Исследовательская деятельность учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа


Современному обществу нужны качественно новые характеристики образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной среде. Требуются новые смыслы педагогическим традициям, не утратившим актуальности. И переосмысление имевшегося и когда-то отвергнутого опыта. Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится. Это задача личностно-ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гуманизации образования, видя в нём одно из возможных решений проблемы превращения ученика в активного субъекта процесса обучения, полагая, что технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения. Метод проектов в дословном переводе — путь замысла или способ планирования. Этот перевод позволяет очень точно и просто обозначить смысл исследуемого явления. Прежде всего, метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта. Проект — это буквально “брошенный вперёд”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создаёт то, чего ещё нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Поэтому всегда нужна проектная идея, а также совокупность целей и задач, которые необходимо решить в короткий промежуток времени для реализации идеи. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся, предусматривающей, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. С учётом вышеизложенного можно сформулировать следующие характерные процессуальные черты исследовательской деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей развивающего обучения или новых моделей начальной школы. Это:

  • проектирование исследовательского проекта, создавая который педагог должен получить необходимое и достаточное представление о проблеме, объекте и предмете исследования на основе предварительной диагностики проблемной ситуации, анализе способов её решения;
  • формулировка цели и задач конкретного проекта;
  • моделирование области исследовательской деятельности, способов её реализации и достижения цели.

Таким образом, проект создаёт то, чего ещё нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Поэтому всегда нужна проектная идея, а также совокупность целей и задач, которые необходимо решить в короткий промежуток времени для реализации идеи.

Хочу представить Вашему вниманию модели проектов, которые я создала и осуществила за два учебных года (см. Приложение).

Приложение