Использование регионально-национального компонента в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня мы говорим о внедрение в образовательный процесс дошкольников национально – регионального компонента

Национально-региональный компонент составляют нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды регион. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре, педагоги детского сада “Антошка” г. Братска ведут поиск наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей, природой, самой культурой.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.

На основе базовой программы “Детство”, созданной кафедрой дошкольной педагогики и психологии Санкт – Петербургского университета, в структуру которой легко вписывается региональный компонент, мы разработали серию занятий, проектов.

При отборе содержания к занятиям мы руководствовались ведущими принципами краеведения и системности:

С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их морфологическими особенностями приспособления к среде обитания)

С учетом принципа системности построено содержание занятий.

Обозначили новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно – ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.

Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

  • концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
  • метод “оживления” теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
  • эвристический (частично поисковый) метод;
  • метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания)

Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту сибирских лесов, быт и праздники коренных жителей Сибири и т.д.)

Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)

Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)

Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки.

Экскурсии в музеи города, встречи с коренными жителями города Братска и Братского района

Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Сибирь, тайга, буряты, чукчи, эвенки и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.

Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, пано, предметов в технике аппликация из меха, оригами, кукол, макетов и т.д.

Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.).

Изучая традиции, жизнь и быт сибирских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Предлагаю конспект из серии занятий “Из будущего - в прошлое”

Тема занятия: Знакомство с коренными жителями Братска на берегу реки Ангары
Цель: Познакомить детей с коренными жителями братского района, живших на берегах реки Ангары, их трудом и бытом. Закрепить знания детей о речных рыбах, диких животных сибирских лесов, умение узнавать и называть их. Показать влияние человека на жизнь в водоеме. Воспитывать бережное отношение к природе. Прививать интерес и эмоционально положительное отношение к сибирскому фольклору.
Предварительная работа: Чтение специальной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с изображением атрибутов костюмов, предметов быта, народно-прикладного искусства, посещение музея, изготовление макета деревни, рассказ воспитателя “Традиции коренных жителей Ангары”, народные подвижные игры.
Материал: Макет ангарской деревни, сушеная рыба, картинки с изображением речных обитателей, диких животных Сибири, игрушка-утка, ткань, для обозначения реки, макет машины времени.
Ход занятия:
детей приглашают в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие! С нами в путешествие поедут и наши гости, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло. Но мы не будем отвлекаться.- На чем же мы будем путешествовать?
Педагог предлагает детям пройти к макету машины времени.
Я предлагаю путешествовать на машине времени. Дети рассматривают ее. Но,мы сможем путешествовать только в прошлое, поедем?
- Для того, чтобы переместиться в прошлое, надо подойти к машине времени и приложить руку к пульту управления.
Звучит музыка.
Дети выполняют действия.
После перемещения воспитатель обращает внимание на то, что очень холодно. Что надо сделать?
Дети выполняют этюд “ Одевание”
Ширма раздвигается, и дети оказываются на берегу реки Ангары. Здесь их встречает коренной житель в национальном костюме.
– Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Где это мы очутились?
Коренной житель: Вы на реке Ангаре.
Воспитатель: А где же город Братск, большое Братское море.

