Педагогические условия составляют образовательную среду, в которой осуществляется, развивается, совершенствуется учебно-педагогический процесс. Поэтому изучение педагогических условий реализации задач профессионального обучения связано с анализом образовательного пространства среднего профессионального учебного заведения, в котором осуществляется подготовка специалистов. И если эти условия в достаточной степени обеспечивают эффективность учебного процесса, то качество подготовки специалиста будет адекватно поставленным учебным задачам.
Бесспорно, что искусство обучения в огромной мере зависит от умений правильно построить дидактический процесс, точно реализовать цели обучения, выполнять педагогические условия.
В профессиональном образовании осуществляется учёт интересов и способностей личности. Уделяется много внимания созданию благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, культурного развития личности, выработке мировоззрения. Осуществить это возможно через личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход направляет студентов на самостоятельное принятие решений с определённой долей ответственности, а так же способствует созданию условий, обеспечивающих развитие исследовательской работы студентов в образовательном процессе.
Современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентно способного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, обеспечение возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Задача образования состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь рекомендациями учёных- педагогов П.И. Пидкасистого, Б.П.Есипова, И.Т. Огородникова, выделяющих четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующих их учебным возможностям:
- копирующие действия;
- репродуктивная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы:
- Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль педагога заключается в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объём работы.
- Реконструктивно-самостоятельные вариантные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию.
- Эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.
- Творческие – являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студентов.
Перед преподавателями социально- экономических дисциплин стоит крайне сложная задача – передать студентам знания, которые способствовали бы формированию их духовной основы, гражданской позиции, культуры мышлении и поведения. Преподавателю необходимо найти способы, которые помогали бы студентам приходить к лучшему постижению самих себя, своего призвания как в узко профессиональном смысле, так и в широком – мировоззренческом.
Учитывая стратегические цели развития современной системы образования, всё большее распространение получили технологии обучения, при которых корректируется роль преподавателя в учебном процессе – из источника, сообщающего готовые знания, он превращается в организатора активной самостоятельной деятельности студентов, их консультанта и эксперта:
- обучение в сотрудничестве;
- диагностическое прогнозирование;
- БМО – блочно-модульное обучение;
Преимущества этих направлений в том, что, во-первых, в условиях классно-урочной системы они наиболее удачно вписываются в учебно-воспитательный процесс; во-вторых, это истинно гуманистические технологии, обеспечивающие не только успешное обучение, но и способствующие развитию доброжелательности по отношению к преподавателю и к друг другу.
Некоторые методические рекомендации:
- количество вариантов заданий равно количеству мини-групп;
- задание должно содержать алгоритм ответов;
- на протяжении всего занятия преподаватель остаётся доброжелательным.
Диагностическое прогнозирование вполне органично интегрируется с обучением в сотрудничестве, так как, с одной стороны, вырабатывает умение пользоваться приобретёнными знаниями, а с другой стороны – строить общение. При этом ставится задача – заставить студентов высказать гипотезу и, сделав правильное обоснование, доказать её.
Идеи личностно-ориентированной педагогики замечательно реализуются в процессе разноуровневого обучения, ибо позволяют обойти традиционную усреднённость и сделать обучение дифференцированным, в соответствии с индивидуальными способностями каждого студента.
Блочно-модульное обучение можно рассматривать как систему, обобщающую все рассмотренные технологии. Сущность заключается в том, что все занятия, отводимые на изучение раздела, темы делятся на четыре вида: изучение нового материала, закрепление практических навыков, изучение дополнительного материала, текущий контроль знаний.
Примером использования данных технологий могут служить занятия практикумы, семинары, использование безмашинного программированного опроса студентов.
Работа преподавателя позволяет выявить категории студентов, которые показывают хорошие результаты обучения.
Одним из приоритетных направлений организации учебного процесса в современных условиях является использование нетрадиционных форм обучения. В изучении социально-экономического курса дисциплин к одной из таких форм относится микро-урок. Ему отводится особая роль в формировании основных понятий как необходимого условия углублённого изучения базовых дисциплин. Это достигается посредством решения ряда образовательных задач: создания теоретических основ изучения курса, например посредством формирования понятий базового уровня; развития общих, специальных и специфических учебных умений и навыков учащихся, например через оперирование понятиями в решении ситуационных заданий практической направленности; познания содержания иных понятий и категорий; установления между ними межпредметных и внутрикурсовых связей.
