ЦЕЛЬ:
1. Познакомить учащихся с распространением водорода в природе (на Земле и во Вселенной):
- с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева;
- с водородом – как простым веществом, его физическими свойствами, со способом получения водорода.
2. Развивать умения:
- давать характеристику водороду, как химическому элементу и простому веществу, по опорным конспектам;
- анализировать, сравнивать;
- отвечать на вопросы, слушать;
- самоанализа;
- наблюдения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Схемы: а) распространение элемента в природе;
б) водород как простое вещество и химический элемент.
2. Телевизор и видеомагнитофон.
3. Видеокурс (часть I) – Водород.
4. Штатив с пробирками, соляная кислота, цинк, спички.
5. Отпечатанные таблицы для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Доводы, до которых человек додумывается сам,
Обычно убеждают его больше, нежели те,
Которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль
Ход урока
Мотивационно-организационный момент.
Учитель: (звучит музыка)
Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Баратынский
Учитель: О чем идет речь в стихотворении?
Учащиеся: о звездах
Учитель: И их количество во Вселенной огромно.
Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной?
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород
– водород
– углерод
– железо).
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.
(Для данной работы класс делится на группы по 4 – 5 человек)
Кроссворд
Формулирование темы урока и целеполагание.
Учитель: Кроссворд разгадан. Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, сформулирует тему урока.
Учащиеся: тема урока – Водород и его свойства.
(учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям детей и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород).
Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос записан на доске)
Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде? С чем должны познакомиться? Что узнать?
(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).
Изучение нового материала, его осмысление.
Учитель: что вам уже известно о водороде? (учащиеся говорят то, что им известно о водороде).
Учитель: По ходу урока вы должны заполнять таблицу, в которую записываете все, что узнаете о водороде, а затем приклеить ее в тетрадь.
Водород – химический элемент, Н | Водород – простое вещество, Н2 | Применение |
Положение в периодической таблице Д.И. Менделеева | 1 | |
Номер элемента – | 2 | |
Аr – | 3 | |
Номер группы – | 4 | |
Номер периода – | 5 | |
Получение водорода:
|
Химическая реакция получения водорода: |
Водород в природе.
Учитель: Распространенность водорода в природе. Обратимся к диаграмме.
(диаграммы, используемые на уроке, развешаны в классе в разных местах, с целью профилактики усталости школьников).
Учитель: Какой процент на долю водорода приходится в Земной коре и во Вселенной? (Учащиеся работают с диаграммами).
Учащиеся: в Земной коре на долю водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.
Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?
Учащиеся: водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.
Учитель: Сейчас узнаем о водороде как о химическом элементе, простом веществе и его физических свойствах.
Для этого обратимся к схемам и Периодической Таблице Д.И.Менделеева.
Схема
химический элемент простое вещество физические свойства
Водород как химический элемент.
Учитель: Что вы можете сказать о водороде как о химическом элементе? (Учащиеся отвечают, используя схему и Периодическую Таблицу Д.И.Менделеева).
Учащиеся:
– химический знак – Н;
– входит в состав химических соединений;
– положение в Периодической Таблице Д.И.Менделеева:
порядковый номер 1;
расположен в первой группе, в первом периоде;
относительная атомная масса равна 1,00794;
латинское название Hydrogenium.
Учитель: Какой можно сделать вывод о положении водорода в Периодической Таблице Д.И.Менделеева.
Учащиеся: В Периодической Таблице Д.И.Менделеева водород является элементом номер один.
Водород простое вещество.
Учитель: Каков состав простого вещества водорода?
Учащиеся: (используя схему) Простое вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2.
Физические свойства водорода.
Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород?
Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 2530С. Собирать водород можно путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При это пробирку нужно перевернуть вверх дном.
О применении водорода и истории открытия.
Учитель: О применении водорода и истории открытия водорода узнаем из доклада. (Книга для чтения по неорганической химии. Ч. I.)
Вопросы к докладу:
- Кто первый поднялся в воздух на воздушном шаре? (Монгольфье)
- Кто первый использовал водород для полета на воздушном шаре? (Шарль)
- Почему опасно использовать водород в воздушных шарах и дирижаблях?
- Где применяют водород?
Получение водорода.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем интересный опыт – получим водород. Обратите внимание на физические свойства водорода.
Демонстрационный эксперимент. Для эксперимента необходимо взять две чистые пробирки. В одну пробирку поместим цинк и прильем раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? (учащиеся отвечают, что видят выделение какого– то газа).
Учитель: Какой это газ? Опишите его физические свойства.
Учащиеся: Этот газ без цвета, без запаха.
Учитель: Затем возьмем вторую пробирку и поставим ее на первую пробирку вверх дном. Зачем?
Учащиеся: Возможно, этот газ легче воздуха и чтобы его собрать, необходимо пробирку перевернуть вверх дном.
Учитель: Сейчас к отверстию пробирки, в которую собирали газ, поднесем горящую лучинку. Что вы наблюдали? (учащиеся отмечают, что слышали хлопок). Так сгорает водород. Значит, в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой выделяется водород.
Учитель: Как можно получить водород в лаборатории, и какими физическими свойствами он обладает?
Учащиеся: Водород можно получить, если в соляную кислоту опустить цинк. Водород это газ легче воздуха, без цвета, без запаха, сгорает с характерным хлопком.
Учитель: Запишите уравнение реакции получения водорода в тетради:
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
ФИЗМИНУТКА. Предложите детям встать из–за стола и потянуться. Это позволит активизировать движение крови по организму и произойдет расслабление мышц.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Для закрепления нового материала просмотрим фильм о водороде. При просмотре фильма обратите внимание на следующие вопросы.
- В каком аппарате получают водород?
- Как растворяется водород в воде?
- Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту? Какой водород мы получили?
- Что означает латинское название водорода Hydrogenium?
- Где применяется водород?
Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока проблемному вопросу.
Можем ответить, почему водород номер один?
Учащиеся: Да, можем. Водород является элементом номер один, т.к. по распространенности во Вселенной он занимает первое место;
в Периодической Таблице Д.И.Менделеева
он так же является элементом номер один;
самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как,
рождающий воду;
очень горюч.
Учитель: (возвращаясь к схеме, где учащиеся ставили цели урока) На все, поставленные в начале урока цели, вы нашли ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся отвечают, что на все поставленные в начале урока цели они нашли ответы; узнали о водороде как о химическом элементе, простом веществе, его физических свойствах, получении и применении).
Рефлексия. Закончите предложение: Меня удивило……………..
Домашнее задание. 1.Составить кроссворд по теме “Водород” (творческое задание дается на выбор);
2. Гузей Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Параграфы 6.1, 6.2, 6.3; у.1 с.102, у.2 с.103.
Итог.
Оцените свою работу на уроке.
Оценки заносятся в следующую таблицу.
ФИО ученика |
Оценка |