Цели:
– знать отличительные признаки природных зон Африки, характеристика их природных богатств, размещение и причины смены природных комплексов; продолжить знакомство с многообразием Класса Млекопитающих, дать общую характеристику отрядов Грызуны, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы; значение в природе и жизни человека, убедить в необходимости их охраны;
– выявить закономерности и зависимости между элементами природного комплекса,
сопоставлять и анализировать содержание карт, делать вывод;
– формирование нравственных качеств, активности, познавательной направленности
Оборудование: карты физическая, климатическая, природных зон, почвенная; атлас, мультимедийные схемы, картины слайдов “Экваториальный лес”, “Африканская саванна в сухое время года”, “Африканская саванна во влажное время года”, “Пустыня Сахары”, “Природный комплекс”, “ Схемы Саванн и Влажных экваториальных лесов”, “Растительность природных зон Африки”, “Животный мир природных зон Африки”.
Методы: наглядный, словесный.
Литература: Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А, География материков и океанов, 7 класс М: Дрофа, 2002г., Латюшин В.В, В, А, Шапкин Биология Животные 7 класс М: Дрофа, 2002г., Коринская В. А. Прозоров Л. Д. Щенёв В. А. География в 7 классе М: Просвещение, 2001г. Крылова О. В.Уроки географии М: Просвещение, 2003г. Смирнова Н. П. Шибанова А. А. По материкам и странам М: Просвещение, 1999г. Панчешникова Проверка знаний и умений учащихся по географии М: Просвещение, 2000г. Дроздов Н. Н. Биогеография материков М: Просвещение, 2002г. Юрков П. М. Географические диктанты в 6-9 классах М: Просвещение, 2001г. Энциклопедии для детей по географии, биологии И: Аванта+, 2004г, Ишкина И. Ф. Поурочные планы по биологии И: Учитель – АСТ, 2002г, Никишов А, И, Тетрадь для оценки качества знаний по биологии М: Дрофа, 2004г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Cообщение темы, целей урока 3 минуты.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – география и биология.
(На доске проецируется тема урока: Биогеография материка Африка.)
– Что вы будете изучать с точки зрения биологии? (Растительный мир, животный мир)
– С точки зрения географии? (Климат, почвы)
Почувствовали необычность?
Словарная работа (учитель показывает основополагающие слова темы, учащиеся дают ответ).
Природный комплекс, Природная зона. – (Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов: климатом, почвами, органическим миром; находящиеся в сложном взаимодействии).
(На экране проецируется схема “Природный комплекс суши”).
(Крупный природный комплекс).
Данный урок по изучению природных комплексов материка Африка.
Изучение природных комплексов, взаимосвязи компонентов природы, сравнение природных зон материка – задачи нашего урока.
I. Этап проверки домашнего задания – 10 минут
Учитель:
– Какую тему вы изучили на прошлом уроке биологии?
(Общая характеристика класса Млекопитающих).
– Классификация класса Млекопитающих нужна на данном уроке?
(Да, так как животный мир один из компонентов составляющих природную зону)
Контроль выполнения домашнего задания осуществляется по тетради “Оценка качества знаний по биологии” (вписать пропущенные слова). Проверка задания (по сигнальным карточкам). Учитель читает текст, учащиеся пропущенное слово показывают карточкой.
Млекопитающие имеют кожный покров тела. Температура их тела постоянная. Самки большинства млекопитающих рождают живых детёнышей и все выкармливают их молоком. Челюсти млекопитающих снабжены зубами. Шейный отдел позвоночника, состоящий у большинства из 7 позвонков, обеспечивает подвижное соединение головы с туловищем. Значительного развития у них достигает кора полушарий головного мозга.
Класс млекопитающих подразделяют на подкласс Яйцекладущие или Первозвери, к которому относят один отряд – Однопроходные, и подкласс Настоящие Звери.
Учитель:
– Какой компонент природного комплекса вы изучили на сегодняшний урок?
(Внутренние воды, ответ по алгоритмам).
