрирует пример реактивного движения: движение надутого воздухом шарика, если развязать нить, стягивающую отверстие. И в ходе демонстрации задает ученикам следующие вопросы: 1) Из каких тел состоит данная система? 2) Чему равен импульс системы, когда отверстие шарика было завязано? 3) Чему равен суммарный импульс системы при открытом отверстии? Учитель делает вывод о том, что импульс шарика изменился, импульс воздуха изменился, а суммарный импульс системы остался равным нулю, и это означает, что векторы импульсов шарика и воздуха направлены в противоположные стороны, т.е. шарик начинает двигаться в сторону противоположную воздушной струе. Учитель предлагает ученикам записать в тетради закон сохранения импульса для рассмотренной системы. Учитель может еще продемонстрировать вращение сегнерового колеса. |
1 этап. Ученики, наблюдая
демонстрацию, дают следующие ответы: 1) Из двух тел – шарика и воздуха в нем. 2) Т.к. шарик с находящимся внутри него воздухом покоится, то импульс системы равен нулю. 3) По закону сохранения импульса суммарный импульс системы должен остаться таким же, каким был до начала истечения воздуха, т.е. равным нулю. Ученики самостоятельно записывают в своих тетрадях закон сохранения импульса в векторной и скалярной форме: 0 = mв vв + mш vш (векторная форма); 0 = mв vв - mш vш (скалярная форма), vш = mв/mш vв, где mв, mш – масса вытекаемого воздуха и резиновой оболочки шарика соответственно; vв, vш – скорость воздуха и шарика соответственно. |
2 этап. Усвоение новых
знаний. Продолжи-тельность - 2 мин. Учитель дает определение: ”Реактивное движение – это движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть”. Учитель говорит, что реактивное движение используют для своего перемещения, например, осьминоги, кальмары, медузы. Принцип реактивного движения находит широкое практическое применение в авиации и космонавтике. |
2 этап. Ученики записывают определение в тетради. |
3 этап. Закрепление знаний.
Продолжи-тельность - 20 мин. Учитель предлагает ученикам в парах или в группах по 4 человека прочитать подготовленные учителем статьи и подготовить устный ответ у доски в виде пересказа, сообщения, сравнительной характеристики, предварительно составив в тетрадях план или тезисы ответа, таблицы, схемы, кластеры и т.д. Статью можно разрезать на части и предложить ученикам, прочитав свою часть, рассказать о прочитанном в своей группе и подготовить сообщение у доски. Примеры статей для работы в малых группах: 1) “Кто придумал ракету?”(см. Приложение 1) 2) “Что такое ракета?” (см. Приложение 2). 3) ”Как устроена ракета?” (см. Приложение 2 и Приложение 3). |
3 этап. Ученики читают статьи
в группах и один ученик из группы отвечает устно
у доски, выделяя с помощью учителя главное в
прочитанной статье в виде развернутого плана: I. История создания ракеты (см. Приложение 1). 1) Древний Китай – родина пороха. Ракета - оружие и игрушка. 2) При Петре I – сигнальная ракета. 3) Н. Кибальчич предложил использовать ракету для воздухоплавания. 4) К.Э. Циолковский изобрел многоступенчатую ракету. 5) С.П. Королев воплотил расчеты и формулы в космические аппараты. II. Устройство и принцип действия ракеты (см. Приложение 3). Основные части ракеты: 1 - корпус, Ракетное топливо: 1) жидкое (спирт, керосин, водород), 2) твердое (порох различного состава). Окислитель – жидкий кислород, фтор, азотная кислота. Ш. История полетов человека в космос (см. Приложение 2, 3). 1) 04.10.1957 – начало космической эры. Запуск первого искусственного спутника Земли. 2) 12 апреля 1961г. – 108-минутный полет Юрия Гарина в космосе на корабле “Восток-1”. 3) 1965 г. – 10-минутный выход космонавта А.А. Леоновав открытый космос. 4) 21 июля 1969 г.- высадка американца Нила Армстронга на Луну. 5) 1971 г. - запуск первой орбитальной станции “Салют-1” (СССР). 6) В 1981 г. многоразовый космический корабль “Спейс Шатлл” (США) совершает первый испытательный полет в космос. |
4 этап. Обобщение и
систематизация знаний. Продолжительность – 5
мин. Учитель говорит о том, что реактивное движение – это пример практического применения закона сохранения импульса. Примером реактивного движения может служить движение ракет. Ракета может двигаться, не взаимодействуя ни с какими другими телами, кроме продуктов сгорания содержащегося в ней топлива. Поэтому ракеты можно использовать для передвижения в безвоздушном космическом пространстве. |
4 этап. Ученики, классифицируя и систематизируя знания, выявляя внутрипредметные связи, принимают участие в составлении следующего кластера (см. <Рисунок1>): |
5 этап. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Продолжительность – 5 мин. Учитель делает анализ и оценку успешности достижения цели, выставляет отметки и объясняет домашнее задание: | 5 этап. Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы. |