Развитие коммуникативности в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Общается ребенок с окружающими людьми с младенчества, но это общение с близкими взрослыми. К сожалению, сегодня редко встретишь многодетную семью. А так как много семей имеют по одному ребенку, то зачастую, ребенок общается только со взрослыми. И только приходя в дошкольное образовательное учреждение, ребенок сталкивается со сверстниками и чужими взрослыми. В основном, это происходит в 3 года. Находясь в семье, ребенок обычно получает щадящее общение. Чаще ребенку уступают, и во многих случаях, это правильно, ведь ребенок еще совсем мал. Но, попадая в другое социальное пространство, он сталкивается с совершенно другими отношениями, где ему не уступают, где порой с ним бывают несправедливы, а может даже агрессивны. Малышу приходится сталкиваться с различными ситуациями. При этом он не знает, как надо реагировать: драться или уступить, обидеться или рассмеяться, пожалеть или отойти в сторону. Малыш вынужден сталкиваться с множеством непонятных моментов, с которыми он еще не сталкивался. Безусловно, ему помогают взрослые, находящиеся рядом. Они помогают разрешить многие проблемы. Волей-неволей ребенок приобретает необходимые навыки общения.

Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общение взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. На современном этапе, своевременная поддержка взрослого, вмешательство психолога необходима почти каждому малышу, поступающего в дошкольное образовательное учреждение.

Поэтому, первая задача воспитателей, педагогов и специалистов – помочь ребенку адаптироваться в социуме.

В нашем дошкольном учреждении проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков. Занятия называются “психолого-педагогический театр” и проводит их педагог-психолог.

Сегодня усилия многих людей направлены на создание образовательного учреждения, обеспечивающего здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих людей, пребывание в детском саду, школе было, нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. Это целый отрезок жизни, это время встреч, завязывания отношений, время формирования самоуважения. Образовательное учреждение, начиная с детского сада, ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него, прежде всего, личностного развития, и наша цель, сделать так, чтобы она стала как для ребенка, так и для педагога, прежде всего, явлением ценным и позитивным.

Очень важна в детском саду встреча ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определяет его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, в обычном детском саду воспитательница не замечает около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности. В этот момент так необходима поддержка взрослого.

Поэтому, когда к нам приходят новые дети, самой первой задачей, которую ставят себе педагоги и воспитатели – это социализация ребенка, и самая важная ее часть – обучение коммуникативной деятельности.

И, безусловно, самой понятной формой обучения на данном этапе для ребенка 3 – 5 лет является игра.

На это направлена программа занятий, которая называется “психолого-педагогический театр”. В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой “Маленькие игры в большое счастье”, дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.

В программу входят:

  • Ролевые игры;
  • Психогимнастические игры;
  • Коммуникативные игры;
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • Игры, направленные на развитие воображения.

Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположным привычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей.

К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность, отсутствие ролевой креативности – неумение переходить из роли в роль, неумение продуцировать новые образы.

Коммуникативные игры, которые используются в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными поглаживаниями; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

Чем отличаются подобные игры-драматизации, к примеру, от театральной детской постановки? Разница в том, что театральная постановка готовится заранее, четко репетируется каждая роль, в которую привнесено много взрослого видения, она зачастую лишена детской непосредственности. Кроме этого, идет постоянная оценка извне того, что делает ребенок на сцене.

Цель психологических занятий – самореализация ребенка в данный момент, в данной роли, которая никем не оценивается. Проигрывая на занятии определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по несколько раз меняются ролями. Им удается побыть и, к примеру, волком, и зайчиком, попробовать себя в роли кощея, или добро-молодца. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной безоценочной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их “эмоционального интеллекта”, помогает педагогу создать в группе, классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом или воспитателем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Программа помогает формировать у малышей умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации. Малыши учатся различать и понимать эмоции разных персонажей, а вместе с этим эмоции собственные и окружающих людей, что способствует адекватному ролевому развитию.

На данном этапе это важные ценности, поскольку сегодня необходимо усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей в нашем социуме страдают от одиночества и изоляции.