ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Актуальность заявленной задачи в современных условиях подчёркнута в специальной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, утверждённой Правительством РФ в феврале 2001 года. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристско–краеведческой деятельности. Которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою страну с “малой Родины”, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.
Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а гражданственность в соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.
Туристические прогулки имеют ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, камешки, палки и др) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера), малыш проявляет творчество, мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений в ходе походов. Значимые изменения происходят в совершенствовании ни только выносливости, а также силы, быстроты, координационных способностей.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей в умении интересно и содержательно организовать свой досуг.
Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Так как дошкольный туризм включающий в себя физкультурно-оздоровительные, социально-коммуникативные, эмоционально-психологические и прикладные компоненты, являясь прекрасным средством всестороннего развития личности ребёнка, то программа “Туристята” направлена на развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников средствами физической культуры.
Цель программы “Туристята”. Развитие ребёнка- дошкольника посредством знакомства с родным городом; Воспитание гражданина общества, гражданина своего города; воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста способность эмоционально воспринимать окружающий мир; формировать представление о Родине как месте, где человек родился (город), и стране, маленьким гражданином которой он является.
2. Совершенствовать естественные (жизненно важные) виды движений, упражнять детей в простейших упражнениях туристского многоборья.
3. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста.
4. Воспитывать у детей чувство любви к родному городу, признательность и уважение к его основателям и людям, прославившим город.
Главные принципы организации деятельности:
– всестороннего и гармоничного развития личности;
– связь физической культуры с жизнью;
– гуманитарного краеведения.
Программ работы кружка предполагает тематическое погружение на одну неделю раз в квартал.
Пути реализации программы:
Ведущим способом организации является игра: игра-тренировка, игра-соревнование, игра-путешествие.
Формы работы: тематические физкультурные занятия, игры, экскурсии, туристические походы.
Предварительная работа включает в себя.
1. “Приключения Стобеда” – познавательное занятие.
2. “Мы – туристы” – основы туристской и общефизической подготовки.
3. “Наш город” рассказы, экскурсии.
4. Природа родного города – рассказы, экскурсии, целевые прогулки.
5. “Город-труженик” – встречи с интересными людьми.
6. “Наше наследие” – беседы, экскурсии, занятия по ознакомлению с художественной литературой, встречи с интересными людьми.
7. Безопасность в городе – беседы, экскурсии.
Заключительный этап тематического погружения: экскурсии, походы.
Система отслеживания в спортивно-краеведческом направлении предусматривает:
– ежедневные наблюдения и фиксации вербальных и невербальных знаков присвоения ценности содержания;
– ежеквартально контрольно – проверочные занятия и контрольные тесты (проблемные ситуации, проблемные вопросы) по итогам реализации тема программы).
То, на сколько ребёнок проникся любовью к своей малой Родине помогут определить следующие методики: “Радость и огорчение”,
“Светофор”,
“Секретный разговор”,
“Цветик-семицветик”,
“Волшебный букет”.
Так, например, в методике “Радость и огорчение”. Ребёнку предлагается рассказать, что больше всего его радует или огорчает в сложившейся ситуации, в происходящих событиях.
Или в методике “Светофор”. Ребёнку предлагается оценить действия, поступки, события. Красный цвет – вызывает тревогу, боль.
Жёлтый – требует внимания, следует задуматься.
Зелёный – вызывает радость, чувство гордости.
Основой реализации программы является построение краеведа– туристской работы по сезонным циклам (осень, зима, весна, лето).
Возраст: 5-7 лет.
Основные направления работы с детьми на подготовительном этапе.
Приложение. Примерное содержание и модели организации туристических походов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Абросимовой Г.Н. Опыт патриотического воспитания младших школьников. – М, 2004г.
- Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.
- Куприянов А. Манаков Ю. Природа Кузбасса. – К..2004г.
- Лаврина В. История Кузбасса. – К., 2004г.
- Монкова Н.И., Невзорова И.А., Ряпосова Н.С. Маленький горожанин. – К., 2004г.