Цели урока:
- Закрепить знания соотношений единиц длины, массы, времени; упражнять в сравнении этих величин.
- Упражнять в решении задач, уравнений.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Повторение пройденного материала.
- Итоги урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме “ Величины”: вспомним таблицу умножения, сложения и вычитания многозначных чисел, решим уравнения. Наш урок будет необычный. Мы совершим путешествие по сказке Шарля Перро “ Золушка”.
Сказка “ Золушка” начинается так: “ Жил - был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером….
Одна, старшая дочка, была толстая и любила покушать. Особенно ей нравились булочки. Утром она съедала 20 булочек, днем - 25, а вечером – 10. Сколько всего за весь день старшая дочка съедала булочек?
Ученики: (20 + 25 + 10 = 55 булочек).
Учитель: А другая, младшая дочка, не любила булочки и вообще ела мало и много капризничала, вредничала. Старшая дочка тоже вредничала всего за день 9 раз, а младшая в 10 раз больше. Сколько раз вредничала младшая дочка?
Ученики: (9 . 10 = 90 раз).
Учитель: Сестры любили покушать и повредничать, а еще были очень ленивые. Все в доме делала Золушка. Сестры решали примеры. Проверьте, где допустили они ошибки (примеры написаны на листах для 3 класса и для 4 класса и прикреплены на доску):
3 класс | 4 класс | ||
56 + 20 = 66 | 42 – 10 = 41 | 420 – 100 = 410 | 640 + 60 = 700 |
64 + 6 = 70 | 15 * 0 = 15 | 80 * 0 = 80 | 50: 0 = 0 |
20: 0 = 0 | 9 * 1 = 10 | 56 + 20 = 66 | 25 * 1 = 26 |
(Дети решают и находят в примерах ошибки)
Учитель: Проверяем. В каких примерах неправильный ответ?
Ученики 3 класса: Неправильные ответы: в 1 примере, ответ 76; в 4 примере, ответ31; в 5 примере, ответ 0; в 6 примере, ответ 9
Ученики 4 класса: Неправильные ответы: в 1 примере, ответ 320: во 2 примере, ответ 0 в 3 примере, ответ 76; в 6 примере, ответ 25.
Учитель: Молодцы! Сказка продолжается. Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Она трудилась с 6 часов утра до 10 часов вечера.
Как по-другому сказать 10 часов вечера? (22 часа). Сколько часов работала Золушка? (16 часов).
Почему Золушку так назвали? ( Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и садилась там, на ящик с золой. За это ее сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее “ Золушкой”).
Физкультминутка. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Учитель: И вот как–то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех
знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Они очень обрадовались и сейчас же заставили Золушку шить платья для бала.
На платье мачехе потребуется 3000 см ткани, а младшей дочери в 3 раза меньше, чем матери, а старшей дочери на 1000 см больше, чем младшей дочери. Сколько всего метров ткани потребуется на все платья?
(Разбор задачи, запись краткого условия и коллективное решение задачи).
(Краткое условие на листах, прикреплены на доску.)
3 класс | 4 класс |
Мачеха – 30 м | Мачеха – 3000 см |
Мл. дочь - ?, в 3 раза меньше, чем мачехе | Мл. дочь - ? в 3 раза меньше, чем мачехе |
Ст. дочь - ?, на 10 м больше, чем мл. дочери | Ст. дочь - ? на 1000 см больше, чем мл. дочери |
Ученики 3 класса (дети решают самостоятельно)
Решение: 1) 30: 3 = 10 (м) – на платье младшей дочери.
2) 10 + 10 = 20 (м) – на платье старшей дочери.
3) 30 + 20 + 10 = 60 (м)- ткани на все платья.
Ответ: 60 м. ткани.
Ученики 4 класса (дети решают самостоятельно)
Решение:
- 3000: 3 = 1000 (см) – на платье младшей дочери.
- 1000 + 1000 = 2000 (см) – на платье старшей дочери.
- 3000 + 1000 + 1000 = 6000 (см) = 60 (м) – ткани на все платья.
Ответ: 60 м. ткани.
Проверка.
Учитель: Когда Золушка закончила шить платья, то ей нужно было украсить их лентами серебристыми (7м. 20 см.), золотистыми (840 см), атласными (60 дм.) и кружевами (5 м. 6 дм.). Сравните: (запись на доске)
7 м. 20 см …… 840 см. | (7м 20 см 840 см) |
60 дм. …… 5 м. 6 дм. | (60 дм 5 м 6 дм) |
Учитель: Золушка не только сшила сестрам и мачехе платья, но и сделала им прически. И вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела, горько плакала и перебирала крупу…
Решают ученики:
Рис -3000 г. = …. Кг | (3000 г = 3 кг) |
Гречку – 5200 г. = ….кг……г. | (5200 г = 5 кг 200 г) |
Пшено – 4050 г. = …..кг …..г. | (4050 г = 4 кг 50 г) |
Учитель: Работы было много. Золушка понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Она была фея и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал. Фея сказала ей: “Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце”. И вы помогите Золушке попасть на бал: решите примеры. На листочках напишите только ответы. ( Решают дети на листочках)
3 класс | 4 класс | ||
6 * 4 | 15: 3 | 6 * 4 | 15: 3 |
7 * 5 | 20: 4 | 7 * 5 | 20: 4 |
3 * 8 | 48: 6 | 3 * 8 | 48: 6 |
9 * 2 | 45: 5 | 9 * 2 | 45: 5 |
50 * 5 | 160: 8 |
Учитель: Молодцы! Вот и помогли Золушке своими знаниями. Золушка поехала на бал в карете в красивом платье и хрустальных туфельках. А пока Золушка едет на бал, решим примеры (примеры написаны на доске для 3 и 4 класса отдельно):
3 класс | 4 класс |
1 ряд: 82 – 36: 4 (73) | 1 ряд: 50100 – 3216 (46884) |
6 * 1000 (6000) | |
2 ряд: 8. (25 – 20) (40) | 2 ряд: 702000 – 458300 (243700) |
3 ряд: 40 – 15: (5 + 10) (39) | 4000: 100 (40) |
3 ряд: 350000 – 103720 (246280) | |
80000: 1000 (80) |
( взаимопроверка).
Учитель: И вот наша героиня попала на бал. Она вошла в зал, и музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу. Принц не сводил с нее глаз и не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лежала маленькая хрустальная туфелька. “Как же найти красавицу?” - думал принц. Помогите ему: решите уравнения:
(На доске прикреплены уравнения, дети решают в тетрадях).
3 класс | 4 класс |
Х + 15 = 45 | Х + 150 = 450 |
Х - 20 = 62 | Х – 200 = 620 |
( Х + 15 = 45, | Х – 20 = 62, | (Х + 150 = 450, | Х – 200 = 620 |
Х = 45 – 15, | Х = 62 + 20, | Х = 450 – 150, | Х = 620 + 200, |
Х = 30. | Х – 82. | Х = 300. | Х = 820. |
30 + 15 = 45 | 82 – 20 = 62 | 300 + 150 = 450 | 820 – 200 = 620 |
45 = 45 | 62 = 62 | 450 = 450 | 620 = 620) |
(Проверка.)
Учитель: Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер. Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу.