Урок русского языка в 4-м классе. Урок одного слова "Месяц"

Разделы: Начальная школа


Программа: система развивающего развития Л. В. Занкова.

Оборудование:
Для учителя: Толковый словарь (Ожегов)

Для учащихся:

Цели урока:

  • Обобщение знаний об имени существительном
  • Совершенствовать умение использовать различить языковые средства для введения слова в связную речь
  • Способствовать расширению кругозора, обогащению разговорного словаря, развитию литературного творчества
  • Развивать внимание, память
  • Воспитывать чуткое отношение к слову

Ход урока

Оргмомент

Активизация знаний учащихся.

с я м ц е

Учитель – Угадайте анаграмму.

Дети – Месяц.

Учитель – Что вы можете сказать о слове?

Дети – Это нарицательное, неодушевленное существительное, мужского рода, единственного числа, 2 склонения.

Учитель – Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограммы. Для чего провели эту работу?

Дети – Может пригодится на уроке.

Постановка цели урока.

Учитель – Это действительно поможет. У нас сегодня необычный урок - он посвящен одному слову – месяц. Какую цель вы можете поставить перед собой?

Дети – Внимательно слушать, анализировать услышанное, узнать что-либо новое.

Учитель – Какой итог, по-вашему мнению, должен быть у нашего урока?

Дети – Возможно, мы напишем текст, сочинение.

Учитель – Верно. А моя цель – помочь вам в достижении ваших целей. И как итог – написать небольшое сочинение.

Работа над значением слова.

Учитель – Дайте значение слову месяц.

Дети – Сентябрь, октябрь…- это месяц.

- На небе сияет месяц.

Учитель – Где мы сможем проверить точность наших знаний?

Дети – В “Толковом словаре”.

Комментарий:

Несколько учащихся работают с толковым словарем, у остальных на партах карточки со значением слова (карточка №1).

Учитель – Кто прочитает значение слова “месяц”?

Дети – Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю, одной двенадцатой части года.

Учитель – У кого в карточке другое значение?

Дети – Месяц – диск луны или его части.

Учитель – Какой вывод можно сделать?

Дети – Это слово многозначное.

Подбор однокоренных слов.

Учитель - Я вам предлагаю подобрать к слову “месяц” однокоренные слова. Что для этого нужно вспомнить?

Дети – Как образуются однокоренные слова.

Учитель - Как же?

Дети - С помощи приставок и суффиксов.

Учитель – Запишите в тетрадях.

Комментарий:

Слова записываются на доске

  • месячный
  • месячник
  • помесячный
  • ежемесячник
  • месячишко

Учитель – Допишите слова, которых у вас нет. С какой целью мы подбирали однокоренные слова?

Дети – Эта работа поможет в составлении текста.

Комментарий:

Дифференцированная работа по схемам.

Учитель – разберите в тетрадях то слово, которое подходит к одной из данных схем (рисунок №1).

Учитель – Кто разобрал слово, подходящее к первой схеме? Какое это слово?

Дети – Месячник.

Учитель – Почему в слове “месячник” два суффикса?

Дети – Потому что есть однокоренное слово с суффиксом -н-

Учитель – Какое слово подошло ко второй схеме?

Дети – Помесячный.

Комментарий:

Работа со всеми однокоренными словами, записанными на доске.

Учитель – Найдите среди всех слов, слово, отличающееся от других слов?

Дети – Ежемесячник.

Учитель – Почему?

Дети – Это сложное слово в нем два корня.

Учитель – Разбейте это слово.

Комментарий:

Рисунок №2.

Учитель – Что такое ежемесячник? Что означает часть “еже”?

Дети – То же, что и “каждо”, т.е. периодически повторяющийся.

Учитель – Подберите другие сложные слова, в которых первый корень “еже”.

Дети – Ежедневно, еженедельно, ежесекундно, ежечасно.

Учитель – Для чего проводим эту работу?

Дети – Для того чтобы узнать больше.

Учитель – Со словом “месяц” можно составить еще одно сложное слово. Кто-нибудь догадался какое?

Комментарий:

Если дети не знают, можно предложить 2 карточки.

м е с я ц с л о в о

Учитель – Соедините эти слова с помощью соединительной гласной. Какое слово получилось?

Дети – Месяцеслов.

Учитель – Запишите, разберите по составу. Что такое “месяцеслов”?

Дети – Посмотрим в словаре Ожегова. Месяцеслов – это церковно-богослужебная книга, содержащая имена святых, расположенных по дням месяца, а так же сведения о церковных праздниках.

Комментарий:

Урок проводился перед Пасхой.

Учитель – Какие крупные церковные праздники в апреле?

Дети – Благовещенье и Пасха.

Учитель – Что знаете об этих праздниках?

Работа с пословицами (карточки №2,3,4).

Комментарий:

  1. Дети устно работают по карточкам 2, 3, 4 (предполагается дифференцированный подход к учащимся), объясняется смысл неполных пословиц
  2. Выбор и запись полного двусоставного предложения. Разбор этого предложения.
  3. Для проверки используются схема разбора этих предложений, вывешенных на доску.

Учитель – С какой целью проводим этот урок?

Дети – Чтобы больше узнать.

Подбор материала для составления текста.

Учитель – О чем мы еще не говорили на уроке?

Дети – О месяце – как небесном теле.

Комментарий:

  1. Дети подбирают и записывают эпитеты-прилагательные и глаголы- действия к слову месяц.
  2. Проверяют свои записи. Сверяют с карточкой №5.
  3. Словарно-орфографическая работа (карточка №5)
  4. Составление сравнений.

Учитель – Для чего выполняем эту работу?

Дети – Чтобы составить и написать текст.

Составление и запись текста.

Учитель – Эта работа подвела нас к написанию текста. Что такое текст?

Дети – Текст – это несколько предложений на одну тему.

Учитель – Что такое тема?

Дети – Тема – это о ком, или о чем говорится в тексте.

Учитель – Тема нашего сочинения?

Дети – Месяц.

Учитель – Какой текст у нас должен получиться?

Дети – Художественный текст-описание.

Учитель – Мы из ваших текстов составим галерею словесных картин.

Комментарий:

Запись текста (предполагается дифференцированная работа). В карточке №5 предполагается 2 варианта вступительной части.

Чтение текста.

Комментарий:

Записываются разные варианты текста.

Итог урока.

  • Какие цели ставили в начале урока?
  • Достигли ли мы этих целей?
  • Что заинтересовало на уроке?
  • Над чем вам еще нужно поработать?