Управленческий аспект инновационной деятельности ДОУ по развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дош-

кольном образовании, в частности. Развитие исследовательских способностей ребенка –одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипу-лирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

На основании изученных материалов авторов Кларина М.В., Н.Н.Поддъякова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Новоселова и др., полученных результатов анализа информации, с учетом социального заказа общества мы вышли на необходимость создания образовательного учреждения, обеспечивающего деятельность ДОУ в режиме развития.

Таким образом, мы подошли к разработке и созданию Концепции инновационного об-разовательного учреждения. Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. Все эти принципы явились для нас руководством к действию, базисной основой инновационной деятельности ДОУ. В выстроенной модели мы выделили функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность. Проведенное сопоставление функций управления в отечественной литературе с учетом современных условий позволило нам определить следующий их состав: информационно-аналитическая, мотивационно-це-левая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная.

На первом этапе была разработана программа развития ДОУ, которая явилась базовой основой для последующего планирования и реализации всей управленческой деятельности.

На первой ступени инновационной деятельности администрацией ДОУ большое внимание было уделено созданию информационной среды и информационного обеспечения, оп-ределению стратегии развития по данному направлению. Совместно с педагогом-психологом было проведено анкетирование воспитателей с целью изучения потенциала педкол-лектива по отношению к инновационной деятельности. Анализ анкетирования показал, что только для 32% педагогов характерно стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности. Наряду с этим определились для руководства ДОУ задачи по формированию положительного общественного мнения о нововведени-ях для педагогов, относящихся к группам, требующим подготовки к инновационной деятельности.

Параллельно с этой деятельностью зам. зав. по BMP проводилось анкетирование педагогов с целью выявления состояния организации детского экспериментирования и анке-тирование родителей: “Уровень удовлетворенности работой ДОУ”. Результаты анализа анкетирования показали, что педагоги испытывают трудности в реализации данного нап-равления в связи с недостаточной изученностью экспериментальной деятельности дошкольников.

Анкетирование родителей выявило, что родители определяют в своем запросе к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ следующие приоритетные нап-равления развития детей: интеллектуальное развитие детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

А если рассмотреть схему параметров интеллектуального развития дошкольников, то напрямую прослеживается составная часть эмоциональной сферы развития ребенка - познавательная потребность (любознательность).

Интеллектуальное развитие:

Когнитивная сфера: Эмоциональная сфера: Волевая сфера:
- интеллектуальная активность

- интеллектуальные способности

- творческие способности

- познавательная потребность

(любознательность)

- эмоции достижения

- Произвольность и саморегуляция поведения

В связи с этим, нами были внесены изменения в организацию деятельности ДОУ на всех этапах технологической цепочки управления, состоящие в отходе от традиционных форм организации управления, высокой оперативности и мобильности в выполнении планов и управленческих решений.

Вся необходимая руководству ДОУ информация, требующая принятия оперативного решения систематизирована и хранится в виде схем-графиков, карточек, диаграмм и по результатам обработки распределяется по блокам, способствуя тем самым рационализации управленческой деятельности руководства ДОУ.

Информационные потоки, предназначенные для родителей и макросоциума проходят через: презентации новых программ и технологий, визитную карточку ДОУ, информационный стенд для родителей, стенд психолого-коррекционной службы “Специалисты советуют”, телефон доверия психолога, сайт в интернете и т.д.

Основной целью управленческой деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Поэтому нами были определены следующие задачи:

  1. Формирование системы информационно-аналитической деятельности - как базовой основы управления ДОУ.
  2. Формирование положительного отношения и потребности педагогов в инновационной деятельности
  3. Комплексное прогнозирование и планирование с целью осуществления Миссии МДОУ и удовлетворения социального заказа общества.
  4. Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
  5. Создание единой системы мониторинга.
  6. Создание программы по развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования.

В ДОУ была разработана и с успехом используется система стимулирования и поощрения деятельности педагогов:

  • ежемесячное подведение итогов по трудовому вкладу в педагогический процесс “Экран достижений”, вносящий соревновательный элемент здоровой конкуренции в деятель-ность сотрудников ДОУ;
  • награждение педагогов по суммарному итогу в конце учебного года ценными подарками;
  • повышенная ставка дифференцированной надбавки по результатам анализа работы за месяц и т.д.

Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении данного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.

Взаимодействие специалистов нашего ДОУ представляет собой систему по реализации единого пространства управленческой деятельности, выработанную совместными усилиями на основе информационного анализа. Правильно спланированная работа, прогнозирование результатов управления - одно из основных направлений деятельности на первом этапе экспериментальной работы.

Планирование процесса управления ДОУ начинается с анализа деятельности педагогического коллектива за прошедший год, итоговой диагностики развития дошкольников, результатов работы педагогов по планам самообразования.

На основании изученных материалов, полученных результатов анализа информации, с учетом социального заказ общества мы вышли на проектирование годовой задачи “Развитие любознательности (исследовательской) и познавательной активности средствами экспериментирования у детей дошкольного возраста”. После обсуждения проект годового плана коллегиальным решением педагогического коллектива был утвержден на итоговом заседании педагогического совета.

За основу программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса нами были взяты:

  • программа Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2005 г.

Материалы некоторых разделов:

  • Программы “Истоки”, Т.И.Алиевой, Т.В.Антоновой
  • Программы ”Ребенок в мире поиска” под редакцией О.В.Дыбиной,
  • Программы “Детское экспериментирование” И. Э.Куликовской, Н.Н.Совгир.
  • Методических рекомендаций под редакцией Л.Н.Прохоровой,
  • Методики А.И. Ивановой по организации экологических наблюдений экспериментов в детском саду

В условиях внедрения инновационной деятельности в ДОУ мы отмечали специфичность построения управленческого процесса. Цели, определяющие деятельность субъектов управления, были адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познавательной исследовательской активности.

По запросу руководства ДОУ творческой группой “Поиск” во главе с педагогом-психологом была подобрана и предложена для использования в коллективе научно-методическая база по определению стратегии и обеспечению дифференцированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей: обеспечение информационных потоков по данной тематике, подобран диагностический инструментарий.

Разработанные и предложенные группой “Поиск” рекомендации по нейропси-хологическому и психофизиологическому сопровождению процесса обучения дошкольников, позволили педагогам при планировании учебно-воспитательного процесса пользоваться формами перспективного и календарного планирования с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Выстраивая проект занятия с учетом дифференцированного подхода к ребенку в

ходе развития познавательной активности средствами экспериментирования, воспитате-ли детально продумывают выбранные методы и приемы обучения, ориентируясь на индивидуальные показатели здоровья каждого ребенка, его психофизические особенности: темперамент, канал восприятия, тип латеральности мозга, полоролевую направленность в воспитании детей.Что позволяет полноценно спроектировать результат педагогических воздействий уже в процессе подготовки к занятию, а затем грамотно проанализировать свою деятельность. С этой целью педагогами ДОУ используется разработанный творческой группой “Поиск” журнал индивидуального развития ребенка (ИЖР), позволяющий своев-ременно отслеживать и корректировать уровень развития воспитанников с учетом возраст-ных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, планово-прогностическая функция обеспечивает нам органичное соче-тание перспективного прогнозирования и текущего планирования.

Поставленная нами цель по развитию познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования, ориентированная на учет индивидуальных особенностей ребенка, потребовала не только определенных управленческих действий, но и реконструкции системы методической работы с кадрами.

Поэтому перед методической службой ДОУ встали задачи:

  • Оптимизация научно-методической базы (методической литературы дидактических материалов и т.д.);
  • Создание системы мониторинга детской экспериментальной деятельности для всех участников педагогического процесса;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в данном направ-лении;
  • Достижение необходимого уровня взаимодействия ДОУ и семьи и популяри-зация экспериментальной деятельности в семейном воспитании;

Для оптимизации научно-методической и материально-технической базы по эксперимен-тальной деятельности дошкольников методкабинет был оснащен современным техническим оборудованием. Была создана библиотека литературы по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования, оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков экспериментирования на группах и по организации экспериментальной деятельности дошкольников. В результате проведенного конкурса все группы оборудовали познавательные зоны пространственно-предметной среды по развитию исследовательской активности дошкольников, проявив незаурядное творчество и профессиональный подход к организации данных зон.

