Начало моей педагогической деятельности, практически, совпало с поступлением моего ребенка в школу в первый класс.
Дочь сейчас уже заканчивает университет… А меня до сих пор не покидают те чувства, сомнения, которые возникли тогда: для ребенка новый жизненный этап, новое окружение, требования, новые ощущения… Будет ли ему комфортно и уютно; отнесутся ли к нему с чуткостью и пониманием; сложатся ли добрые отношения с одноклассниками, учителями? Эти чувства ощущения тревоги, беспокойства вызывает во мне каждый ребенок, входящий в мой класс и сейчас. Основываясь на этом, я с первых шагов своей работы в школе стараюсь предусмотреть, а иногда и предугадать, возможные нестандартные ситуации, связанные с особенностями первого периода адаптации каждой маленькой личности.
Мое отношение к своей работе таково: если не я, то никто. Да! Раз случилось волею судьбы, что именно ко мне пришли эти дети, то только я и никто более, должна сделать все возможное для того, чтобы подготовить их к дальнейшей школьной жизни, чтобы им легче было адаптироваться к разноплановому и насыщенному восприятию действительности.
Много мы слышим, что дети с каждым годом приходят менее подготовленные, с низким уровнем интеллекта, с ослабленным здоровьем. Согласна, от статистики никуда не денешься, но может быть в этих трудностях и заключается интерес нашей работы, как говорится: через тернии к звездам!..
В моем отношении к детям у меня нет деления на "хороших" и "плохих", для меня все дети равны и каждый по-своему интересен. Нет "плохих" детей, есть проблемные семьи, ограниченный социум, в котором обитает ребенок. Так если со стороны семьи ничего не предпринимается для обеспечения нормальной плодотворной жизни ребенка, то я считаю, что моей миссией является восполнить пробелы в развитии и воспитании подрастающего гражданина. Поверьте, это не громкие слова, я стараюсь приложить все силы, умения в том, чтобы какой бы слабый не был ученик, в дальнейшем он мог бы справиться с жизненными трудностями. Может это желание подогревается моим самолюбием, а может и "материнским эгоизмом", в том, чтобы мои дети были не хуже других. Не всегда получается так, как задумано, и начинается поиск: где, почему, в какой момент, в чем моя ошибка? При общении с родителями всегда настраиваю их на позитив: "У Вас способный ребенок, и все же …если немного постараться, то можно достичь большего. Давайте вместе подумаем, как помочь ему". При переходе детей в среднюю школу, разрыва в наших отношениях не происходит. И, что интересно, меня они уже воспринимают ни как учителя-наставника, а как своего старшего авторитетного товарища, к которому можно всегда обратиться за советом, сами при этом рады помочь малышам преодолеть те же трудности, с которыми сталкивались в первые годы школьной жизни. Благодатной почвой для обучения и воспитания считаю, является фольклор. Учитывая многонациональность нынешнего контингента учащихся, стараюсь детям показать многообразность, многоликость, самобытность образа жизни, быта и традиций народов, подводя их к мысли, что народная мудрость едина, что, естественно, способствует воспитанию патриотизма; терпимости и уважения к иным народам, религиям.
Но как бы мы учителя не старались, понятно, что воспитание, интеллект, в первую очередь, закладывается в семье, и это аксиома. Так вот хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась бы полная ответственность родителей не только за будущее своих детей, но, прежде всего, за свое. Чтоб родители знали и рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей (скажем, в виде "накопительной пенсии": воспитал порядочного человека, обеспечил его полноценным образованием, вложил в него духовность, значит, тебе будут обеспечены любовь и внимание). И не надо будет унижаться, выпрашивать льготы у государства, винить в своей нищете и беспомощности всех и вся. Может быть, кому-то и покажутся мои мысли крамольными и жестокими, но я твердо уверена: что посеешь, то и пожнешь; каждый должен получать по заслугам. Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что- то получать, нужно, в первую очередь, научиться отдавать.
Так вот в каждом ребенке я вижу наше будущее и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо, идущими к поставленной цели, сохраняя при этом свое человеческое достоинство и духовность. И чтобы это не было утопией, чтобы помочь человеку обрести в себе веру, самореализоваться, в этом заключается мое призвание как педагога, моя работа, мой профессиональный долг.