Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня мы говорим о внедрение в образовательный процесс дошкольников национально – регионального компонента
Национально-региональный компонент составляют нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды регион. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.
Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.
В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре, педагоги детского сада “Антошка” г. Братска ведут поиск наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей, природой, самой культурой.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.
На основе базовой программы “Детство”, созданной кафедрой дошкольной педагогики и психологии Санкт – Петербургского университета, в структуру которой легко вписывается региональный компонент, мы разработали серию занятий, проектов.
При отборе содержания к занятиям мы руководствовались ведущими принципами краеведения и системности:
С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их морфологическими особенностями приспособления к среде обитания)
С учетом принципа системности построено содержание занятий.
Обозначили новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно – ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.
Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:
- концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
- метод “оживления” теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
- эвристический (частично поисковый) метод;
- метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.
Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:
Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания)
Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту сибирских лесов, быт и праздники коренных жителей Сибири и т.д.)
Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)
Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)
Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки.
Экскурсии в музеи города, встречи с коренными жителями города Братска и Братского района
Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Сибирь, тайга, буряты, чукчи, эвенки и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.
Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, пано, предметов в технике аппликация из меха, оригами, кукол, макетов и т.д.
Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.).
Изучая традиции, жизнь и быт сибирских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
Предлагаю конспект из серии занятий “Из будущего - в прошлое”
Тема занятия: Знакомство с коренными жителями
Братска на берегу реки Ангары
Цель: Познакомить детей с коренными жителями
братского района, живших на берегах реки Ангары,
их трудом и бытом. Закрепить знания детей о
речных рыбах, диких животных сибирских лесов,
умение узнавать и называть их. Показать влияние
человека на жизнь в водоеме. Воспитывать
бережное отношение к природе. Прививать интерес
и эмоционально положительное отношение к
сибирскому фольклору.
Предварительная работа: Чтение специальной
литературы, рассматривание иллюстраций,
альбомов, фотографий с изображением атрибутов
костюмов, предметов быта, народно-прикладного
искусства, посещение музея, изготовление макета
деревни, рассказ воспитателя “Традиции коренных
жителей Ангары”, народные подвижные игры.
Материал: Макет ангарской деревни, сушеная
рыба, картинки с изображением речных обитателей,
диких животных Сибири, игрушка-утка, ткань, для
обозначения реки, макет машины времени.
Ход занятия:
детей приглашают в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в
путешествие! С нами в путешествие поедут и наши
гости, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам
пришло. Но мы не будем отвлекаться.- На чем же мы
будем путешествовать?
Педагог предлагает детям пройти к макету машины
времени.
Я предлагаю путешествовать на машине времени.
Дети рассматривают ее. Но,мы сможем
путешествовать только в прошлое, поедем?
- Для того, чтобы переместиться в прошлое, надо
подойти к машине времени и приложить руку к
пульту управления.
Звучит музыка.
Дети выполняют действия.
После перемещения воспитатель обращает внимание
на то, что очень холодно. Что надо сделать?
Дети выполняют этюд “ Одевание”
Ширма раздвигается, и дети оказываются на берегу
реки Ангары. Здесь их встречает коренной житель в
национальном костюме.
– Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Где это мы очутились?
Коренной житель: Вы на реке Ангаре.
Воспитатель: А где же город Братск, большое
Братское море.
Коренной житель: Я не знаю.
Воспитатель: Знаете, ребята, оказывается, мы с
вами попали в те далекие времена, когда на реке
Ангара не было еще ни нашего красивого города, ни
нашего большого Братского водохранилища, а жили
здесь коренные жители буряты, тофалары, эвенки.
Вы хотите узнать что же было на месте нашего
города Братска раньше? Тогда давайте попросим
коренного жителя этих мест нам обо всем
рассказать и показать. Как же тебя зовут?
Айхо: Меня зовут Айхо. Я живу здесь, в
селении возле реки. Хотите посмотреть.
Предлагает пройти к макету реки и поселения.
Воспитатель: Скажи Айхо, а разве раньше здесь
была река?
Айхо: Конечно, она здесь всегда была, а вот
города, про который вы говорили, такого нет.
Посмотрите, какие у нас жилища. Приглашает детей
рассмотреть макет деревни – древнего поселения.
Воспитатель: Ребята, что вы видите. Избы,
сараи для животных, Братский острог.
Айхо: Наше село называется Братское.
Воспитатель: Обращает внимание на символ
солнца. Ребята, посмотрите, какой интересный
орнамент, что он может обозначать. Дети
высказывают предположение.
