Пояснительная записка
Необходимость введения факультативного курса «Геометрия для младших школьников» обусловлена тем, что у многих учащихся возникают трудности при усвоения курса геометрии, который начинается с 7 класса и включает большой объем теоретических знаний, а также практических умений и навыков выполнения чертежей и решения, анализа задач. А учащимся из специальных (коррекционных) классов с нарушением познавательной способности еще труднее заниматься.
«Геометрия для младших школьников» является пропедевтическим курсом геометрии.
Целью этого курса является, с одной стороны, создание запаса геометрических представлений, с другой стороны, восстановление и максимальное развитие познавательных способностей учащихся.
Знания, полученные при изучении этого курса, в дальнейшем обеспечивает основу для формирования геометрических понятий, идей, методов, включенных в базисный план всего школьного курса геометрии.
При изучении курса «Геометрия для младших школьников» основным элементом знания и «научным» ориентиром познавательной деятельности школьников является понятие геометрической фигуры. Выбор геометрической фигуры в качестве определяющего эталона процесса познания обусловлен особенности геометрии, поскольку невозможно построить процесс обучения, не учитывая характер учебной дисциплины. А специфика геометрии заключается в ее идеальном предмете. Геометрические фигуры - это идеальные объекты, для которых в реальной действительности можно найти только хорошие прототипы.
Именно формирование понятия геометрической фигуры, связанное с составлением идеального в геометрии, обеспечивает развитие геометрического знания школьников, изучающих данный пропедевтический курс. Уровни такого знания определяются степенью сформированности этой математической абстракции. Выбранная направленность обучения неслучайна, т.к. история математики свидетельствует, что развитие геометрического знания связано с процессом идеализации в геометрии. В этом курсе сначала формируется наглядный образ геометрической фигуры с помощью:
- изучения иллюстраций из альбомов;
- наблюдения за объектами из окружающей
действительности;
- активных действий с учебными моделями.
Знание детей, изучающих курс «Геометрия для младших школьников», имеет своеобразный характер, потому что его формирование предполагает как абстрактно мыслительную деятельность, так и непосредственное участие чувственных способностей детей. Причем в этом курсе большое внимание уделяется развитию пространственных представлений, т.к. они во многом определяют успешность различной деятельности при обучении в школе. Развитие пространственных представлений имеет особое значение в формировании геометрического знания детей. Поскольку углубленное и качественное изменение пространственного опыта детей связано с развитием восприятия пространства, то структура пропедевтического курса определяется переходом:
- от трехмерного пространства к двухмерному;
- от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно;
- от одной системы отсчета к другим.
Эти известные линии развития восприятия пространства позволяют начать пропедевтический курс с изучения пространственных геометрических фигур, затем ввести плоские фигуры и в дальнейшем вести их параллельное рассмотрение.
Выбранный подход к развертыванию учебного материала дает возможность существенно использовать влияние живого созерцания на развитие знания школьников. Наблюдая творения природы, творения мировой и национальной культуры, дети интуитивно стремятся к совершенству. Это стремление находит яркое выражение а творчестве детей. Они с большим удовольствием занимаются лепкой из пластилина и глины, конструируют, рисуют, сочиняют рассказы и сказки, составляют задачи. И на каждом этапе стараются представить безупречное обоснование своих действий. Положительные эмоции, сопровождающие эту деятельность, не только способствуют укреплению чувства удовольствия от занятий геометрией, но и служат восстановлению и развитию познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов.
Основными задачами курса являются:
- Привлечение интереса к изучению геометрии.
- Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
- При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Курс «Геометрия для младших школьников» общим объемом 34 часа рассчитан на одно занятие в неделю.
Программа предусматривает изучение таких тем:
- цилиндр;
- конус;
- шар;
- призма;
- пирамида;
- треугольник;
- ромб;
- квадрат;
- игры Таграм;
- графический диктант;
- развертка цилиндра и т.д.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление
- Пространственных геометрических телах и их элементах.
- Плоских геометрических фигурах, их свойствах.
- Измерении площадей.
- Измерении объемов фигур.
Знает
- Определение геометрических фигур.
- Название геометрических фигур, их свойства.
Умеет
- Определять виды геометрических фигур.
- Выполнять чертеж геометрических фигур и производить его простой анализ.
- Находить площади геометрических фигур.
- Находить объемы геометрических фигур.
- Применять формы и свойства геометрических фигур при изготовлении изделий из бересты.
- Решать задачи на нахождение площадей и объемов геометрических фигур.
Владеет
- Приемами решения задач на нахождение площадей и объемов геометрических фигур.
- Приемами построения чертежей.
- Навыками выполнения графического диктанта.
