Программа: система развивающего развития Л. В. Занкова.
Оборудование:
Для учителя: Толковый словарь (Ожегов)
Для учащихся:
- - Значение слова “месяц” (карточка №1)
- - пословицы и поговорки (карточка №2,3,4)
- - Опорные слова (карточка №5)(Приложение1)
- - Схемы слов (рисунок №1, рисунок №2)
Цели урока:
- Обобщение знаний об имени существительном
- Совершенствовать умение использовать различить языковые средства для введения слова в связную речь
- Способствовать расширению кругозора, обогащению разговорного словаря, развитию литературного творчества
- Развивать внимание, память
- Воспитывать чуткое отношение к слову
Ход урока
Оргмомент
Активизация знаний учащихся.
с я м ц е
Учитель – Угадайте анаграмму.
Дети – Месяц.
Учитель – Что вы можете сказать о слове?
Дети – Это нарицательное, неодушевленное существительное, мужского рода, единственного числа, 2 склонения.
Учитель – Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограммы. Для чего провели эту работу?
Дети – Может пригодится на уроке.
Постановка цели урока.
Учитель – Это действительно поможет. У нас сегодня необычный урок - он посвящен одному слову – месяц. Какую цель вы можете поставить перед собой?
Дети – Внимательно слушать, анализировать услышанное, узнать что-либо новое.
Учитель – Какой итог, по-вашему мнению, должен быть у нашего урока?
Дети – Возможно, мы напишем текст, сочинение.
Учитель – Верно. А моя цель – помочь вам в достижении ваших целей. И как итог – написать небольшое сочинение.
Работа над значением слова.
Учитель – Дайте значение слову месяц.
Дети – Сентябрь, октябрь…- это месяц.
- На небе сияет месяц.
Учитель – Где мы сможем проверить точность наших знаний?
Дети – В “Толковом словаре”.
Комментарий:
Несколько учащихся работают с толковым словарем, у остальных на партах карточки со значением слова (карточка №1).
Учитель – Кто прочитает значение слова “месяц”?
Дети – Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю, одной двенадцатой части года.
Учитель – У кого в карточке другое значение?
Дети – Месяц – диск луны или его части.
Учитель – Какой вывод можно сделать?
Дети – Это слово многозначное.
Подбор однокоренных слов.
Учитель - Я вам предлагаю подобрать к слову “месяц” однокоренные слова. Что для этого нужно вспомнить?
Дети – Как образуются однокоренные слова.
Учитель - Как же?
Дети - С помощи приставок и суффиксов.
Учитель – Запишите в тетрадях.
Комментарий:
Слова записываются на доске
- месячный
- месячник
- помесячный
- ежемесячник
- месячишко
Учитель – Допишите слова, которых у вас нет. С какой целью мы подбирали однокоренные слова?
Дети – Эта работа поможет в составлении текста.
Комментарий:
Дифференцированная работа по схемам.
Учитель – разберите в тетрадях то слово, которое подходит к одной из данных схем (рисунок №1).
Учитель – Кто разобрал слово, подходящее к первой схеме? Какое это слово?
Дети – Месячник.
Учитель – Почему в слове “месячник” два суффикса?
Дети – Потому что есть однокоренное слово с суффиксом -н-
Учитель – Какое слово подошло ко второй схеме?
Дети – Помесячный.
Комментарий:
Работа со всеми однокоренными словами, записанными на доске.
Учитель – Найдите среди всех слов, слово, отличающееся от других слов?
Дети – Ежемесячник.
Учитель – Почему?
Дети – Это сложное слово в нем два корня.
Учитель – Разбейте это слово.
Комментарий:
Учитель – Что такое ежемесячник? Что означает часть “еже”?
Дети – То же, что и “каждо”, т.е. периодически повторяющийся.
Учитель – Подберите другие сложные слова, в которых первый корень “еже”.
Дети – Ежедневно, еженедельно, ежесекундно, ежечасно.
Учитель – Для чего проводим эту работу?
Дети – Для того чтобы узнать больше.
Учитель – Со словом “месяц” можно составить еще одно сложное слово. Кто-нибудь догадался какое?
Комментарий:
Если дети не знают, можно предложить 2 карточки.
м е с я ц | с л о в о |
Учитель – Соедините эти слова с помощью соединительной гласной. Какое слово получилось?
Дети – Месяцеслов.
Учитель – Запишите, разберите по составу. Что такое “месяцеслов”?
Дети – Посмотрим в словаре Ожегова. Месяцеслов – это церковно-богослужебная книга, содержащая имена святых, расположенных по дням месяца, а так же сведения о церковных праздниках.
Комментарий:
Урок проводился перед Пасхой.
Учитель – Какие крупные церковные праздники в апреле?
Дети – Благовещенье и Пасха.
Учитель – Что знаете об этих праздниках?
Работа с пословицами (карточки №2,3,4).
Комментарий:
- Дети устно работают по карточкам 2, 3, 4 (предполагается дифференцированный подход к учащимся), объясняется смысл неполных пословиц
- Выбор и запись полного двусоставного предложения. Разбор этого предложения.
- Для проверки используются схема разбора этих предложений, вывешенных на доску.
Учитель – С какой целью проводим этот урок?
Дети – Чтобы больше узнать.
Подбор материала для составления текста.
Учитель – О чем мы еще не говорили на уроке?
Дети – О месяце – как небесном теле.
Комментарий:
- Дети подбирают и записывают эпитеты-прилагательные и глаголы- действия к слову месяц.
- Проверяют свои записи. Сверяют с карточкой №5.
- Словарно-орфографическая работа (карточка №5)
- Составление сравнений.
Учитель – Для чего выполняем эту работу?
Дети – Чтобы составить и написать текст.
Составление и запись текста.
Учитель – Эта работа подвела нас к написанию текста. Что такое текст?
Дети – Текст – это несколько предложений на одну тему.
Учитель – Что такое тема?
Дети – Тема – это о ком, или о чем говорится в тексте.
Учитель – Тема нашего сочинения?
Дети – Месяц.
Учитель – Какой текст у нас должен получиться?
Дети – Художественный текст-описание.
Учитель – Мы из ваших текстов составим галерею словесных картин.
Комментарий:
Запись текста (предполагается дифференцированная работа). В карточке №5 предполагается 2 варианта вступительной части.
Чтение текста.
Комментарий:
Записываются разные варианты текста.
Итог урока.
- Какие цели ставили в начале урока?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что заинтересовало на уроке?
- Над чем вам еще нужно поработать?