Для вооружения педагогов необходимыми педагогическими техниками и технологиями были проведены: консультация “Детское экспериментирование”, семинар-практикум “Особенности детского экспериментирования”, круглый стол “Повышение результативности педагогического труда по развитию исследовательской активности детей средствами экспериментирования”. Для определения новых подходов по развитию детского экспериментирования, выявления положительного опыта работы проведен педагогический совет: “Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольника”.

А также был предложен опыт работы по данной проблеме педагогов-новаторов, представивших коллегам и авторские разработки занятий по экспериментированию дошкольников.

Таким образом, сформированный банк передового опыта позволяет нам перспективно отслеживать и прогнозировать инновационные процессы, исходя из кадровых ресурсов и профессионализма коллектива.

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка-дошкольника в ДОУ был оформлен информационный стенд “Эксперимен-тальная деятельность дошкольника”, проведены тематические собрания “Экспериментаторская деятельность дошкольников - как основа интеллектуального развития”, а также предлагался передовой опыт семейного воспитания по организации экспериментиров-ния дошкольников в семейных условиях.

Таким образом, организационно-исполнительская функция управления позволяет нам реализовывать запланированную инновационную деятельность, создавая творческую обстановку для педагогического коллектива.

Для динамичного развития содержания воспитательно-образовательного процесса по изучаемой проблеме, повышения его эффективности и качества, необходимо своевременное выявление и коррекция состояния и результатов работы педагогического коллектива.

С этой была разработана система контроля, включающая в себя внешний и внутренний контроль, обеспечивающий совершенно необходимую для управления обратную связь.

Внешний контроль включил в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов, социальный статус семей, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и т.д. ). Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет нам корректировать деятельность кол-лектива в соответствии со сложившейся ситуацией, прогнозировать на перспективу развитие ДОУ, обеспечивая ему тем самым устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включил в себя контроль за содержанием различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогический, образовательный, социально-психологический, медико-социальный, финансово-хозяйственный.

И если заведующая ДОУ осуществляет контроль по всем основным направлениям дея-тельности, то зам. зав. по BMP контролирует сферу, непосредственно связанную с качеством педагогического процесса.

С этой целью по данному направлению был проведен смотр-конкурс “Уголков экспериментирования”, способствующий созданию максимальных условий для развития познавательной активности детей. Изучение документации, перспективного планирования, опе-ративный контроль по выполнению решений педсовета, проведение тематического контроля “Экспериментальная деятельность дошкольников”, мониторинг качества усвоения знаний показали эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по данному разделу. При обсуждении итогов посещения групп, при подготовке сообщений на педагогических планерках нами широко используются методы взаимоконтроля и самоанализа педагогов, позволяя тем самым воспитателям развивать педагогическую рефлексию, умение прогнозировать возможные затруднения в решении педагогических задач, чувство ответственности за качество воспитания и обучения дошкольников.

Систематический анализ результатов контроля позволяет своевременно регулировать и

корректировать процесс управления развитием познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования, что в свою очередь приводит к реалиизации поставленных задач в управленческом цикле ДОУ.

Созданная нами единая система мониторинга, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

  • Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформлен блок “Экспериментальная деятельность дошкольника”.
  • Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”
  • Педагогический - с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования педагогам предложена диагностика исследования динамики развития любоз-нательности и познавательной активности дошкольников, определены уровни познавательной потребности. Для родителей была разработана анкета, направленная на изучение отношения родителей к поисково-исследовательской активности ребенка. Для педагогов был предложен вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Психологический - с целью определения уровня сформированности коррелятов экспериментальной деятельности

Данная система управленческих действий, ориентированная на индивидуальность педагогов, совершенствование творческого потенциала, профессиональной мотивации, позволила нам создать коллектив единомышленников - как залог эффективности органи-зованной инновационной деятельности ДОУ. А анализ изучения уровня инновационного потенциала педагогического коллектива в начале 2005 года показал, что коэффициент ин-новаций в ДОУ составляет уже 0,8, что является достаточно высоким уровнем иннова-ционного показателя для педагогического коллектива.

Таким образом, созданная система управления, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по развитию экспериментальной деятельности дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:

  • В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;
  • Систематизирована работа методической службы ДОУ по развитию экспериментальной деятельности;
  • Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Создана единая система мониторинга;
  • Популяризация экспериментальной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности управленческой деятельности по развитию познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования. И считаем, что настало время для широкого внедрения этого метода работы в практическую деятельность дошкольных учреждений.