Айхо: Это символ солнца и огня.
Воспитатель: А чем вы здесь занимаетесь.
Айхо: Мы ловим рыбу в реке. Показывает на реку,
вялим ее.
Воспитатель: Наши ребята знают, какая рыба в
реке Ангаре водится. Предлагает детям назвать
знакомых рыб (щука, карась, омуль, окунь, елец,
хариус). Ребята, посмотрите, какая чистая и
прозрачная вода в реке, все дно видно. Почему?
Потому что ее никто не засоряет.
Айхо: А еще мы охотимся на пушных
зверьков. А из меха шьем одежду или продаем мех. Воспитатель:
Каких пушных зверьков вы знаете? Воспитатель
предлагает отобрать иллюстрации с пушными
зверьками и назвать их, а коренной житель Айхо
проверит, справятся с заданием ребята или нет.
Норка, выдра, ондатра, лисица, заяц, медведь,
соболь. Дети не выбрали верблюда. Айхо говорит,
что верблюды у них есть. А почему в нашем времени
их нет. Потому, что когда перекрывали реку,
затопили пастбища, люди утратили навыки
содержания таких животных, и их не стало.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная
одежда у Айхо? Ребята во что одет Айхо?
Дети перечисляют унты шуба, варежки.
Айхо: Мы не говорим шуба, мы говорим парка. У
нас еще есть нарядная одежда для праздников. В ней
присутствуют все цвета.
Красный цвет — цвет солнца, пламени, костра
Зеленый — бесконечные степи, покрытые сочной
зеленой травой Черный — мать — земля
Желтый — цвет желчи, зла и болезней
Синий — вечное синее небо на ощущении родства,
единства человека с окружающим миром,
представлениях об универсальности законов,
направляющих жизнь природы и человека.
В каждом народном бурятском костюме
обязательно присутствуют все цвета, как знак
уважения к окружающему миру, как обереги,
пожелания добра, богатства, здоровья. Чтобы зло и
болезни обходили, желтая кайма идет вниз к земле.
Воспитатель: Скажи, Айхо, у вас здесь не
скучно? Айхо: Нам скучать некогда, мы постоянно
упражняемся, в умении охотится, придумываем
различные состязания на выносливость силу,
ловкость, играем в спортивные игры. Хотите
поупражняться. Предлагаю вам попробовать сбить
утку над рекой. Для этого надо взять камушек,
прицелиться и бросить.
Дети берут комочки и пробуют сбить утку. Айхо
дает оценку (если дети попадают в утку, говорит,
какие из них хорошие охотники получатся, если не
попадают, отмечает, что надо больше заниматься
спортивными играми, тренироваться в меткости)
Айхо: Еще у нас есть народные праздники. На
которых мы поем песни, устраиваем танцы, Давайте
попробуем станцевать один из наших танцев. Для
этого нужно встать в круг и повторять за мной
разные движения.
Звучит национальная мелодия, дети танцуют,
повторяя движения за Айхо.
Воспитатель: Ребята, мы уже долго путешествуем,
нам пора возвращаться в детский сад.
Айхо: Ребята мне понравилось с вами общаться.
Я хочу вас угостить сибирской ягодой. (дает детям
корзинку с клюквой и брусникой)
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Вам знакома
эта ягода? — Да. В нашем времени тоже есть такая,
только за ней надо ехать далеко в лес. Спасибо
Айхо и до свиданья
Дети подходят к машине времени и отправляются в
обратное путешествие. в реке лежат картинки с
изображением мусора, водоросли и т.п.)
Возвратившись в будущее, оказываются на берегу
Братского водохранилища.
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись.
Посмотрите на наше Братское море, вы нечего не
замечаете. Дети отмечают, что море грязное, в нем
много отходов промышленного производства,
мусора. Это хорошо или плохо, почему? Что нужно
сделать, чтобы река стала чище? — Очистить.
Давайте уберем весь мусор из реки.
дети убирают карточки на которых изображены
предметы мусора и оставляют, на которых
нарисованы обитатели реки.
Воспитатель: Ну вот, теперь наша река похожа
на ту которая была в прошлом. Какая она? Чистая,
прозрачная.
Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы наша
речка и Братское водохранилище всегда были
чистыми, чтобы в них водилась рыба. Что нужно
делать для этого. (дети высказывают
предположение).
Воспитатель: подводит итог. Куда же мы с вами
путешествовали? Что нового узнали?
А теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу,
попробуем угощенье, которое нам дал Айхо.