Цель урока:
- Знакомство с координатной плоскостью.
- Научить строить точки по координатам и наоборот.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре, развивать аккуратность при выполнении рисунков.
- Использовать региональный компонент.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- линейка,
- карандаш,
- планшет,
- сигнальные карточки.
Устные упражнения.
Вступительное слово учителя:
Играя в морской бой, мы научились изображать с помощью пар элементов клетки квадратов. Принцип координат широко используется во многих практических ситуациях. Например, номером ряда и номером места в ряду обозначаются места в кинотеатре. Координатами задается место нахождения корабля в плавании, города на карте, звезды на небосклоне. Этот же принцип используется для передачи изображения схем, рисунков, по телеграфу.
Используем два числа для определения координаты точки.
Верно ли закодирован рисунок?
(сигнальные карточки: зеленая – да, красная - нет)2. Запиши код рисунка (учащиеся работают в тетради по две буквы – каждый ряд)
Кубань – самая большая река Краснодарского края, длина - 906 км, площадь бассейна 57,9 тыс. км 574 реки, 19 водохранилищ питают влагой Кубанскую землю.
Она растянулась на 370 км с севера на юг, на 375 км с востока на запад, более 83 тысяч кв. км составляют наши просторы.
2. Объяснение нового материала.
Словарь:
координатная плоскость,
координатный угол,
ось абсцисс,
ось ординат,
абсцисса
ордината
Запись А(2;5) можно прочитать:
- точка А с абсциссой 2 и ординатой 5;
- точка А с координатами 2 и 5;
- координаты точки А – пара чисел 2 и 5
3. Викторина «Хочу все знать».
Найди координаты букв на рисунке и расшифруй имена известных всей стране героев Кубани. Учащиеся класса делятся на 4 варианта.
Вариант № 1. Известный механизатор: Ответ:
К | Л | Е | П | И | К | О | В |
(2;6) | (3;5) | (4;6) | (2;4) | (2;3) | (2;6) | (4;4) | (5;5) |
(2;6) | (3;5) | (4;6) | (2;4) | (2;3) | (2;6) | (4;4) | (5;5) |
Вариант № 2. Известный космонавт: Ответ:
Г | О | Р | Б | А | Т | К | О |
(4;3) | (4;4) | (6;4) | (6;3) | (3;2) | (3;1) | (2;6) | (4;4) |
(4;3) | (4;4) | (6;4) | (6;3) | (3;2) | (3;1) | (2;6) | (4;4) |
Вариант № 3. Ученый с мировым именем: Ответ:
П | У | С | Т | О | В | О | Й | Т |
(5;2) | (5;1) | (7;2) | (3;1) | (4;4) | (5;5) | (4;4) | (6;6) | (3;1) |
(5;2) | (5;1) | (7;2) | (3;1) | (4;4) | (5;5) | (4;4) | (6;6) | (3;1) |
Вариант № 4.
Победитель олимпийских игр по батуту:
(1;1) | (4;4) | (7;2) | (2;6) | (3;2) | (3;5) | (4;6) | (1;2) | (2;6) | (4;4) |
Ответ:
М | О | С | К | А | Л | Е | Н | К | О |
(1;1) | (4;4) | (7;2) | (2;6) | (3;2) | (3;5) | (4;6) | (1;2) | (2;6) | (4;4) |
2. Найди верные записи и прочитай их разными способами. Неверные зачеркни и исправь ошибки.
А(3;2)
В(5;6)
С(8;4)
Д(1;5)
Е(1;4)
F(6;2)
3. Задание выполняется в тетради: начертить координатную плоскость и отметить точки, координаты которых занесены в таблице.
(6;2) | (4;1) | (1;5) | (12;1) | (7;5) | (10;2) |
К | У | Б | А | Н | Ь |
(11;4) | (4;4) | (1;1) | (14;3) | (4;1) | (11;4) | (8;3) | (7;5) | (12;1) |
Ж | Е | М | Ч | У | Ж | И | Н | А |
(3;6) | (3;4) | (5;3) | (5;3) | (8;3) | (8;3) |
Р | О | С | С | И | И |
Задания выполняются в тетради с последующим обсуждением.
4. Построй треугольник АВС, если А(1;5), В(3;9), С(9;2).
5. Построй прямые АВ и СД, найди координаты их точки пересечения М.
6. Построй четырехугольник АДЕF с вершинами А(2;1), Д(2;6), Е(7;6), F(11;1) и найди его площадь.
7. Какой из координатных осей (ОХ или ОУ) принадлежат точки:
N(18;0), Р(0;16), R(0;82), М(21;0)?
3. Итог урока:
1. Что повторили на уроке?
2. Что нового узнали?
3. Учитель объявляет полученные результаты.
4. Домашнее задание:
п. 45 № 1404, № 1407, № 1408 (желающие могут составить «математическую сказку» по теме: «Координатная плоскость»)
Кубань – жемчужина России,
Твой сокровенный уголок,
Историю мы с интересом изучаем,
Разнообразили урок.
Математические темы
Порой сложны, порой умны.
Мы уловили связь с тобою
И ценим все твои просторы.
Пусть не убудет красота навек,
Мы отразим ее с любовью:
Ведь я же – русский человек.
С. Фомина (учитель математики МОУ гимназии № 40)