Коренной житель: Я не знаю.
Воспитатель: Знаете, ребята, оказывается, мы с вами попали в те далекие времена, когда на реке Ангара не было еще ни нашего красивого города, ни нашего большого Братского водохранилища, а жили здесь коренные жители буряты, тофалары, эвенки. Вы хотите узнать что же было на месте нашего города Братска раньше? Тогда давайте попросим коренного жителя этих мест нам обо всем рассказать и показать. Как же тебя зовут?
Айхо: Меня зовут Айхо. Я живу здесь, в селении возле реки. Хотите посмотреть. Предлагает пройти к макету реки и поселения.
Воспитатель: Скажи Айхо, а разве раньше здесь была река?
Айхо: Конечно, она здесь всегда была, а вот города, про который вы говорили, такого нет. Посмотрите, какие у нас жилища. Приглашает детей рассмотреть макет деревни – древнего поселения.
Воспитатель: Ребята, что вы видите. Избы, сараи для животных, Братский острог.
Айхо: Наше село называется Братское.
Воспитатель: Обращает внимание на символ солнца. Ребята, посмотрите, какой интересный орнамент, что он может обозначать. Дети высказывают предположение.
Айхо: Это символ солнца и огня.
Воспитатель: А чем вы здесь занимаетесь.
Айхо: Мы ловим рыбу в реке. Показывает на реку, вялим ее.
Воспитатель: Наши ребята знают, какая рыба в реке Ангаре водится. Предлагает детям назвать знакомых рыб (щука, карась, омуль, окунь, елец, хариус). Ребята, посмотрите, какая чистая и прозрачная вода в реке, все дно видно. Почему? Потому что ее никто не засоряет.
Айхо: А еще мы охотимся на пушных зверьков. А из меха шьем одежду или продаем мех. Воспитатель: Каких пушных зверьков вы знаете? Воспитатель предлагает отобрать иллюстрации с пушными зверьками и назвать их, а коренной житель Айхо проверит, справятся с заданием ребята или нет. Норка, выдра, ондатра, лисица, заяц, медведь, соболь. Дети не выбрали верблюда. Айхо говорит, что верблюды у них есть. А почему в нашем времени их нет. Потому, что когда перекрывали реку, затопили пастбища, люди утратили навыки содержания таких животных, и их не стало.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная одежда у Айхо? Ребята во что одет Айхо?
Дети перечисляют унты шуба, варежки.
Айхо: Мы не говорим шуба, мы говорим парка. У нас еще есть нарядная одежда для праздников. В ней присутствуют все цвета.
Красный цвет — цвет солнца, пламени, костра
Зеленый — бесконечные степи, покрытые сочной зеленой травой Черный — мать — земля
Желтый — цвет желчи, зла и болезней
Синий — вечное синее небо на ощущении родства, единства человека с окружающим миром, представлениях об универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека.

В каждом народном бурятском костюме обязательно присутствуют все цвета, как знак уважения к окружающему миру, как обереги, пожелания добра, богатства, здоровья. Чтобы зло и болезни обходили, желтая кайма идет вниз к земле.
Воспитатель: Скажи, Айхо, у вас здесь не скучно? Айхо: Нам скучать некогда, мы постоянно упражняемся, в умении охотится, придумываем различные состязания на выносливость силу, ловкость, играем в спортивные игры. Хотите поупражняться. Предлагаю вам попробовать сбить утку над рекой. Для этого надо взять камушек, прицелиться и бросить.
Дети берут комочки и пробуют сбить утку. Айхо дает оценку (если дети попадают в утку, говорит, какие из них хорошие охотники получатся, если не попадают, отмечает, что надо больше заниматься спортивными играми, тренироваться в меткости)
Айхо: Еще у нас есть народные праздники. На которых мы поем песни, устраиваем танцы, Давайте попробуем станцевать один из наших танцев. Для этого нужно встать в круг и повторять за мной разные движения.
Звучит национальная мелодия, дети танцуют, повторяя движения за Айхо.
Воспитатель
: Ребята, мы уже долго путешествуем, нам пора возвращаться в детский сад.
Айхо: Ребята мне понравилось с вами общаться. Я хочу вас угостить сибирской ягодой. (дает детям корзинку с клюквой и брусникой)
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Вам знакома эта ягода? — Да. В нашем времени тоже есть такая, только за ней надо ехать далеко в лес. Спасибо Айхо и до свиданья
Дети подходят к машине времени и отправляются в обратное путешествие. в реке лежат картинки с изображением мусора, водоросли и т.п.)
Возвратившись в будущее, оказываются на берегу Братского водохранилища.
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись. Посмотрите на наше Братское море, вы нечего не замечаете. Дети отмечают, что море грязное, в нем много отходов промышленного производства, мусора. Это хорошо или плохо, почему? Что нужно сделать, чтобы река стала чище? — Очистить. Давайте уберем весь мусор из реки.
дети убирают карточки на которых изображены предметы мусора и оставляют, на которых нарисованы обитатели реки.
Воспитатель: Ну вот, теперь наша река похожа на ту которая была в прошлом. Какая она? Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы наша речка и Братское водохранилище всегда были чистыми, чтобы в них водилась рыба. Что нужно делать для этого. (дети высказывают предположение).
Воспитатель: подводит итог. Куда же мы с вами путешествовали? Что нового узнали?
А теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу, попробуем угощенье, которое нам дал Айхо.