1. Организационный момент.
2. Определение темы урока.
- Читая разные произведения, вам не раз приходилось встречаться с описанием природы.
Вспомним, какие замечательные авторы (писатели и поэты) являются мастерами словесного пейзажа.
- А с произведением, какого автора мы сегодня будем знакомиться, вам придется узнать, разгадав кроссворд.
- Один из видов литературы отличительной чертой которого является рифма.
- Мир звуков, в котором при определенном порядке нот рождается мелодия.
- Художник, автор картины “Утро в лесу”.
- Самый любимый вид произведений каждого человека с детства.
- Искусство изображать окружающее красками.
- Художник, автор картины “Богатыри”.
3. Определение цели урока.
4. Подготовка к восприятию стихотворения.
Словарная работа:
вечор – вчера вечером
нынче – сейчас (устаревшее)
мгла – тьма, мрак (здесь: густой снег, скрывающий в тумане, как завеса, все окружающее)
5. Чтение произведения в сопровождении слайд-презентации. (приложение1)
6. Анализ произведения.
- Какое чувство передано в этом стихотворении?
- На основании чего вы сделали такой вывод?
- Что значит хорошее настроение?
- Как оно проявляется?
Найдите строфы, где изображено контрастное описание природы.
- Докажем, что отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” проникнуто радостным настроением.
- Можно ли в этом отрывке выделить части?
- Сколько их?
Работа по I части:
- Что описывает поэт?
- Какие приемы использует? Приведите примеры.
- Какие чувства поэта проявляются в этой части?
Работа по II части:
- Что описывает автор?
- С чем автор сравнивает снег?
- Найдите однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?
- С какой целью автор использует контрастное состояние природы
Обратите внимание, автор использует высокую книжную лексику (великолепные) и разговорную лексику (вечор, нынче). В этом и есть мастерство и гениальность А.С. Пушкина. Его произведения понятны и близки всем.
7. Музыкально-иллюстративная пауза.
- А теперь немного отдохнем и перенесемся в зимнюю сказку. В этом нам помогут слайды и музыка.
- Итак, а если бы я вам предложила перевести отрывок из стихотворения с языка слов на язык красок, какие бы краски вы взяли для 1 части?
- … для 2 части?
- Сейчас я вам хочу предложить изобразить одну из частей данного отрывка при помощи красок. А какую часть вы хотите нарисовать вы должны решить сами, соответственно вашему настроению.
8. Рисуют под музыку.
- Какие общие черты можно найти у лирического стихотворения и пейзажа? (Передают настроение человека)
Есть еще один вид искусства близкий к живописи, современное искусство, это …. (фотография).
- Чем отличается задача фотографа от задачи художника?
(Задача фотографа не изобразить что-то, а увидеть, приметить и сфотографировать, тем самым он не может ничего изменить)
- Давайте попробуем соотнести слайды со строчками стихотворения.
- Подпишите кадры презентации строчками из стихотворения. (приложение 2)
9. Выразительное чтение отрывка стихотворения в сопровождении слайд-шоу.
10. Рефлексия.
- С помощью каких выразительных средств можно передать красоту природы?
- Как можно выразить внутреннее состояние человека, его настроение, и передать его людям?
- Можно ли перевести литературное слово на язык красок и музыки?
11. Домашнее задание.
- Выучить отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
- Подобрать иллюстрации к этому отрывку.