Закрепление пройденного материала по теме: "Величины" в 3–4-х классах. Урок-сказка

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить знания соотношений единиц длины, массы, времени; упражнять в сравнении этих величин.
  2. Упражнять в решении задач, уравнений.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки.
  4. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Итоги урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме “ Величины”: вспомним таблицу умножения, сложения и вычитания многозначных чисел, решим уравнения. Наш урок будет необычный. Мы совершим путешествие по сказке Шарля Перро “ Золушка”.

Сказка “ Золушка” начинается так: “ Жил - был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером….

Одна, старшая дочка, была толстая и любила покушать. Особенно ей нравились булочки. Утром она съедала 20 булочек, днем - 25, а вечером – 10. Сколько всего за весь день старшая дочка съедала булочек?

Ученики: (20 + 25 + 10 = 55 булочек).

Учитель: А другая, младшая дочка, не любила булочки и вообще ела мало и много капризничала, вредничала. Старшая дочка тоже вредничала всего за день 9 раз, а младшая в 10 раз больше. Сколько раз вредничала младшая дочка?

Ученики: (9 . 10 = 90 раз).

Учитель: Сестры любили покушать и повредничать, а еще были очень ленивые. Все в доме делала Золушка. Сестры решали примеры. Проверьте, где допустили они ошибки (примеры написаны на листах для 3 класса и для 4 класса и прикреплены на доску):

3 класс 4 класс
56 + 20 = 66 42 – 10 = 41 420 – 100 = 410 640 + 60 = 700
64 + 6 = 70 15 * 0 = 15 80 * 0 = 80 50: 0 = 0
20: 0 = 0 9 * 1 = 10 56 + 20 = 66 25 * 1 = 26

(Дети решают и находят в примерах ошибки)

Учитель: Проверяем. В каких примерах неправильный ответ?

Ученики 3 класса: Неправильные ответы: в 1 примере, ответ 76; в 4 примере, ответ31; в 5 примере, ответ 0; в 6 примере, ответ 9

Ученики 4 класса: Неправильные ответы: в 1 примере, ответ 320: во 2 примере, ответ 0 в 3 примере, ответ 76; в 6 примере, ответ 25.

Учитель: Молодцы! Сказка продолжается. Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Она трудилась с 6 часов утра до 10 часов вечера.

Как по-другому сказать 10 часов вечера? (22 часа). Сколько часов работала Золушка? (16 часов).

Почему Золушку так назвали? ( Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и садилась там, на ящик с золой. За это ее сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее “ Золушкой”).

Физкультминутка. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Учитель: И вот как–то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех

знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Они очень обрадовались и сейчас же заставили Золушку шить платья для бала.

На платье мачехе потребуется 3000 см ткани, а младшей дочери в 3 раза меньше, чем матери, а старшей дочери на 1000 см больше, чем младшей дочери. Сколько всего метров ткани потребуется на все платья?

(Разбор задачи, запись краткого условия и коллективное решение задачи).

(Краткое условие на листах, прикреплены на доску.)

3 класс 4 класс
Мачеха – 30 м Мачеха – 3000 см
Мл. дочь - ?, в 3 раза меньше, чем мачехе Мл. дочь - ? в 3 раза меньше, чем мачехе
Ст. дочь - ?, на 10 м больше, чем мл. дочери Ст. дочь - ? на 1000 см больше, чем мл. дочери

Ученики 3 класса (дети решают самостоятельно)

Решение: 1) 30: 3 = 10 (м) – на платье младшей дочери.

2) 10 + 10 = 20 (м) – на платье старшей дочери.

3) 30 + 20 + 10 = 60 (м)- ткани на все платья.

Ответ: 60 м. ткани.

Ученики 4 класса (дети решают самостоятельно)

Решение:

  1. 3000: 3 = 1000 (см) – на платье младшей дочери.
  2. 1000 + 1000 = 2000 (см) – на платье старшей дочери.
  3. 3000 + 1000 + 1000 = 6000 (см) = 60 (м) – ткани на все платья.

Ответ: 60 м. ткани.

Проверка.

Учитель: Когда Золушка закончила шить платья, то ей нужно было украсить их лентами серебристыми (7м. 20 см.), золотистыми (840 см), атласными (60 дм.) и кружевами (5 м. 6 дм.). Сравните: (запись на доске)

7 м. 20 см …… 840 см. (7м 20 см 840 см)
60 дм. …… 5 м. 6 дм. (60 дм 5 м 6 дм)

Учитель: Золушка не только сшила сестрам и мачехе платья, но и сделала им прически. И вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела, горько плакала и перебирала крупу…

Решают ученики:

Рис -3000 г. = …. Кг (3000 г = 3 кг)
Гречку – 5200 г. = ….кг……г. (5200 г = 5 кг 200 г)
Пшено – 4050 г. = …..кг …..г. (4050 г = 4 кг 50 г)

Учитель: Работы было много. Золушка понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Она была фея и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал. Фея сказала ей: “Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце”. И вы помогите Золушке попасть на бал: решите примеры. На листочках напишите только ответы. ( Решают дети на листочках)

3 класс 4 класс
6 * 4 15: 3 6 * 4 15: 3
7 * 5 20: 4 7 * 5 20: 4
3 * 8 48: 6 3 * 8 48: 6
9 * 2 45: 5 9 * 2 45: 5
50 * 5 160: 8

Учитель: Молодцы! Вот и помогли Золушке своими знаниями. Золушка поехала на бал в карете в красивом платье и хрустальных туфельках. А пока Золушка едет на бал, решим примеры (примеры написаны на доске для 3 и 4 класса отдельно):

3 класс 4 класс
1 ряд: 82 – 36: 4 (73) 1 ряд: 50100 – 3216 (46884)
6 * 1000 (6000)
2 ряд: 8. (25 – 20) (40) 2 ряд: 702000 – 458300 (243700)
3 ряд: 40 – 15: (5 + 10) (39) 4000: 100 (40)
3 ряд: 350000 – 103720 (246280)
80000: 1000 (80)

( взаимопроверка).

Учитель: И вот наша героиня попала на бал. Она вошла в зал, и музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу. Принц не сводил с нее глаз и не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лежала маленькая хрустальная туфелька. “Как же найти красавицу?” - думал принц. Помогите ему: решите уравнения:

(На доске прикреплены уравнения, дети решают в тетрадях).

3 класс 4 класс
Х + 15 = 45 Х + 150 = 450
Х - 20 = 62 Х – 200 = 620
( Х + 15 = 45, Х – 20 = 62, (Х + 150 = 450, Х – 200 = 620
Х = 45 – 15, Х = 62 + 20, Х = 450 – 150, Х = 620 + 200,
Х = 30. Х – 82. Х = 300. Х = 820.
30 + 15 = 45 82 – 20 = 62 300 + 150 = 450 820 – 200 = 620
45 = 45 62 = 62 450 = 450 620 = 620)

(Проверка.)

Учитель: Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер. Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу.