Известно, что школьники на первых уроках иностранного языка занимаются с большим интересом, энтузиазмом и верой в успех. Но специфика предмета иностранный язык требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания, способности осмысливать абстрактные понятия, умения делать обобщения. Не всем детям иностранный язык дается легко. Нередко вызывает трудности и овладение системой видовременных форм английского языка, которая, в отличие от русского языка, громоздка и достаточно сложна для усвоения. Как следствие появляется неудовлетворенность, неверие в свои силы, ослабевает интерес к дальнейшему изучению языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми. Поэтому одна из главных задач учителя иностранного языка состоит в том, чтобы развить и сохранить у учащихся интерес к предмету на протяжении всего курса обучения. Учителя неустанно ищут пути повышения интереса к своему предмету. Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому языку, является использование на уроках элементов сказки, волшебства, тайны, путешествий, перевоплощений и т.д. Данные приемы наиболее эффективны на начальной ступени обучения, т.к. у учащихся младших классов хорошо развито воображение, они любознательны и с удовольствием и легкостью воспринимают материал через игру.
Уже на втором году обучения английскому языку по УМК Верещагиной, Притыкиной учащиеся знакомятся с видовременными формами Present Indefinite и Present Continuous, а на третьем году обучения – с Past Indefinite и Future Indefinite. Однако изучение видовременных форм нередко вызывает у учащихся целый ряд трудностей, связанных с отличием временных форм английского языка от русского, а также необходимостью держать в памяти и оперировать различными вспомогательными глаголами, формами неправильных глаголов и т.д.
Как же помочь учащимся младших классов эффективно усвоить видовременные формы и научить активно использовать их в устной и письменной речи? Очевидно, необходимо учесть возрастные и психологические особенности младших школьников. Таким образом, возникла идея обыграть сложный грамматический материал через сказку, которую дети с их богатым воображением и образным мышлением гораздо легче и эффективнее усваивают.
Каждая видовременная форма вводится через путешествие в королевство, где есть свои законы, правила и традиции, где живет король и его верные слуги. Так, например, в королевстве «Present Indefinite» правит король «Every day», а ему служат верные слуги «do» и «does». Поскольку опора на наглядность является одним из важнейших принципов в обучении английскому языку, то детям предлагается посмотреть на замок короля «Every day». <Рисунок 1> Учитель рассказывает учащимся о том, что все, проживающие в этом королевстве, любят говорить о том, что происходит обычно, каждый день, всегда, регулярно, а для этого они строят предложения строго по схеме V1(S). Для построения вопросительных и отрицательных предложений нужна помощь слуг «do» и «does». С момента знакомства с королем «Every day» в классе появляется рисунок с изображением королевства, схемой предложений и вспомогательными глаголами, которые служат наглядной опорой при выполнении тренировочных упражнений по данной теме.
В королевстве «Present Continuous» правит король «Now», которому служат его верные слуги «is», «am» и «are». В этом королевстве любят говорить о том, что происходит сейчас, в момент речи. А для этого все предложения нужно строить по схеме am/is/are + V ing, таков закон этого королевства. Таким образом, в классе вывешивается еще один рисунок с изображением королевства «Present Continuous», который также является наглядной опорой для учащихся. <Рисунок 2>
При введении видовременной формы «Past Indefinite», учитель рассказывает детям о сказочном королевстве, расположенном недалеко от королевства «Present Indefinite», где правит король «Yesterday». <Рисунок 3>
В королевстве «Past Indefinite» очень любят вспоминать прошлое и говорить о том, что происходило вчера (на прошлой неделе, в прошлом году…). Все правильные глаголы в этом королевстве имеют окончание –ed. У короля «Yesterday» есть только один слуга-«did», который помогает строить отрицательные и вопросительные предложения. Но учащимся нужно знать один важный секрет: как только появляется слуга «did», у глагола исчезает (убегает) окончание –ed.
Кроме того, в этом королевстве живут неправильные глаголы, у которых нет окончания, поскольку они особенные. Неправильные глаголы похожи на роботов-трансформеров, они изменяются, трансформируются при переходе во 2 форму. Важно знать еще один секрет: как только в предложении появляется глагол-слуга «did», неправильные глаголы тут же трансформируются обратно в первую форму. Вскоре ученики знакомятся со «сломанными» трансформерами, которые давным-давно сломались и больше не могут трансформироваться, поэтому они не меняются (put-put, cut-cut). Итак, в качестве еще одной наглядной опоры вывешивается рисунок с изображением королевства «Past Indefinite».
Интересным моментом при изучении видовременных форм в 4 классе получился сюрприз-послание из далеких сказочных королевств. В класс пришел конверт, адресованный учащимся от королей «Now», «Yesterday», и «Every day». В конверте учащиеся обнаружили подарки для каждого из них: закладки для книг с фотографией нашей гимназии и схемами изученных времен. <Рисунок 4> Сюрпризы и подарки приятны даже взрослым, поэтому трудно переоценить значимость таких моментов для повышения мотивации и сохранения интереса к изучению английского языка. Учащиеся уверены, что впереди еще много новых путешествий, открытий и различных сюрпризов и ждут их с нетерпением.
Используя данный прием - введение грамматического материала через сказку - удалось достичь следующих результатов:
- Значительно повысилась мотивация, учащиеся с интересом путешествуют из одного королевства в другое, знакомятся с законами, секретами и тайнами каждого из них.
- Учащиеся эффективно усваивают грамматический материал. Так, они знают, что слуги одного короля не могут служить другому королю, таким образом, в Past Indefinite не может быть вспомогательного глагола Do или Does, а в Present Indefinite мы никогда не встретим Did. Кроме того, учащимся интереснее, а значит и легче, запомнить две формы трансформации глаголов-роботов, нежели выучить таблицу неправильных глаголов.
- Видовременные формы перестали быть для учащихся некоей абстрактной, скучной грамматической темой, требующей нудной тренировки и зубрежки, а превратились в увлекательные, захватывающие путешествия.
Таким образом, привнесение элементов сказки в обучение грамматики английского языка в начальной школе является эффективным средством повышения мотивации, и как следствие, способствует эффективному усвоению необходимых умений и навыков, а также достижению высокого качества знаний.