Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Развитие речи – процесс сложный и творческий. Он не возможен без эмоций, без увлеченности. Чем богаче, логичнее и эмоциональнее речь ребенка, тем лучше он будет воспринимать учебный материал. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.
Всем известно, что игра – это основное занятие детей, их работа. В игре сложное становится доступным. Почему бы тогда задания для развития речи не провести в игровой форме? Например, словесные игры, игры-путешествия, загадки, скороговорки. Тогда дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением, а также легче осваивают чтение и письмо.
Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Вместе с развитием речи идет и развитие мышления детей. На уроках русского языка и чтения развитие речи – центральная задача.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Многолетний опыт учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же добиться этой оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать?
Рассмотрим несколько видов работ по развитию навыков чтения.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения должны проводиться ежедневно, через определенные промежутки времени.
2. Жужжащее чтение. Оно было одним из основных элементов развития навыков чтения в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение из 8 слов и, дочитав до 4, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения и не может увязать все слова воедино. В этом случае нужна работа над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал профессор Н.Т. Федоренко. (Приложение) Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.
Профессор И.Г. Пальченко для развития навыков чтения предлагает такие упражнения:
1. Многократное чтение
2. Чтение в темпе скороговорки
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Для проведения многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик отмечает, до какого слова он прочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
Лучше изменить задание и на этом же отрывке текста потренировать артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки снижены требования к выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем можно переходить к третьему упражнению. Учитель говорит детям: “Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но только красиво и выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. И здесь ребенок продолжает читать незнакомую часть текста в том же повышенном темпе. Такие упражнения приводят к увеличению скорости чтения.
Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению.
Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление, память, воображение.
Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи учащихся
1. Столбик слов.
Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
6. Игра “Фотоглаз”.
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет?
7. Игра “Эхо”.
По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.
8. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
11. Найти в вторую половину слова
кос – ничий | мо – мент | ко – на |
лес – та | ро – вок | го – са |
пар – мос | со – тор | вес – род |
12. Чтение в ритм.
Дети читают вслух, учитель простукивает ритм. Учащиеся должны за ним поспевать, один удар – одно слово.
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
- Чтение по ролям
- Придумать свое окончание к рассказу, сравнить о окончанием автора
- Составить вопросы к тексту
- Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение
- Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Зрительные диктанты
(по И.Т. Федоренко)
В каждом из 18 наборов имеется б предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Как проводить зрительные диктанты? На доске пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, можно посмотреть у соседа. Затем пишут второе предложение, третье и так все шесть. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить предложение, на следующий день работу с данным набором повторяют. И так до тех пор, пока все дети не будут писать предложения самостоятельно. Только после этого можно переходить к другому набору предложений. В среднем, на каждый набор уходит по три дня. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 1 Тает снег Идет дождь Небо хмурое Коля заболел Запели птицы Поле опустело |
8 9 10 11 12 13 |
4 4 5 5 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 2 Трещат морозы Я ищу землянику В лесу росла ель Наступила осень Дни стали короче В лесу много берез |
12 13 13 14 14 15 |
6 6 6 7 7 8 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 3 Прилетели птички Ярко светит солнце Лида вытерла доску Весело бегут ручьи Подул резкий ветер Зоя прилежно учится |
15 16 16 16 16 17 |
8 8 8 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 4 Дятел долбил дерево Я хочу посадить цветы Иней украсил деревья Без воды цветы завянут Пролетело жаркое лето Возле дома посадили ель |
17 18 18 19 19 20 |
8 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 5 Солнышко светит и греет Федя решал задачу у доски Загорелась в небе зорька На деревьях сверкал иней Город Киев стоит на Днепре В лесу собирают землянику |
20 21 21 21 22 22 |
6 6 6 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 6 Зимой река покрылась льдом Мальчик подарил маме цветы Дежурные стерли пыль с доски Колхозники работают на лугу На огород забрались цыплята Мы жили возле березовой рощи |
23 23 24 24 24 24 |
5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 7 Небо покрылось серыми тучами Дети посадили во дворе акацию Бабушка купила внуку букварь Землю согрело теплое солнышко Моя сестра работает на фабрике Ласково грело весеннее солнце |
25 25 25 26 26 26 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 8 Идет дождик Мы любим наш Киев Бабушка печет пирог У Андрея чистая тетрадь Помогай своему товарищу Быть здоровым очень важно |
10 14 17 20 21 22 |
5 7 8 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 9 Вода в море соленая на вкус Наша страна борется за мир Началась большая перемена Дети ходили в лес за грибами Руки надо мыть водой с мылом Красивы улицы нашего города |
22 22 23 23 23 24 |
7 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 10 Москва – столица нашей Родины Школьники поливают саженцы Депутаты съехались на съезд Надо быть честным правдивым Звезды сияют на башнях Кремля Летом наша семья жила на Волге |
24 24 24 25 25 25 |
5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 11 Весело колосится густая рожь Поля запорошило белым снегом Мы читали интересный рассказ Мичурин много и упорно работал Новые дома растут очень быстро Из машины вышел наш учитель |
25 25 25 26 26 26 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 12 Мальчики принесли сухих веток В поле поспевает рожь и пшеница На стройку привезли рамы и двери Дети всех стран хотят жить в мире Свежий ветерок повеял прохладой Сверкнула молния, и загремел гром |
26 26 27 27 28 28 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 13 Давно скосили и убрали луга и поля Белка взобралась на верхнюю ветку Солнце светило ярко, и дети купались Травы скашивают во время их цветения Дедушка Филипп пасет коров Люблю я в поле встречать восход солнца |
28 29 30 31 32 32 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 14 Поднялась за рекой большая серая туча В далекой тайге живут охотники-эвенки Все радовались встрече с космонавтами Разведчики отправились в опасный путь Дружная семья и землю превратит в золото Обувь всегда необходимо очищать от пыли |
32 33 33 33 34 34 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 15 Зацветет, зазеленеет наш веселый огород Меж редеющих верхушек показалась синева Хороши привольныe широкие степи Украины На смелого собака лает, а у трусливого кусает Павел и Вика любят читать волшебные сказки Наш народ хочет жить в мире со всеми народами |
34 35 35 36 36 37 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси Сквозь волнистые туманы пробирается луна Школьники готовятся к новoму учебному году Много работы в яблоневом саду ранней весной На берегу моря раскинулся спортивный лагерь Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь |
36 36 37 37 38 38 |
5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел Пробилась из-под земли вода, и родился родничок Мы посадили во дворе елочки, клены, липы и березы Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит |
38 39 39 40 41 42 |
5 6 6 6 7 7 |
1 2 3 4 5 6 |
Набор № 18 На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье По лесной заросшей тропе идет группа туристов Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами |
42 43 44 45 46 46 |
7 7 7 8 8 8 |