Цель урока:
- Знакомство с координатной плоскостью.
- Научить строить точки по координатам и наоборот.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре, развивать аккуратность при выполнении рисунков.
- Использовать региональный компонент.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- линейка,
- карандаш,
- планшет,
- сигнальные карточки.
Устные упражнения.
Вступительное слово учителя:
Играя в морской бой, мы научились изображать с помощью пар элементов клетки квадратов. Принцип координат широко используется во многих практических ситуациях. Например, номером ряда и номером места в ряду обозначаются места в кинотеатре. Координатами задается место нахождения корабля в плавании, города на карте, звезды на небосклоне. Этот же принцип используется для передачи изображения схем, рисунков, по телеграфу.
Используем два числа для определения координаты точки.
Верно ли закодирован рисунок?
2. Запиши код рисунка (учащиеся работают в тетради по две буквы – каждый ряд)
Кубань – самая большая река Краснодарского края, длина - 906 км, площадь бассейна 57,9 тыс. км 574 реки, 19 водохранилищ питают влагой Кубанскую землю.
Она растянулась на 370 км с севера на юг, на 375 км с востока на запад, более 83 тысяч кв. км составляют наши просторы.
2. Объяснение нового материала.
Словарь:
координатная плоскость,
координатный угол,
ось абсцисс,
ось ординат,
абсцисса
ордината
Запись А(2;5) можно прочитать:
- точка А с абсциссой 2 и ординатой 5;
- точка А с координатами 2 и 5;
- координаты точки А – пара чисел 2 и 5
3. Викторина «Хочу все знать».
Найди координаты букв на рисунке и расшифруй имена известных всей стране героев Кубани. Учащиеся класса делятся на 4 варианта.
Вариант № 1. Известный механизатор: Ответ:
К | Л | Е | П | И | К | О | В |
(2;6) | (3;5) | (4;6) | (2;4) | (2;3) | (2;6) | (4;4) | (5;5) |
(2;6) | (3;5) | (4;6) | (2;4) | (2;3) | (2;6) | (4;4) | (5;5) |
Вариант № 2. Известный космонавт: Ответ:
Г | О | Р | Б | А | Т | К | О |
(4;3) | (4;4) | (6;4) | (6;3) | (3;2) | (3;1) | (2;6) | (4;4) |
(4;3) | (4;4) | (6;4) | (6;3) | (3;2) | (3;1) | (2;6) | (4;4) |
Вариант № 3. Ученый с мировым именем: Ответ:
П | У | С | Т | О | В | О | Й | Т |
(5;2) | (5;1) | (7;2) | (3;1) | (4;4) | (5;5) | (4;4) | (6;6) | (3;1) |
(5;2) | (5;1) | (7;2) | (3;1) | (4;4) | (5;5) | (4;4) | (6;6) | (3;1) |
Вариант № 4.
Победитель олимпийских игр по батуту:
(1;1) | (4;4) | (7;2) | (2;6) | (3;2) | (3;5) | (4;6) | (1;2) | (2;6) | (4;4) |
Ответ:
М | О | С | К | А | Л | Е | Н | К | О |
(1;1) | (4;4) | (7;2) | (2;6) | (3;2) | (3;5) | (4;6) | (1;2) | (2;6) | (4;4) |
2. Найди верные записи и прочитай их разными способами. Неверные зачеркни и исправь ошибки.
А(3;2)
В(5;6)
С(8;4)
Д(1;5)
Е(1;4)
F(6;2)
3. Задание выполняется в тетради: начертить координатную плоскость и отметить точки, координаты которых занесены в таблице.
(6;2) | (4;1) | (1;5) | (12;1) | (7;5) | (10;2) |
К | У | Б | А | Н | Ь |
(11;4) | (4;4) | (1;1) | (14;3) | (4;1) | (11;4) | (8;3) | (7;5) | (12;1) |
Ж | Е | М | Ч | У | Ж | И | Н | А |
(3;6) | (3;4) | (5;3) | (5;3) | (8;3) | (8;3) |
Р | О | С | С | И | И |
Задания выполняются в тетради с последующим обсуждением.
4. Построй треугольник АВС, если А(1;5), В(3;9), С(9;2).
5. Построй прямые АВ и СД, найди координаты их точки пересечения М.
6. Построй четырехугольник АДЕF с вершинами А(2;1), Д(2;6), Е(7;6), F(11;1) и найди его площадь.
7. Какой из координатных осей (ОХ или ОУ) принадлежат точки:
N(18;0), Р(0;16), R(0;82), М(21;0)?
3. Итог урока:
1. Что повторили на уроке?
2. Что нового узнали?
3. Учитель объявляет полученные результаты.
4. Домашнее задание:
п. 45 № 1404, № 1407, № 1408 (желающие могут составить «математическую сказку» по теме: «Координатная плоскость»)
Кубань – жемчужина России,
Твой сокровенный уголок,
Историю мы с интересом изучаем,
Разнообразили урок.
Математические темы
Порой сложны, порой умны.
Мы уловили связь с тобою
И ценим все твои просторы.
Пусть не убудет красота навек,
Мы отразим ее с любовью:
Ведь я же – русский человек.
С. Фомина (учитель математики МОУ гимназии № 40)