В достижении поставленных задач прослеживается методологическая направленность микро-урока, что также выражается в создании с его помощью оптимальных условий для развития навыков самостоятельного мышления обучаемых. Основным элементом такого мышления является понятие – как отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств, качеств предметов и явлений.
К признакам, отличающим микро-урок от иных видов занятий, относятся:
1. Достаточно ограниченные временные рамки проведения урока. Микро-урок рассчитывается всего на двадцать минут учебного времени. С точки зрения психологии это время оптимального внимания учащихся. Поэтому данный тип урока отличается высокой степенью активности и мыслительной деятельностью. Это позволяет преподавателю планировать свою работу на микро-уроке с учётом разнообразных средств и методов обучения:
1) аудитивных, визуальных и иных технических средств учебной деятельности; 2) наглядных средств; 3) средств конкретизации (например, использование теоретических положений учебной литературы в подтверждение правильности получаемых на уроке выводов и логических заключений); 4) метода пошаговой детализации; 5) метода проблемного изложения.
2. Диагностика исходного уровня учебных знаний, умений и навыков учащихся и полученного (в процессе работы над определением понятия) конечного результата их учебной деятельности. Следует учитывать не только педагогические, но и психологические основы организации микро-урока. Так, в начале занятия осуществляется подготовка учащихся к восприятию учебного материала с целью максимального привлечения их внимания к выполняемому заданию, например, с помощью музыкальной заставки. Для этого преподаватель строит свою работу, основываясь на положительных эмоциях учащихся, преодолении стрессовых ситуаций, облегчении восприятия сложного теоретического материала, например посредством апеллирования к более простому вопросу или заданию. Важно показать, что решение основной задачи микро-урока – определение понятия, зависит от раскрепощённой мыслительной деятельности учащихся, быстроты совершаемых ими логических операций.
3. Наличие алгоритма, элементами которого являются: а) эмоционально-образное восприятие; б) раскрытие содержания понятия; в) его межпредметная и внутрикурсовая связь; г) применение полученных учащимися знаний в решении тех или иных проблемных вопросов. Каждый из названных элементов алгоритма представляет определённую ступень в формировании знаний: 1) знания-знакомства; 2) знания-копии; 3) знания-умения; 4) знания-навыки.
Репродуктивный уровень усвоения учебного материала, а также развитие творческих способностей учащихся дают в совокупности продуктивный уровень усвоения учебного материала. От того, насколько чётко будет организовано занятие, во многом будет зависеть достижение поставленных перед самим уроком целей.
СЕМИНАР “ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
Цель:
– изучение Человека как меры всех вещей и как высшей самоценности общества(смысл развития общества: благополучие и развитие Человека, который выступает субъектом природного и социального действия).
Функции:
– объяснительная (познание законов существования и развития человека);
– мировоззренческая (формирование системы взглядов на место и роль человека в обществе);
– прочностическая (выработка умений предвидеть свое будущее, последствия своих действий);
– практически рекомендательная (формирование умений и механизмов поведения и действия в обществе).
Информационная база:
Человек-это высшая ступень развитости живых организмов на Земле, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, это биопсихосоциальное существо.
Личность – это человек как субъект общественных отношений, характеризующийся целостной системой социально значимых способностей и потребностей.
Рекомендации:
Основные задачи данной темы – это ознакомить учащихся с законами существования и развития общества, частью которой является человек, показать определяемость социальных качеств и потребностей человека социальной средой, значение воспитания в формировании и развитии человека, выявить его поведенческий механизм в условиях взаимовлияния общественных интересов и личностных потребностей, показать возможности, права и свободы человека в его взаимоотношениях с социальными институтами и социальными общностями, членом которых является человек, выявить условия гармонизации общественного и личностного, общечеловеческого и конкретно-человеческого.
Литература:
1. Буева Л.П."Человек: деятельность и общение". – М.1978 г.
2. Й. Гуревич П.С."Вселенная по имени человек 11 – Свободная мысль, 1991.
3. "Мир философии ". Книга для чтения. Часть 2 -м. 1991 г.
4. Дубинин А.П."Что такое человек". – М.1983г.
5. "Обучения правам человека".Книга для учителя.-М.1990г.
6. Бердяев Н.А."О назначении человека" – М. 1992 г.
7. Фролов И.Т."О человеке и гуманизме". – М. 1990 г.
8. Фрейд 3. "Введение в психоанализ". – М. 1991 г.
Ход семинара:
1. Студентам предлагаются заранее вопросы для самостоятельного изучения:
1.1.Проблемы места и роли человека в обществе.
