Основные задачи:
- познавательные: познакомить учащихся с многотабличными базами данных, необходимостью их создания, технологией хранения и обработки информации в многотабличных базах данных;
- развивающие: способствовать развитию логического мышления и практических навыков в решении учебных и прикладных задач с помощью компьютера от постановки задачи до получения нового результата;
- мотивационные: развивать познавательный интерес, речь, внимание, формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности, развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы.
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение и возможности баз данных;
- уметь создавать табличные базы данных, осуществлять сортировку и поиск записей, задавать сложные запросы при поиске информации.
Урок 1: Связывание таблиц в многотабличных базах данных (БД).
Цели урока:
- учащиеся должны узнать: необходимость создания многотабличных баз данных, виды связей между таблицами;
- учащиеся должны уметь: проектировать многотабличные базы данных, связывать таблицы между собой;
- учащиеся должны понимать: что многотабличные базы данных, экономят информационное пространство и ускоряют процесс обработки данных, обеспечивают целостность данных, защиту от случайного удаления или изменения связанных данных.
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала с элементами практической работы.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения:
- компьютер, телевизор;
- пакет MS Office с СУБД Access 2000;
- схема-плакат “окно Access”;
- вопросник;
- БД Access “Комплектующие компьютера и поставщики”;
- практическая работа.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный.
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие учащихся, постановка темы (2 мин).
II. Проверка знаний (5 мин).
Вопросник:
- Можно ли сказать, что база данных представляет собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах? Ответ аргументируйте.
- Можно ли сказать, что база данных хранит информацию в группах объектов с одинаковым набором свойств? Ответ аргументируйте.
- Что значит описать структуру таблицы?
- Какое поле называют ключевым (первичным ключом)?
3. Объяснение нового материала (15 мин).
Учитель: Ребята, мы с вами до сегодняшнего урока хранили данные в одной таблице “Комплектующие компьютера и поставщики” (демонстрация на экране телевизора).
Но хранить БД в одной таблице неудобно и нерационально.
- Таблица может содержать слишком большое количество полей, что неудобно пользователю.
- Различные записи при этом во многих полях дублируют друг друга, что увеличивает информационный объем БД и замедляет процесс ее обработки.
Учитель: Какие свойства являются неотъемлемыми в таблице “Комплектующие компьютера и поставщики”?
Ученики: Неотъемлемыми свойствами являются “наименование” и “описание”.
Учитель: А “название фирмы”, “адрес”, и “цена” не являются свойствами компьютера. Поэтому имеет смысл разделить исходную таблицу на две “Комплектующие” и “Поставщики”. Каждая таблица должна содержать по крайней мере, одно ключевое поле.
В таблице “Комплектующие” введем поле “код комплектующих”, а в таблице “Поставщики” – “код поставщика” (демонстрация на экране телевизора).
Учитель: После создания таблиц содержащих данные, относящиеся к различным аспектам БД, необходимо обеспечить целостность БД. Для этого надо связать таблицы между собой.
Тип, создаваемой связи зависит от полей, для которых определена связь.
Связь “один-ко-многим” 1:М (каждой записи в главной таблице соответствует несколько записей в подчиненной таблице).
Связь “один-ко-одному” 1:1 (оба поля являются ключевыми).
Связь “многие-ко-многим” М:N (представляет 2 типа связи 1:М через 3-ю таблицу, ключ которой состоит по крайней мере из двух полей, общих для 2-х других таблиц).
Учитель: Как Вы думаете в нашем случае какая связь могла бы реализоваться?
Ученики: Реализуется связь “многие-ко-многим” М:N.
Учитель: Две таблицы, находящиеся в отношении М:N, могут быть связаны только с помощью третьей таблицы путем создания 2-х связей 1:М. Как Вы думаете, какую таблицу можно использовать?
Ученики: Таблицу “Цена”.
Учитель: Создадим таблицу “Цена” с ключевым полем “счетчик” и установим связи между этими таблицами.
Алгоритм установки связей между таблицами (демонстрируется на экране телевизора):
- открыть БД “Комплектующие”;
- в главном меню выбрать Сервис-Схема данных;
- добавить все таблицы;
- перетащить мышью ключевые поля из таблицы “Комплектующие” в таблицу “Цена” и из таблицы “Цена” в таблицу “Поставщики”.
- на панели связи установить опции для каждой связи и нажать Создать.
4. Практическая работа “Проектирование многотабличной базы данных “Комплектующие” (15 мин).
Цель: создать БД “Комплектующие”, состоящую из трех таблиц “Комплектующие”, “Поставщики”, “Цена” и установить связи между таблицами.
Описание работы:
- Средствами СУБД Access создать БД “Комплектующие”.
- С помощью конструктора создать таблицы “Комплектующие”, “Поставщики” и “Цена”.
