Здоровьесберегающие технологии в русском народном детском музыкальном творчестве

Разделы: Внеклассная работа


Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93 - 95 %). Лишь 5 – 7 % из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.

Здоровье населения в значительной степени определяется экологической обстановкой в Иркутской области. Неблагополучное состояние окружающей среды в области привело к ухудшению здоровья как взрослых так и детей, вызывает длительное перенапряжение церебрально-вегетативных механизмов и их срыв, способствующих ухудшению процессов адаптации и компенсаторно-приспособительных реакций.

36,4 % детей в г. Иркутске вошли в “группу риска” по школьной неуспеваемости и дезаптации, что в 1,5 – 2 раза превышает эти показатели в Европейской части России.

Таким образом, забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей. Педагогам нужно помочь ребенку сохранить здоровье, сформировать умение жить в обществе. Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы, учителя, можем в значительной степени улучшить физическое, психическое, умственное и социальное благополучие юного поколения.

Известно, что музыка оказывает большое воздействие на организм. В. М. Бехтерев, И. М. Догель, И. Р. Тарханов выявили благотворное влияние музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции организма в зависимости от характера музыки. И. Р. Тарханов изучил мелодии, приносящие радость и выявил, что после исполнения такой мелодии у человека замедляется пульс, увеличивается сила сердечных сокращений, нормализуется артериальное давление.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики весьма эффективны в воспитании современных детей.

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

В работе с фольклорными коллективами большое внимание уделяю играм, потешкам, считалкам, загадкам, разучиванию театрализованных песен. Однако система знаний и умений может быть сформирована только в условиях системного обучения, учитывающего психофизиологические особенности обучаемых: интенсивность формирования и развития организма, чрезмерная подвижность, быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях, наглядность и образность мыслительной деятельности, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, масштабное, красочное…

Подвижные игры – незаменимое средство воспитания. Ведь она не представляет собой чего-то случайного и присутствует у всех народов и на всех стадиях культурного развития, а также у детенышей животных, что говорит о ее естественной биологической природе. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка. Ловкость, пластика и грация движений, сила. Выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и координация – эти качества, характерные уровню физического развития, ребенок вырабатывает в игре. Есть игры, которые хорошо тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, способствуют полноценному развитию мозжечка. Например, игра “Метелица”. Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!

Повороты в воздухе (“переверты”) – хорошее упражнение для развития координации и укрепления мышц спины. Кроме того, одновременные прыжки под хоровой счет дают ребенку чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе. Например, игра “Перевертыши”. Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех.
Перевертов шесть!

После слов “перевертов шесть!” Играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счет подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

В игре “Веселая ткачиха” ребенок, пробегая между надвигающимися на него стенками, испытывает “веселый ужас”, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях. По считалке выбирает два “челночка”. Остальные делятся на две стенки – это ткацкий станок. Взявшись под руки стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

Я веселая ткачиха

Хорошо умею ткать

Пинч – понч, клепу, клепу

Хорошо умею ткать

- обе стенки идут навстречу друг другу

- стенки расходятся, шагая назад

- стенки сходятся

- стенки расходятся

Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е., когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются “затканными” в станке, т. е. зажатыми между стенками. Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночка.

Движение и связанное с ним мышечное чувство являются для ребенка первичной школой мышления, а ситуация игры требует смекалки, сообразительности, быстрой спонтанной реакции, находчивости, следовательно, развивает его интеллектуально. Игры с элементами логоритмики (когда рифмованная речь сопровождается ритмическим движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д.) активизуют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму (приложение 1).

Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения. Подчиняя импульсивные желания правила игры, ребенок совершает волевое усилие, тренируя тем самым волю (приложение 2).

В театрализованных играх хорошо развивается пластика движений, музыкальный слух и чувство ритма, развивается внимание, сложная телесная координация. Импровизированные диалоги способствуют развитию чувства юмора, речи, находчивости и свободе общения, учатся проигрывать без потери личностного потенциала и самоуважения (приложение 3).

На Масленице и Святках большой популярностью пользуются игры “У Маланьи”, “У дедушки Трифона”. Эти игры раскрепощают, дают ощущение внутренней свободы, развивают творчески (находчивость, быстрота реакции, воображение и тренируют у водящего самообладание) (приложение 4).

А считалки позволяют соблюдать справедливость при выборе водящего и защищает робких детей от произвола лидеров – в этом заключается ее этическая функция. Эстетическое воздействие считалки на ребенка очевидно – достаточно вслушаться в ритм, в художественно отточенную лаконичную фразу, чтобы понять, почему этот жанр один из наиболее любимых и распространенных в детском фольклоре.

Исследователи указывают на то, что наибольшее воздействие оказывает считалка, когда ее скандируют хором, подчеркнуто ритмично и достаточно громко. Во-первых, ритмичная и рифмованная речь активизирует речевой центр в коре головного мозга, а, во-вторых, громкое хоровое скандирование стихов (как и хоровое пение) дает ощущение полноты жизни, которое не исчерпывается данным моментом, но закрепляется в душевном строе ребенка, обеспечивая ему душевные силы не только в детстве, но и взрослому (приложение 5).

Отсутствие или недоразвитие социальных навыков и умений ведет к нарушению межличностных взаимоотношений, в первую очередь со сверстниками, в результате чего возникают беспокойство, страх, обиды, неуверенность в себе, скованность и нерешительность в общении, неумение постоять за себя, неспособность контролировать свои чувства. Эти переживания и дискомфорт при общении являются основной и непосредственной причиной неврозов, пограничных психических состояний и отклонений в поведении детей. Непереносимый для юной души дискомфорт дети, подростки глушат асоциальным поведением, алкоголем, табакокурением, наркотиками, в том числе музыкальными.

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая функциональность: нельзя сказать, что одна игра развивает физически, другая эмоционально, третья развивает память, четвертая – внимание, а пятая формирует навыки общения и т. д. – любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. Подвижные игры всегда сопровождаются психоэмоциональным напряжением, которое лежит в основе любой способности, а также в основе интуитивного мышления, следовательно, любая игра обеспечивает творческое и интеллектуальное созревание ребенка.

Тем не менее, ни одна игра не повторяет другую и имеет свои особенности воздействия на ребенка. Именно благодаря универсальности и эффективности воздействия, использование народных подвижных игр в воспитании детей с отклоняющимся поведением дает хороший результат. Народную игру могут применять не только учителя музыки, но и педагоги любого кружка, ведь игра сплачивает детский коллектив, окрашивает общение положительными эмоциями и тем самым укрепляет интерес к занятиям в этом кружке. И здесь уместно привести слова из исследования ЮНЕСКО “ Дети и игра: теоретический подход и методы обучения”, которое проводили специалисты ряда стран, - “Здоровье ребенка – это ваше умение играть”, где здоровье понимается по определению Всемирной организации здравоохранения, как состояние полного физического, умственного и социального благополучия.

Народные песни…неповторимой красоты. Вечно живые. Это чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. С них я начинаю, так как они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Ведь народные песни создавались в процессе пения, именно в исполнительной практике находились наиболее удобные и выразительные интонации, шлифовался текст: ведь распеваются обычно самые удобные гласные, да и самих обилие в русской песне, преобладание распевов, свидетельствуют о специфически русской национальной кантилене. А ведь известно, что звуки лечат. А. Боникман в книге “Лечение звуком” написал, что звуки “и, е” благотворно влияют на головной мозг, “э” - глотку, гортань, щитовидную железу, “а” - верхние доли легких, “о, у” - сердце, печень, нижние доли легких, желудок, “о” - средняя часть груди, диафрагма, желудок, “о, и” - сердце.

Отмечу, что “гудошники”, дети, которые поют неточно из-за нарушения координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать простейшие попевки. Пение – это движение мышц, действие, отсюда вытекает необходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому на первых порах обучения помогает метод “свободного” дирижирования. В индивидуальной работе показан сдвиг в певческих упражнениях на слогах “ку” и “гу”, подражание крику птиц, животных.

Применяю и фонопедические упражнения В. Емельянова, которые стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. “Голосовой аппарат – саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции”, - утверждает В. Емельянов. Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:

- артикуляционная гимнастика;

- интонационно-фонетические упражнения;

- голосовые сигналы доречевой коммуникации.

В работе над дыханием применяю простейшие попевки, которые поются на одном звуке, затем добавляю второй голос, третий: “То-то-ли, то-то-ли то-то-люшеньки лю-ли”, “Евсей, Евсей муку просей, испеки из муки калачи горячи”, “Как на горке - на пригорке жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.”

Детям нравятся чистоговорки, которые учат правильно формировать и развивать связную речь, отрабатывать артикуляцию (приложение 6).

Все игровые и шуточные песни мы с ребятами обыгрываем. Глубокое проникновение в характер песен совершает личность певца, повышает его нравственность. Например, к песне “В огороде бел козел” выбираем ребенка, готовим ему простейший костюм, заранее не готовим движения, а ребенку дается полная свобода импровизаций движения. На следующем занятии “играет” другой ребенок. Сразу же создается доброжелательная атмосфера, при которой рождается необходимая интонация.

А движение облегчает восприятие и запоминание песни. Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Движение помогает ребенку полнее воспринимать музыкальный образ, у детей возникает определенное эмоциональное переживание, но выразить это в движении могут далеко не все – тело ребенка не всегда его слушается. Поэтому, используя элементы импровизации, ребенок гармонично развивает свое тело, получает основы музыкально-двигательной культуры, учится сознательному отношению к своим движениям. Р. Вагнер в статье “Искусство будущего” писал: “Исходной точкой…подъема всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представление музыкальным ритмом”.

Известно, что танцевальная психотерапия развивает образное воображение, очень эффективно влияет на формирование личности и оптимистичного чувственного фона. Как показывает опыт, она очень эффективна и как средство психологической разгрузки.

Дети физически слабые, робкие, отсталые в развитии, с заторможенной психикой постепенно раскрываются, становятся полноправными членами фольклорного коллектива. Приобретенные на фольклорных занятиях знания дети реализуют на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, проектах.

То, что русское народное творчество является практикой развития и влияет на здоровье и личностный рост ребенка, подтверждается словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: “Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения”.

Литература:

  1. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск: Книжица, 2002.
  2. Восприятие музыки: Методическое обеспечение программы “Музыкальная психотерапия”. – Иркутск ГОУ СПО “ИГПУ № 1”, 2006.
  3. Рушель Блаво. Музыка здоровья. – СПб.: Издательство “ДИЛЯ”, 2002.
  4. Алиев Ю. Б.. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.
  6. Дети игра. Курьер ЮНЕСКО, 1980, №2, с. 4.
  7. В. Емельянов. Фонопедические упражнения.
  8. Зайцев Г. К. Школьная валеология. – СПб.: Акцидент, 1998.