Водород в природе. Водород как химический элемент и простое вещество. Применение водорода

Разделы: Химия


ЦЕЛЬ:

1. Познакомить учащихся с распространением водорода в природе (на Земле и во Вселенной):

  • с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева;
  • с водородом – как простым веществом, его физическими свойствами, со способом получения водорода.

2. Развивать умения:

  • давать характеристику водороду, как химическому элементу и простому веществу, по опорным конспектам;
  • анализировать, сравнивать;
  • отвечать на вопросы, слушать;
  • самоанализа;
  • наблюдения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Схемы: а) распространение элемента в природе;

б) водород как простое вещество и химический элемент.

2. Телевизор и видеомагнитофон.

3. Видеокурс (часть I) – Водород.

4. Штатив с пробирками, соляная кислота, цинк, спички.

5. Отпечатанные таблицы для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Доводы, до которых человек додумывается сам,
Обычно убеждают его больше, нежели те,
Которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль

Ход урока

Мотивационно-организационный момент.

Учитель: (звучит музыка)

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Баратынский

Учитель: О чем идет речь в стихотворении?

Учащиеся: о звездах

Учитель: И их количество во Вселенной огромно.

Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной?

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород

– водород
– углерод
– железо).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.

(Для данной работы класс делится на группы по 4 – 5 человек)

Кроссворд

  1. Метод разделения однородных смесей путем удаления избытка жидкости при нагревании.
  2. Химический элемент номер 35.
  3. Оксид водорода.
  4. Единица измерения количества вещества.
  5. В воздухе его содержится примерно 21%.
  6. Мельчайшая химически неделимая частица.
  7. Метод разделения однородных смесей основанный на разности температур кипения веществ, входящих в состав смеси.

img1.jpg (17631 bytes)

Формулирование темы урока и целеполагание.

Учитель: Кроссворд разгадан. Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, сформулирует тему урока.

Учащиеся: тема урока – Водород и его свойства.

(учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям детей и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород).

Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос записан на доске)

Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде? С чем должны познакомиться? Что узнать?

(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).

img2.jpg (19453 bytes)

Изучение нового материала, его осмысление.

Учитель: что вам уже известно о водороде? (учащиеся говорят то, что им известно о водороде).

Учитель: По ходу урока вы должны заполнять таблицу, в которую записываете все, что узнаете о водороде, а затем приклеить ее в тетрадь.

Водород – химический элемент, Н Водород – простое вещество, Н2 Применение
Положение в периодической таблице Д.И. Менделеева   1
Номер элемента –   2
Аr –   3
Номер группы –   4
Номер периода –   5
Получение водорода:

 

Химическая реакция получения водорода:  

Водород в природе.

Учитель: Распространенность водорода в природе. Обратимся к диаграмме.

(диаграммы, используемые на уроке, развешаны в классе в разных местах, с целью профилактики усталости школьников).

Учитель: Какой процент на долю водорода приходится в Земной коре и во Вселенной? (Учащиеся работают с диаграммами).

Учащиеся: в Земной коре на долю водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.

Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?

Учащиеся: водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.

Учитель: Сейчас узнаем о водороде как о химическом элементе, простом веществе и его физических свойствах.

Для этого обратимся к схемам и Периодической Таблице Д.И.Менделеева.

Схема

химический элемент простое вещество физические свойства

Водород как химический элемент.

Учитель: Что вы можете сказать о водороде как о химическом элементе? (Учащиеся отвечают, используя схему и Периодическую Таблицу Д.И.Менделеева).

Учащиеся:

– химический знак – Н;

– входит в состав химических соединений;

– положение в Периодической Таблице Д.И.Менделеева:

порядковый номер 1;
расположен в первой группе, в первом периоде;
относительная атомная масса равна 1,00794;
латинское название Hydrogenium.

Учитель: Какой можно сделать вывод о положении водорода в Периодической Таблице Д.И.Менделеева.

Учащиеся: В Периодической Таблице Д.И.Менделеева водород является элементом номер один.

Водород простое вещество.

Учитель: Каков состав простого вещества водорода?

Учащиеся: (используя схему) Простое вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2.

Физические свойства водорода.

Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород?

Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 2530С. Собирать водород можно путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При это пробирку нужно перевернуть вверх дном.

О применении водорода и истории открытия.

Учитель: О применении водорода и истории открытия водорода узнаем из доклада. (Книга для чтения по неорганической химии. Ч. I.)

Вопросы к докладу:

  1. Кто первый поднялся в воздух на воздушном шаре? (Монгольфье)
  2. Кто первый использовал водород для полета на воздушном шаре? (Шарль)
  3. Почему опасно использовать водород в воздушных шарах и дирижаблях?
  4. Где применяют водород?

Получение водорода.

Учитель: Сейчас мы с вами проведем интересный опыт – получим водород. Обратите внимание на физические свойства водорода.

Демонстрационный эксперимент. Для эксперимента необходимо взять две чистые пробирки. В одну пробирку поместим цинк и прильем раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? (учащиеся отвечают, что видят выделение какого– то газа).

Учитель: Какой это газ? Опишите его физические свойства.

Учащиеся: Этот газ без цвета, без запаха.

Учитель: Затем возьмем вторую пробирку и поставим ее на первую пробирку вверх дном. Зачем?

Учащиеся: Возможно, этот газ легче воздуха и чтобы его собрать, необходимо пробирку перевернуть вверх дном.

Учитель: Сейчас к отверстию пробирки, в которую собирали газ, поднесем горящую лучинку. Что вы наблюдали? (учащиеся отмечают, что слышали хлопок). Так сгорает водород. Значит, в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой выделяется водород.

Учитель: Как можно получить водород в лаборатории, и какими физическими свойствами он обладает?

Учащиеся: Водород можно получить, если в соляную кислоту опустить цинк. Водород это газ легче воздуха, без цвета, без запаха, сгорает с характерным хлопком.

Учитель: Запишите уравнение реакции получения водорода в тетради:

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

ФИЗМИНУТКА. Предложите детям встать из–за стола и потянуться. Это позволит активизировать движение крови по организму и произойдет расслабление мышц.

Закрепление пройденного материала.

Учитель: Для закрепления нового материала просмотрим фильм о водороде. При просмотре фильма обратите внимание на следующие вопросы.

  1. В каком аппарате получают водород?
  2. Как растворяется водород в воде?
  3. Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту? Какой водород мы получили?
  4. Что означает латинское название водорода Hydrogenium?
  5. Где применяется водород?

Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока проблемному вопросу.

Можем ответить, почему водород номер один?

Учащиеся: Да, можем. Водород является элементом номер один, т.к. по распространенности во Вселенной он занимает первое место;

в Периодической Таблице Д.И.Менделеева он так же является элементом номер один;
самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как, рождающий воду;
очень горюч.

Учитель: (возвращаясь к схеме, где учащиеся ставили цели урока) На все, поставленные в начале урока цели, вы нашли ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся отвечают, что на все поставленные в начале урока цели они нашли ответы; узнали о водороде как о химическом элементе, простом веществе, его физических свойствах, получении и применении).

Рефлексия. Закончите предложение: Меня удивило……………..

Домашнее задание. 1.Составить кроссворд по теме “Водород” (творческое задание дается на выбор);

2. Гузей Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

Параграфы 6.1, 6.2, 6.3; у.1 с.102, у.2 с.103.

Итог.

Оцените свою работу на уроке.

Оценки заносятся в следующую таблицу.

ФИО ученика

Оценка