Урок литературного чтения по теме: "Образ природы в разных видах искусства. Использование различных средств художественной выразительности для восприятия лирического произведения (отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро")". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


1. Организационный момент.

2. Определение темы урока.

- Читая разные произведения, вам не раз приходилось встречаться с описанием природы.

Вспомним, какие замечательные авторы (писатели и поэты) являются мастерами словесного пейзажа.

- А с произведением, какого автора мы сегодня будем знакомиться, вам придется узнать, разгадав кроссворд.

  1. Один из видов литературы отличительной чертой которого является рифма.
  2. Мир звуков, в котором при определенном порядке нот рождается мелодия.
  3. Художник, автор картины “Утро в лесу”.
  4. Самый любимый вид произведений каждого человека с детства.
  5. Искусство изображать окружающее красками.
  6. Художник, автор картины “Богатыри”.

3. Определение цели урока.

4. Подготовка к восприятию стихотворения.

Словарная работа:

вечор – вчера вечером

нынче – сейчас (устаревшее)

мгла – тьма, мрак (здесь: густой снег, скрывающий в тумане, как завеса, все окружающее)

5. Чтение произведения в сопровождении слайд-презентации. (приложение1)

6. Анализ произведения.

- Какое чувство передано в этом стихотворении?

- На основании чего вы сделали такой вывод?

- Что значит хорошее настроение?

- Как оно проявляется?

Найдите строфы, где изображено контрастное описание природы.

- Докажем, что отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” проникнуто радостным настроением.

- Можно ли в этом отрывке выделить части?

- Сколько их?

Работа по I части:

- Что описывает поэт?

- Какие приемы использует? Приведите примеры.

- Какие чувства поэта проявляются в этой части?

Работа по II части:

- Что описывает автор?

- С чем автор сравнивает снег?

- Найдите однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?

- С какой целью автор использует контрастное состояние природы

Обратите внимание, автор использует высокую книжную лексику (великолепные) и разговорную лексику (вечор, нынче). В этом и есть мастерство и гениальность А.С. Пушкина. Его произведения понятны и близки всем.

7. Музыкально-иллюстративная пауза.

- А теперь немного отдохнем и перенесемся в зимнюю сказку. В этом нам помогут слайды и музыка.

- Итак, а если бы я вам предложила перевести отрывок из стихотворения с языка слов на язык красок, какие бы краски вы взяли для 1 части?

- … для 2 части?

- Сейчас я вам хочу предложить изобразить одну из частей данного отрывка при помощи красок. А какую часть вы хотите нарисовать вы должны решить сами, соответственно вашему настроению.

8. Рисуют под музыку.

- Какие общие черты можно найти у лирического стихотворения и пейзажа? (Передают настроение человека)

Есть еще один вид искусства близкий к живописи, современное искусство, это …. (фотография).

- Чем отличается задача фотографа от задачи художника?

(Задача фотографа не изобразить что-то, а увидеть, приметить и сфотографировать, тем самым он не может ничего изменить)

- Давайте попробуем соотнести слайды со строчками стихотворения.

- Подпишите кадры презентации строчками из стихотворения. (приложение 2)

9. Выразительное чтение отрывка стихотворения в сопровождении слайд-шоу.

10. Рефлексия.

- С помощью каких выразительных средств можно передать красоту природы?

- Как можно выразить внутреннее состояние человека, его настроение, и передать его людям?

- Можно ли перевести литературное слово на язык красок и музыки?

11. Домашнее задание.

- Выучить отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

- Подобрать иллюстрации к этому отрывку.