Взаимодействие школы и семьи в формировании межэтнической толерантности младших школьников

Разделы: Работа с родителями


New Page 3

“Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи”.

Я. А. Коменский

Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного, по языку и культуре. В разнонациональной семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций [1, с.120] .

Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры признак недостаточной воспитанности, которая в первую очередь закладывается в семье [1, с. 117] .

Для раскрытия этого вопроса обратимся к принципу природосообразности Я.А. Коменского. “Показав, что райские растеньица – христианское юношество – не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни” [4, с.62 ].

“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями ...” [4, с.26].

Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители. Главными средствами воспитания в семье является пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного, культурного, толерантного воспитания.

В нашем современном обществе все заметнее кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.

Кукушин B.C. считает, что каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные “задать” личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении [1, с. 28].

Что же касается ценностного сознания личности, национального самосознания, национальной самоидентификации, межэтнической толерантности, то с первых дней жизни они начинает формироваться в семье, через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов, затем при поступлении в школу все это корректируется в деятельности человека и сохраняется на протяжении всей его жизни.

На формирование межэтнической толерантности должны быть направлены усилия всех: родителей, воспитателей и учителей, на долю которых выпадает обязанность руководить в указанном направлении воспитанием от первых дней жизни ребенка.

Я посчитала целесообразным организовать систематическую и планомерную работу по формированию межэтнической толерантности младших школьников через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно:

– дающими знания детям о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке различных народов;

– способствующих возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;

– позволяющим формировать у младших школьников навыки общения с людьми другой национальности, умение пользоваться ими в своей практической деятельности.

Работа по формированию межэтнической толерантности у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей.

“Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей...” [2, с. 108]

По словам Яна Амоса Каменского “какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто...” [5, с. 23]

И учитель, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо результатов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Как отмечает Макаренко А.С. “хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно “перевоспитывать” родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников” [3, с. 12] .

Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет классный руководитель.

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Именно такие доверительные отношения должны устанавливаться в работе учителя с родителями при формировании межэтнической толерантности у детей.

Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.

Предлагаю структуру организации внеклассной работы с младшими школьниками.

Структура организации внеклассной работы  с младшими школьниками и их родителями.

Календарно-тематический план работы с родителями

Дата

Форма работы

Тема

Ответственные

22.09.04 Педагогический лекторий Толерантность, что это? Учитель
5.09.04. Родительское собрание Круглый стол Учитель
6.10.04. Педагогический лекторий Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня... Учитель
20.10.04 Родительское собрание Законы жизни семьи, законы жизни класса Учитель
17.11.04 Педагогический лекторий Значение семейных традиций и обычаев в формировании у ребенка

межэтнической толерантности

Учитель
8.12.04 Родительское

собрание

Как научить ребенка жить в многонациональном мире людей. Уроки этики и поведения для детей и

родителей.

Учитель
4.02.05. Педагогический

лекторий

Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к другим культурам, обычаям, традициям. Учитель

Календарно-тематический план работы с детьми

Дата

Форма работы

Тема

Ответственные

27.09.04. 30.09.04

Кружок

“Художественная мастерская”

“Очумелые ручки”

Неделя цыганской культуры

Родители

15.10.04

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

25.10.04 28.10.04

Кружок

“Художественная мастерская”

“ 0чумелые ручки ”

Неделя хакасской культуры

Родители
12.11.04

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

22.11.04 25.11.04.

Кружок

“Художественная мастерская” “Очумелые ручки”

Неделя русской культуры

Родители

3.12.04

Мероприятие тематической недели

учитель, родители,

дети

13.12.04 16. 12.04

Кружок

“Художественная мастерская” “Очумелые ручки”

Неделя немецкой культуры

Родители

24.12.04

Мероприятие

тематической недели

учитель, родители,

дети

15.02.05.

Мероприятие (итоговое)

Международный фестиваль

Учитель, родители,

дети

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищенным группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений. Всё это представляет угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях, и являются препятствием на пути развития.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.

Список литературы

  1. Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001.– 404 с.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательство центральная Академия, 1999. – 232 с.
  3. Макаренко А.С. Книга для родителей.– М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
  4. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.– М.: Просвещение, 1981. – 91 с.
  5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные педагогические сочинения в 3т.: Т.3. – М., 1981. – 436 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3