1.2.Роль социальной среды в воспитании, в формировании и развитии человека.
1.3.Человек как производительная сила и личность.
1.4.Поведение человека и требования общества к человеку и его поведению.
1.5.Роль человека в социальных общностях.
1.6.Взаимоотношения и связь человека с обществом, его структурами, институтами и властью.
2.Преподаватель разбивает группу на микрогруппы (по 6 человек), затем предлагает обсудить вопросы. По каждому вопросу выступают 1-2 студента – остальные оппоненты. Вывод делает микрогруппа или вся группа студентов.
З.В заключение студентам предлагается решить проблемные задачи: "Проблемы человека в философии"
3.1.В чем состоит сущность человека?
а) в совокупности наследственных задатков генетической программы;
б) в наличии сознания и свободы воли;
в) в способности создавать орудия труда;
г) в способности к обучению;
д) в совокупности всех отношений с другими людьми.
3.2.Какова наиболее оптимальная позиция в отношении общества к человеку?
а) человек – фактор общества;
б) человек – частичка целого механизма общества;
в) человек – самоценность и цель общества;
г) человек – средство для целей общества;
д) человек – автономная и самостоятельная единица общества.
3.3.Найдите "золотое правило" оптимального поведения человека в обществе?
а) быть альтруистом;
б) быть эгоистом;
в) не желать другому того, чего не желаешь себе;
г) ставить общественные интересы выше личных;
д) ставить личные интересы выше общественных.
3.4. Каковы роль и место человека в обществе?
а) человек это средства развития общества;
б) человек это цель развития общества;
в) человек это фактор развития общества.
3.5. Какой критерий оценки отношений человека с другими людьми наиболее научно обоснован?
а) удовлетворение личных потребностей, эгоизм;
б) удовлетворение потребностей другого человека, альтруизм;
в) гуманизм, нравственность поступков;
г) полезность, выгодность поступков для конкретного человека.
Методика семинара составлена по методическому пособию "Человек и Общество" – Елабуга.1993 года.
СЕМИНАР "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА".
Цель:
1. Изучение человека во взаимосвязи с природой.
2. Определение роли и значения окружающей среды для живых существ и человека.
3. Развить умение формулировать суждения, делать выводы и выделять итоги умозаключений.
Информационная база:
Природа – это определенная часть материального мира, окружающая человека. Происхождение человека тлеет естественных характер. История его появления – 3-5 млн.лет. Основа появления человека – биологическая эволюция животного мира и труд. Основные теории происхождения человека: естественная (эволюция Дарвина), религиозная, спонтанная, комическая.
Человек и природа взаимосвязаны и взаимозависимы. Природа – среда обитания человека. Человек берет от природы средства жизни и средства труда. Зависимость человека от природных явлений (климат, географическая среда, природные катаклизмы).
Соответствие, противоречия и гармония – основные этапы взаимоотношения человека и природы.
Человек это часть природы, высшая ступень развития животного мира. Биология человека: генный фонд, наследственность, внешность, физическая конституция, здоровье. Нарушение гармонии – причина болезни человека. Биологическое, физическое здоровье – основа социального развития. Продолжение своего рода – основная функция человека.
Литература:
1. "Диалектика живой природы". – М. 1983 г.
2. Моисеев Н.Н,"Человек во Вселенной и на Земле." – Вопросы философии. 1990 г./6/.
3. Тейлор де Шарден П."Феномен человека". – М. 1987 г.
4. Дубнин Н.П. "Что такое человек." – М. 1983 г.
Рекомендации:
Основные задачи данной темы – ознакомить студентов с основами существования материального мира, природы, показать эволюционный, качественный характер его развития, обосновать естественность появления человека в результате развития материального мира показать этапы становления человека, его отличие от животного мира на Земле, обосновать гармонию взаимоотношений человека и природы.
Ход семинара:
1.Вопросы семинара:
1.1.Природа как окружающий мир человека?- философский анализ знаний о природе как внешнем мире человека.
1.2.Природа как среда обитания человека?- философский анализ зависимости человека от природы.
1.3.Роль природной, биологической эволюции человека?- характеристика происхождения человека и его становлении как биопсихического существа.
1.5.Проблемы природы и человека, а) экология человека и природы; б) генетическое будущее человека; в) гармонизация отношений человека и природы; г) проблемы демографии.
2.На основе вышесказанного студенты определяют основные выводы взаимоотношения и взаимосвязи природы-человека.