В прошлом учебном году познакомилась с книгой Симона Львовича Соловейчика “Учение с увлечением” [1]. Согласна с автором, это действительно “роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек”. Перечитав страницы книги несколько раз, решила - эта книга поможет мне научить ребят учиться с увлечением. Существует немало причин, которые мешают ребятам учиться в школе. Например, в классе может сложиться общее плохое отношение к урокам, и школьник поддается этому настроению, может быть потому, что он хочет быть, “как все”. Других ребят отталкивает от учения именно то, что родители заставляют их учиться, и оттого перестают учиться. Третьи, сталкиваются постоянно с непониманием взрослых, как родителей, так и педагогов. Бывает, что ребятам кто-то внушает: “А зачем учиться? Люди и так живут хорошо”. Наконец, некоторые ребята настолько не справляются с учением, что отчаиваются и бросают попытки справиться с проблемами в учении.
Вначале немного сомневалась, ведь опыт, описанный в книге С.Л. Соловейчика, предназначен для ребят среднего и старшего возраста. Проблема, которую описывает автор, актуальна, и я решила попробовать провести исследования с ребятами начальных классов. Обозначила для себя задачи, составила план работы кружка, который так и назвала “Учение с увлечением”.
Задачи:
- учить школьников самостоятельности, ответственности за свои поступки;
- учить ребят преодолевать трудности, побеждать неприятности;
- развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать интерес к учению.
Занятие состоит из двух блоков:
первый - беседа за круглым столом по темам (приложение № 1 “План работы кружка”. Опыты - приложение №2 “Шкала развития интересов”).
второй - игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление [2] .
В начале года на первых занятиях провела анкетирование школьников (“Ваше отношение к учению”; приложение №3 “Таблица учебных предметов”; приложение № 4 “Итоговая таблица учебных предметов, над которыми мы попробуем экспериментировать”). Диагностика подтвердила – ребятам нужна моя помощь и понимание.
Мои сомнения развеялись после первых опытов и исследований в науке хорошо учиться.
На занятиях мы рассуждаем, думаем, спорим, делимся своим небольшим, но все-таки жизненным опытом, подводим итоги своих первых исследований, неудач, побед (приложение № 5 “Конспект занятия кружка”). Ребята доверяют мне, ведь мы общаемся с ними на равных, они понимаю, что я хочу им помочь в их нелегком труде. Очень часто ребят не понимают родители и педагоги, а иногда просто не хотят их понять. Мы учимся учиться с увлечением.
На каждом занятии мы не просто играем, а учимся учиться. Игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывало у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые - олимпиадного уровня), то сейчас ребята работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Они успевают выполнить все задания, которые включают следующие направления:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- формирование учебной мотивации;
- развитие личностной сферы.
Эти задания нацелены на решение задач интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Занятия проводятся с учащимися начальных классов 1 раз в неделю, как кружок по 40 минут. Соблюдается определенная последовательность занятий. Возможен вариант проведения занятий, когда они могут не ограничиваться по времени. Каждый ребенок может потратить столько времени на выполнение задания, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. Сильные дети обычно работают с заданиями индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а учитель контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Иногда мы устраиваем соревнования на скорость выполнения заданий. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя. Вначале, чтобы заинтересовать работой, предлагаю ребятам задания, с которыми можно легко справиться, постепенно усложняя их. Успех в самом начале - обязательное условие. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к его выполнению. Очень важно не отказываться совсем, а довести начатое дело до конца.
Оцениваем только успехи. Радуемся каждой даже самой маленькой победе. Обучение должно быть победным!
Уверена, что занятия помогут ребятам освободиться от всего, что мешает учиться, а, значит, помогут им стать свободными независимыми людьми.
Список литературы:
- Учение с увлечением. Роман. / С.Л. Соловейчик - М.: “Детская литература”, 1976
- Библиотечка “Первое сентября”, Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников/ Е.В. Языканова – М.: Чистые пруды, 2006.