(Ответ каждого учащегося производиться по алгоритму, которое проецируется на экране)
Географический объект учитель предлагает выбирать, отрывая пальмовую ветвь. Предварительно краткий рассказ о Пальмовых (крепится модель пальмового дерева с отрывными ветвями на обратной стороне, которой написан географический объект)
Перед вами дерево, которое произрастает в Африке – пальма. Высотой оно до 30м, листья напоминают ладонь, веерообразные, перьевые; блестящие, плотные, длиной до 9 метров.
Плоды с горошину или габаритов футбольного мяча, как у кокосовой пальмы растущей вдоль побережий. Витаминизированная жидкость в кокосовом орехе, созревает в кокосовое молоко, затем становиться белой мякотью-копрой. Масличная пальма из семян получают масло, а из мякоти плодов – техническое масло для изготовления мыла, свечей, сладкий сок как вино. Финиковая пальма с мягкими плодами население пустыни называют хлебом. Арабы говорят, что у пальмы “голова должна быть в огне, а ноги в воде”, поэтому сажают в воронки– колодцы глубиной 7-12м. Вообще у пальм используют всё от листьев до корней – это и пища, питьё, одежда, стройматериалы, бумага.
Оценивание ребят.
2. Подготовки к активному усвоению нового материала – 2 минуты
Учитель:
Природные зоны континента Африка.
(Карта “Природные зоны Африки” проецируется на экране, ребята открывают свои атласы с аналогичной картой).
Ребята называют природные зоны материка.
– При изучении природных зон, какие компоненты будем рассматривать?
(Температура, влажность, ветра, течения, почва, органический мир).
– Какие карты вам необходимы для изучения новой темы?
(Климатических поясов, климатическая, почвенная, природных зон).
Учитель биологии:
– Какие условия необходимы для развития растений? (Свет, тепло, вода)
– Какие приспособительные признаки выработаны у растений жаркого и сухого климата, а так же жаркого и влажного?
(Листья видоизменяются в колючки для уменьшения испарения, толстые мясистые стебли для запаса влаги; широкие листья, чаще изрезанные для лучшего проникновения света, большое число устьиц для испарения, воздушные корни).
Там где осадков много, растительность богатая; с уменьшением осадков растительность беднеет. В Африке выделяют растительные пояса, которые как и климатические, тянутся с запада на восток.
(На экране проецируются две карты: “Климатические пояса”, “Природные зоны”).
4. Усвоение новых знаний.
Зона Влажных экваториальных лесов (проекция на экране). На фоне описание зоны.
В течение года постоянный погодный режим. Перед восходом солнца веет приятной прохладой, солнце поднимается выше, жара становиться всё более тягостной, небо заволакивается облаками и разряжается ливень с грозой. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служит причиной густых приземистых туманов. Много ручьёв, озёр, больших луж. Ночь в низких широтах наступает сразу без сумерек, стоит лишь зайти солнцу.
Работа с картами по алгоритму. Географическое положение (по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго, вдоль Гвинейского залива).
– В пределах, какого климатического пояса находится зона (экваториального).
Климатические условия и режим рек.
(Температуры высокие, осадков выпадает много в течение всего года. Реки полноводные круглогодично из-за выпадения осадков. Дождевое питание рек).
Зона Саванн и редколесий (проекция на экране).
На периферии экваториальных лесов количество осадков несколько уменьшается. В связи с этим происходит смена сначала переменно– влажными лесами, а затем саваннами. Саванны в Африке занимают 40% площади, что нет ни на одном материке. Это обилие света и открытого пространства. Основная черта природы – ярко выраженная сезонность.
Работа с картами по алгоритму. Географическое положение (зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока, юга).
– В пределах какого климатического пояса находится зона (положение главным образом в субэкваториальном).
Климатические условия и режим рек (работа по схеме слайда Главные черты природной зоны саванн, Африканская саванна в сухое время года, Африканская саванна во влажное время года, Климатообразующие факторы).
(Высокие температуры в течение всего года, смена воздушных масс.
Уровень воды в реках сильно колеблется по временам года).
Зона пустынь и полупустынь (проекция зоны на экране).
Поверхность в пустынях представлена песком, но всё же основная часть равнины, покрытые камнем и щебнем. Это самое жаркое место на земле. Самая большая пустыня мира Сахара, Намиб, Калахари. Вследствие сильного нагревания приземного слоя воздуха получается разграничение воздушных слоев, где преломляются лучи света, Приводит к возникновению миражей. В полуденный зной на горизонте появляются, например, колышущиеся озёра, оазисы, горы. Это отражение местности, лежащей где-то очень далеко. В Сахаре годами не бывает дождя, а если случается, то часто капли. Высыхают в воздухе, не достигая Земли.
Беседа с классом.
Жители пустыни говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”
(Лопается и разлетается на куски перегревшийся камень).
Арабская пословица “В Сахаре ветер встаёт, и ложиться в месте с солнцем” (постоянно дуют ветры).
Страшная “песня песков” (пыльные бури, смерчи уносят высоко в небо мелкую пыль).
Работа с картами по алгоритму.
Географическое положение (к северу и югу от саванн, между 20 и 30 с. ш. и ю. ш.).
Климатические условия и режим рек (осадков мало до 300 мм. в год, в результате этого реки маловодные).
Проверка сравнительной характеристики природных зон по пункту 1, 2 слайды
Работа по алгоритму 3– 5
Растительность влажных экваториальных лесов (слайд растительность влажных экваториальных лесов).
– В чём особенность растительности этого леса?
(Густота растительного покрова, многоярусность). Показ слайда, объяснение.
Верхний ярус (35-50 м) 70% древесных пород (600 видов деревьев) – сейба, эбена
Нижний ярус (8-10 м) фикусы, бамбук, бананы (многолетние травы высотой 7-8 метров, плодоносит на 8-10 месяц).
Наземный ярус – травы (огромная разновидность папоротников).
Очень много лиан, эпифитов (орхидей).
Формирование типов почв определяют учащиеся (красно– желтые ферраллитные, красные ферраллитные).
– Густые экваториальные леса дают огромное количество опада. Тем не менее, почвы экваториальных лесов не богаты перегноем. Чем же это можно объяснить?
(Высокой температурой, большой влажностью, органические остатки поступают в почву. Верхние слои почвы под действием дождя промываются, поэтому бедны питательными веществами).
Растительность саванн.
Деревья: баобаб (один из священных символов Африки, живёт 4-5 тысяч лет. Самое “ тучное растение планеты– 20-40м. в обхвате. В прохладную погоду зелен, в сухую сбрасывает листву. Кора насыщена влагой, содержит много кальция, её поедают слоны), пальмы (дум, масличная), Акации, молочаи (древовидные, мясистый стебель и ветви.
Растения: слоновая трава, бородачи, сансевьера.
Определение типа почв учащимися (красно-бурые, коричнево-красные).
Преобладание красной земли наличием мельчайших частичек железа, скреплённых с частичками глины. Происходит в результате смены влажного и сухого периода.
Полупустыни и пустыни.
Растительность крайне бедна. Кактусы, солончаки, молочаи, алоэ, колючие подушкообразные растения. Характерны дикие арбузы с сочными плодами, что служит источником воды для живого. Только в оазисах (островках жизни) развивается богатая растительность с финиковыми пальмами.
Формирование почв определение по почвенной карте (пустынные).
Проверка сравнительной характеристики природных зон по пункту 3-4 слайды
Учитель:
Животный мир. Влажные экваториальные леса.
При достаточной кормовой базе, животные приспособились к жизни в многоярусном лесу
Нижний ярус (почвенно-подстилающий): Бактерии, Грибы, Насекомые (Отряд Таракановые: усачи; Жуки: усачи, жук-олень, хрущи, сахарные жуки; Прямокрылые: сверчки, кузнечики; Бескрылые: муравьи– 600 видов, термиты; Бабочки) Нематоды.
Класс птиц: цесарки, павлины, семейство Дроздовые, бананоеды (родственницы кукушек), птицы-носороги, нектарницы (заменяющие колибри).
Класс Амфибии: лазающая жаба, лягушки, тритоны).
Класс Пресмыкающиеся: гекконы, хамелеоны, королевские питоны.
Млекопитающие Отряд Насекомоядные (землеройки).
Наземный ярус (изучая характерные особенности отрядов Млекопитающих заполняют таблицу и дополняют особенности жизнедеятельности некоторых животных из подобранного дополнительно материала) – (приложение).
Объяснение сопровождается показом слайдов.
Отряд Парнокопытные: кистеухая свинья, африканский Оленек, Антилопа– дукера, кошка, бонго, тушбок.
Характерные признаки: Размеры средние. Ноги длинные, оканчиваются четырьмя пальцами, из которых 2и 3 хорошо развиты на пальцах копыта. Нет ключиц.
Отряд Хищные: леопарды ( в основном истреблены, требуют охраны).
Характерные признаки: Хорошо развиты клыки и хищные зубы-предкоренные. Передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей.
Отряд Приматы: мартышки (различной окраски с преобладанием зеленоватых, чёрных, зелёных тонов), шимпанзе.
Характерные признаки: Размеры тела различные. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперёд. На пальцах ногти. Большой палец противопоставлен всем остальным.
Отряд Грызуны: белки (масличные, солнечные, полосатые); крысы (ржавоносая, болотная, хомяковая) – Семейство Мышиные.
Характерные признаки: размеры тела мелкие или средние. Сильно развиты резцы без корней, клыков нет, коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей. Быстро размножаются; большая плодовитость.
Саванны и редколесья.
Насекомые: медоносные пчёлы, цикады, прусы, тли, термиты, червецы, щитовки, палочники, клопы, слоники, хрущи, листоеды, усачи, бабочки).
Класс Амфибии: жабы, квакши, лягушки.
Класс Пресмыкающиеся: яичная змея, гадюка, крокодилы.
Класс Птицы: белая цапля, африканский страус, марабу, скворцы, сорокопут, лесные удоды, жаворонки. Воробьи, ворона.
Класс Млекопитающие. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.
Отряд Парнокопытные: антилопы, гну, газель, жираф, носороги.
Отряд Хищные: гепард, леопард, шакалы, гиены.
Отряд Непарнокопытные: зебра, африканские носороги, зебры.
Характерные признаки: большинство питаются растениями. Размеры тела крупные. Число
пальцев нечётное, сильно развит третий. На пальцах копыта, Ключиц нет.
Отряд Хоботные: африканский слон.
Характерные признаки: мощные длинные бивни образовались из удлинённых резцов верхней челюсти. Размеры тела крупные. Хобот возник в результате срастания носа иверхней губы. Кожа толстая, лишена волосяного покрова. Питаются растительной пищей.
Животные занесённые в красную книгу: зебра (из-за отстрела ради красивой шкуры), носороги (ради рогов), ослы, африканские слоны (из-за слоновой кости).
Животные пустыни и полупустыни.
Насекомые (жуки, саранчёвые); Паукообразные (скорпионы). Пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи, змеи – могут долго обходиться без воды). Хищники (гиены, шакалы, лисицы).
Проверка сравнительной характеристики природных зон по пункту 4-5 (слайд).
6. Проверка закрепления нового материала 3 минуты.
(Проводиться в виде теста “волна”; согласен с утверждением ответ “да” – , “ нет” – )
Растение саванн – баобаб, акация, молочаи, пальмы.
Самое жаркое место на Земле – пустыня Сахара.
На периферии экваториальных лесов осадков выпадает больше.
Присутствие железа в почвах Африки, отличительный признак от всех почв Земли.
Зона влажных экваториальных лесов находиться между пустынями.
Облака частое явление в пустыне.
Африканский слон – животное влажных экваториальных лесов.
Ответ
7. Информация о домашнем задании – 1 минута.
– С какой темой познакомились на уроке?
– Назовите природные зоны Африки?
– Какие сравнительные компоненты природных зон рассмотрели на уроке?
География & 28 заполнить таблицу в тетради.
Биология & 33-& 35 составить кроссворд по изученным отрядам классов.
Отряды млекопитающих и их общая характеристика.
Отряд | Характерные признаки | Представители |
Грызуны | ||
Хищные | ||
Хоботные | ||
Парнокопытные | ||
Непарнокопытные |
Приматы
Природные зоны Африки.
Название природной зоны | Климатический пояс | Температуры летом зимой | Осадки, мм. в год | Типы почв | Органический мир |