- Практическими навыками изготовления изделий из бересты, применяя в работе знания о свойствах и формах геометрических фигур.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего | лекции | практика | |||
1. | Геометрические тела | 10 |
5 |
5 |
Практ. раб. |
2. | Плоские геометрические фигуры | 7 |
4 |
3 |
С/р, тест |
3. | Измерение площади | 6 |
2 |
4 |
С/р |
4. | Графические диктанты и «Таграм» | 4 |
2 |
2 |
Практ. раб. |
5. | Развертки поверхностей геометрических тел | 4 |
4 |
Практ. раб. | |
6. | Сказки и … геометрия | 1 |
1 |
||
7. | Задачи на нахождение объемов геометрических тел | 2 |
2 |
С/р | |
Итого: | 34 |
Содержание программы
1. Геометрические тела 10 ч.
1.1. Цилиндр1
1.2. Предметы цилиндрической формы
1.3. Применение формы цилиндра в жизни2
1.4. Изготовление туесов
1.5. Цилиндр, конус, шар- фигуры вращения.
1.6. Призмы2,4,5
1.7. Пирамиды2
1.8. Моделирование геометрических фигур из пластилина3
1.9. Моделирование геометрических фигур из глины, пластилина
1.10. Моделирование геометрических фигур из бересты8-14
2. Плоские геометрические фигуры19 7 ч.
2.1. Треугольники, виды треугольников8
2.2. Квадрат
2.3. Прямоугольник, периметр прямоугольника7
2.4. Ромб
2.5. Трапеция
2.6. Круг
2.7. Геометрическая ромашка22
3. Измерение площади 6 ч.
3.1. Площадь квадрата, прямоугольника
3.2. Площадь ромба, параллелограмма
3.3. Площадь трапеции
3.4. Площадь круга
3.5. Изготовление плоских геометрических фигур
3.6. Нахождение площадей геометрических фигур по моделям
4. Графические диктанты «Таграм»15 4 ч.
4.1. Плоские геометрические фигуры в игре Таграм
4.2. Игра «Таграм». По рисункам составить фигуры из частей квадрата
4.3. Элементы графического диктанта16,17,18
4.4. Графический диктант
5. Развертки поверхностей геометрических тел25-29 4 ч.
5.1. Развертка цилиндра, конуса
5.2. Развертки пирамид, призм
5.3. Моделирование геометрических тел из бумаги
5.4. Моделирование геометрических тел из бумаги
6. Сказки и … геометрия 1 ч.
6.1. Сказки и геометрия21
7. Задачи на нахождение объемов геометрических тел 2 ч.
7.1. Задачи на нахождение объема куба
7.2. Задачи на нахождение объема параллелепипеда
____________________________
Приложения № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29
Список литературы для учащихся
- Панчищина В.А., Гельфман Э.Г. и др. Геометрия (часть I, II, III) учебное пособие по геометрии. Томск, изд-во Томского университета, 1994.
- Панчищина В.А., Гельфман Э.Г. и др. Геометрия для младших школьников, учебное пособие по геометрии. Томск, изд-во Томского университета, 1994.
Список используемой литературы
- Гельдман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.Н. Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5-9 кл. Томск, изд-во Томского университета, 1999.
- Гельдман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.Н. Обогащающая модель в проекте МПИ: приемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя. Томск, изд-во Томского университета, 1998.
- Атанасян А.С., Бубузов В.Ф. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя – 4-е издание. М.: Просвещение, 2001, 255 с.
- Панчищина В.А. Организация работы на уроках геометрии. Томск, изд-во Томского университета, 2001.
- Гельфман Э.Г., Панчищина В.А. «Геоматрия МПИ». Томск, изд-во Томского университета, 1994 (I, II, III часть).
Перечень ключевых слов
Фигура.
Форма.
Модель.
Образ.
Объем.
Площадь.
Периметр.
Квадрат.
Прямоугольник.
Треугольник.
Конус.
Шар.
Призма.
Пирамида.
Конструкция.
Развертка.
Разрезание.
Перекраивание.
Перечень приложений
- Тема «Цилиндр»
- Геометрические тела
- Призмы и пирамиды
- Применение геометрических фигур в жизни
- Краеведческий музей
- Город Мариинск, школа № 2
- Музей Чивилихина
- Фото «Изготовление крышек и донышек туесам. Плетение изделий из бересты»
- Фото «Подготовка к изготовлению изделий из бересты»
- Фото «Изготовление из бересты учащимися МОУ «СОШ № 1»»
- Фото «Изготовление из бересты учащимися МОУ «СОШ № 1»»
- Фото «Творческий отчет. Изготовление изделий из бересты. Применение свойств геометрических фигур»
- Фото «Творческая выставка учащихся»
- Фото «Творческая выставка учащихся»
- Игра «Таграм»
- Кто быстрее «Графический диктант»
- Графические диктанты
- Игры
- Таблица
- Таблица
- Сказки и …геометрия
- Предлагаем вам поиграть в игру «Ромашка»
- Развертка конуса
- Развертка цилиндра
- Развертка пирамиды
- Развертка пирамиды
- Развертка куба
- Развертка призмы. В основании правильный 6-угольник.
- Развертка призмы. В основании треугольник.