Урок по математике на тему: "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока:

  1. Знакомство с координатной плоскостью.
  2. Научить строить точки по координатам и наоборот.
  3. Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре, развивать аккуратность при выполнении рисунков.
  4. Использовать региональный компонент.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование,
  2. линейка,
  3. карандаш,
  4. планшет,
  5. сигнальные карточки.

Устные упражнения.

Вступительное слово учителя:

Играя в морской бой, мы научились изображать с помощью пар элементов клетки квадратов. Принцип координат широко используется во многих практических ситуациях. Например, номером ряда и номером места в ряду обозначаются места в кинотеатре. Координатами задается место нахождения корабля в плавании, города на карте, звезды на небосклоне. Этот же принцип используется для передачи изображения схем, рисунков, по телеграфу.

Используем два числа для определения координаты точки.

Верно ли закодирован рисунок?

(сигнальные карточки:

зеленая – да, красная - нет)

2. Запиши код рисунка (учащиеся работают в тетради по две буквы – каждый ряд)

Кубань – самая большая река Краснодарского края, длина - 906 км, площадь бассейна 57,9 тыс. км 574 реки, 19 водохранилищ питают влагой Кубанскую землю.

Она растянулась на 370 км с севера на юг, на 375 км с востока на запад, более 83 тысяч кв. км составляют наши просторы.

2. Объяснение нового материала.

Словарь:

координатная плоскость,
координатный угол,
ось абсцисс,
ось ординат,
абсцисса
ордината

Запись А(2;5) можно прочитать:

- точка А с абсциссой 2 и ординатой 5;

- точка А с координатами 2 и 5;

- координаты точки А – пара чисел 2 и 5

3. Викторина «Хочу все знать».

Найди координаты букв на рисунке и расшифруй имена известных всей стране героев Кубани. Учащиеся класса делятся на 4 варианта.

Вариант № 1. Известный механизатор: Ответ:

К Л Е П И К О В
(2;6) (3;5) (4;6) (2;4) (2;3) (2;6) (4;4) (5;5)
(2;6) (3;5) (4;6) (2;4) (2;3) (2;6) (4;4) (5;5)

Вариант № 2. Известный космонавт: Ответ:

Г О Р Б А Т К О
(4;3) (4;4) (6;4) (6;3) (3;2) (3;1) (2;6) (4;4)
(4;3) (4;4) (6;4) (6;3) (3;2) (3;1) (2;6) (4;4)

Вариант № 3. Ученый с мировым именем: Ответ:

П У С Т О В О Й Т
(5;2) (5;1) (7;2) (3;1) (4;4) (5;5) (4;4) (6;6) (3;1)
                 
(5;2) (5;1) (7;2) (3;1) (4;4) (5;5) (4;4) (6;6) (3;1)

Вариант № 4.

Победитель олимпийских игр по батуту:

(1;1) (4;4) (7;2) (2;6) (3;2) (3;5) (4;6) (1;2) (2;6) (4;4)

Ответ:

М О С К А Л Е Н К О
(1;1) (4;4) (7;2) (2;6) (3;2) (3;5) (4;6) (1;2) (2;6) (4;4)

2. Найди верные записи и прочитай их разными способами. Неверные зачеркни и исправь ошибки.

А(3;2)

В(5;6)

С(8;4)

Д(1;5)

Е(1;4)

F(6;2)

3. Задание выполняется в тетради: начертить координатную плоскость и отметить точки, координаты которых занесены в таблице.

(6;2) (4;1) (1;5) (12;1) (7;5) (10;2)
К У Б А Н Ь

 

(11;4) (4;4) (1;1) (14;3) (4;1) (11;4) (8;3) (7;5) (12;1)
Ж Е М Ч У Ж И Н А

 

(3;6) (3;4) (5;3) (5;3) (8;3) (8;3)
Р О С С И И

Задания выполняются в тетради с последующим обсуждением.

4. Построй треугольник АВС, если А(1;5), В(3;9), С(9;2).

5. Построй прямые АВ и СД, найди координаты их точки пересечения М.

6. Построй четырехугольник АДЕF с вершинами А(2;1), Д(2;6), Е(7;6), F(11;1) и найди его площадь.

7. Какой из координатных осей (ОХ или ОУ) принадлежат точки:

N(18;0), Р(0;16), R(0;82), М(21;0)?

3. Итог урока:

1. Что повторили на уроке?
2. Что нового узнали?
3. Учитель объявляет полученные результаты.

4. Домашнее задание:

п. 45 № 1404, № 1407, № 1408 (желающие могут составить «математическую сказку» по теме: «Координатная плоскость»)

Кубань – жемчужина России,
Твой сокровенный уголок,
Историю мы с интересом изучаем,
Разнообразили урок.
Математические темы
Порой сложны, порой умны.
Мы уловили связь с тобою
И ценим все твои просторы.
Пусть не убудет красота навек,
Мы отразим ее с любовью:
Ведь я же – русский человек.

С. Фомина (учитель математики МОУ гимназии № 40)