- Ввести команду Сервис-Схема данных.
- Добавить все таблицы в окно Схема данных.
- Перетащить мышью ключевые поля из таблицы “Комплектующие” в таблицу “Цена” и из таблицы “Цена” в таблицу “Поставщики”.
- На панели связи установить опции для каждой связи.
5. Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин).
Учитель: Мы с Вами сегодня узнали, что межтабличная связь обеспечивает целостность данных. Связанные таблицы представляют собой единую БД, в которой можно создавать новые запросы и отчеты, содержащие данные, из связанных таблиц.
Для создания нормализованной реляционной БД необходимо:
- выделить объекты, которые не будут обладать избыточностью;
- определить структуру таблицы;
- установить тип связи между этими таблицами.
6. Домашнее задание (3 мин).
Задача: Разработать проект реляционной БД “Коллекция аудиозаписей”, которая бы содержала главную таблицу “Список аудио-CD” и подчиненную таблицу “Содержание аудио-CD”.
Урок 2: Создание многотабличной базы данных (БД).
Цели урока:
- учащиеся должны узнать: как разработать логическую модель многотабличной базы данных;
- учащиеся должны уметь: выполнять связи между таблицами в среде СУБД Microsoft Access;
- учащиеся должны понимать: практическое применение многотабличных баз данных и целесообразность их использования.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения:
- компьютер, телевизор;
- пакет MS Office с СУБД Access 2000;
- плакат Access;
- вопросник;
- БД Access “Ведомость класса”;
- инструкционные карты с заданиями;
- практическая работа.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный.
Форма: работа в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие учащихся, постановка темы (2 мин).
2. Проверка знаний (5 мин).
Вопросник:
3. Проектирование логической модели многотабличной реляционной БД (10 мин).
Учитель: У Вас на столах лежат инструкционные карты с заданиями. Прочитайте задание и ответьте на вопросы: Что дано? и Какова цель?
Ученики: Задание: Создание логической модели реляционной БД “Ведомость класса”.
Цель: разработать логическую модель многотабличной реляционной БД “Ведомость класс” из однотабличной реляционной БД “Ведомость класса”.
Учитель: Мы знаем, что однотабличная БД обладает недостатками. Какими?
Ученики: Занимают большой объем и долго обрабатываются.
Учитель: Что необходимо сделать с таблицей, чтобы этого избежать?
Ученики: выделить объекты, которые не будут обладать избыточностью; определить структуру таблицы; установить тип связи между этими таблицами.
Учитель: прежде чем мы приступим к построению логической модели, нам необходимо разбиться на три группы (ребята делятся на группы заранее).
Описание работы: |
Выполнение работы на доске: |
|
Выделяют три таблицы: “Учащиеся”, “Предметы” и “Учителя”. |
|
|
Задание №1: 1 группа – Указать главную таблицу и подчиненные таблицы. |
Указывают “Учащиеся” и “Предметы”. |
2 группа – Какой вид связи необходимо установить между таблицами “Учащиеся” и “Предметы”? Ответ обоснуйте. |
“Учащиеся” M:N “Предметы”. Связь “многие-ко-многим”. |
3 группа – Какой вид связи необходимо установить между таблицами “Предметы” и “Учителя”? Ответ обоснуйте. |
“Предметы” 1:М “Учителя”. Связь “один-ко-многим”. |
Задание №2 1 группа – Что известно о связи “многие-ко-многим”? |
Две таблицы, находящиеся в отношении М:N, могут быть связаны только с помощью третьей таблицы путем создания 2-х связей 1:М. |
2 группа – Какая зависимость между таблицами “Учащиеся” и “Предметы”? |
Третья таблица “Оценка”. “Учащиеся” 1:М “Оценка” М:1 “Предметы” 1:М “Учителя”. |
3 группа – Какие общие поля необходимо ввести в таблицы для обеспечения связанности данных? | В таблице “Учащиеся” – код учащегося, в таблице “Оценка” – код оценки, в таблице “Предмет – код предмета, в таблице “Учителя” – код учителя. |
Задание №3 1 группа – для таблицы “Учащиеся”. 2 группа – для таблицы “Предметы”. 3 группа – для таблицы “Учителя”. |
Представитель каждой группы выписывает полученную структуру таблицы на доску. На доске вырисовывается логическая модель БД “Ведомость класса” |
Демонстрация схемы данных на экране телевизора
4. Практическая работа “Создание многотабличной БД “Ведомость класса” (20 мин).
Цель:
- создать БД “Ведомость класса”, состоящую из четырех таблиц “Учащиеся”, “Оценка”, “Предметы”, “Учителя”;
- установить связи между таблицами;
- создать сложный запрос, чтобы убедится в целостности данных.
Описание работы:
- Средствами СУБД Access создать БД “Ведомость класса”.
- С помощью конструктора создать таблицы “Учащиеся”, “Оценки”, “Предметы” и “Учителя”.
- Вести в таблицы записи.
- Ввести команду Сервис-Схема данных.
- Добавить все таблицы в окно Схема данных.
- Перетащить мышью ключевые поля из таблицы “Учащиеся” в таблицу “Оценки”, из таблицы “Оценки” в таблицу “Предметы” и из таблицы “Предметы” в таблицу “Учителя”.
- На панели связи установить опции для каждой связи.
- Какие сведения об учащихся будут выведены на экран, если в запросе к БД “Ведомость класса” указано следующее условие поиска (Учащиеся. Дата рождения>1.09.1983 И Оценка. Оценка=4) ИЛИ Предмет. Предмет=История).
Ответ:
Фамилия учащегося |
Дата рождения |
Оценка |
Предмет |
Арбузов |
13.09.1984 |
4 |
Русский язык |
Шаров |
02.12.1983 |
5 |
История |
- Проанализировать полученный результат.
5. Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин).
Учитель: Мы с Вами сегодня еще раз убедились, что межтабличная связь обеспечивает целостность данных. Связанные таблицы представляют собой единую БД, в которой можно создавать новые запросы и отчеты, содержащие данные, из связанных таблиц. Если произвести запрос в таблице “Учащиеся” Дата рождения>1.09.1983, то таблицы “Оценка” и “Предметы” не будут обрабатываться, что нельзя утверждать для сложного запроса.
6. Домашнее задание (3 мин).
Задача: Разработать проект многотабличной БД “Поликлиника”, в которой будут храниться сведения о посещении пациентами врачей-терапевтов городской поликлиники.
Фамилия Пациента |
Дата рождения |
Номер участка |
Фамилия врача |
Дата посещения |
Диагноз |
Лосев О.И. | 20.04.65 | 2 |
Петрова О.И. | 11.04.98 | Грипп |
Орлова Е.Ю | 25.01.47 | 1 |
Андреева И.В. | 05.05.98 | ОРЗ |
Лосев О.И. | 20.04.65 | 2 |
Петрова О.И. | 26.07.98 | Бронхит |
Дуров М.Т. | 05.03.30 | 2 |
Петрова О.И. | 14.03.98 | Стенокардия |
Жукова Л.Г. | 30.01.70 | 2 |
Петрова О.И. | 11.04.98 | Ангина |
Орлова Е.Ю. | 25.01.47 | 1 |
Андреева И.В. | 11.07.98 | Гастрит |
Быкова А.А. | 01.04.75 | 1 |
Андреева И.В. | 15.06.98 | ОРЗ |
Дуров М.Т. | 05.03.30 | 2 |
Петрова О.И. | 26.07.98 | ОРЗ |
Урок 3: Создание многотабличной базы данных (БД).
Цели урока:
Вторичное осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения:
- пакет MS Office с СУБД Access 2000;
- инструкционные карты с заданиями;
- практическая работа.
1, Организационный момент: приветствие учащихся, постановка темы (2 мин).
2. Постановка задачи перед учащимися (10 мин).
Учитель: Представьте себе, что вы работники фирмы-производителя программных продуктов. Вам предложено на конкурсной основе разработать базу данных “Поликлиника”, в которой будут храниться сведения о посещении пациентами врачей-терапевтов городской поликлиники.
Учитель: Вы готовы представить на конкурс свои проекты?
Давайте посмотрим как выглядит логическая модель БД “Поликлиника” (желающие выходят к доске и рисуют модель).
Учитель: Я вижу, конкурс удался! Теперь можно приступать к выполнению практической работы.
3. Выполнение практической работы (20 мин).
Цель:
- создать БД “Поликлиника”, состоящую из трех таблиц “Пациент”, “Врач”, “Посещения”;
- установить связи между таблицами;
- создать сложный запрос, чтобы убедится в целостности данных.
Описание работы:
- Средствами СУБД Access создать БД “Поликлиника”. – С помощью конструктора создать таблицы “Пациент”, “Врач”, “Посещения”.
- Ввести в таблицы записи.
- Ввести команду Сервис-Схема данных.
- Добавить все таблицы в окно Схема данных.
- Перетащить мышью ключевые поля из таблицы “Учащиеся” в таблицу “Оценки”, из таблицы “Оценки” в таблицу “Предметы” и из таблицы “Предметы” в таблицу “Учителя”.
- На панели связи установить опции для каждой связи.
- Какие сведения о посещении пациентами поликлиники будут выведены на экран, если в запросе к БД “Поликлиника” указано следующее условие поиска (Пациент. Номер участка=2 И Посещения. Дата рождения>1.06.98)
Ответ:
Фамилия пациента |
Дата посещения |
|
|
26.07.98 |
|
Дуров М.Т. |
26.07.98 |
ОРЗ |
- Проанализировать полученный результат.