Открытый урок по русскому языку на тему: "Окончание имен существительных единственного числа". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён существительных единственного числа;
  2. совершенствовать умение правильно писать окончания существительных,
  3. повторить правописание слов с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова, развивать внимание, мышление;
  4. воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • проектор,
  • слайды,
  • перфокарты,
  • карточки с парными согласными.

Пятое декабря.
Классная работа.
Тема: Окончание имён существительных единственного числа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Молча поприветствуем наших гостей на уроке.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Урок русского языка.

- Тема нашего урока: «Окончание имён существительных единственного числа.

- Сегодня на уроке мы снова будем закреплять правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Наш урок мы начнём с орфографической минутки.

III. Орфографическая минутка.

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (на парные звонкие и глухие согласные)

-Как нужно проверять слова с парной согласной в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово, чтобы после этой согласной стоял гласный).

Посмотрите на доску.

Подумайте, какое задание нужно выполнить?

ВЕРЁ..КА
ПОВЯ..КА,
ФЛА..,
ЗАГА..КА
СТОРО…
ПРО…КА

- Ученики называют проверочные слова, по одному выходят к доске и вставляют нужную букву.

- Запишите слова в столбик.

- Давайте ещё раз скажем, как проверяем парный согласный в корне?

- К какой части речи относятся эти слова? (существительные).

- Определите склонение этих существительных. (устно).

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение? (определить род и выделить окончание).

(Открыть доску).

Работа в парах. (на каждой парте лежит листок с непроизносимыми согласными)

- Посмотрите на слова в левом столбике. Прочитайте их.

- Какая встретилась орфограмма в этих словах?

- В каждой строке правого столбика вам нужно найти лишнее слово и объяснить почему?

Поз.?.но – опоздать, поздний, опаздывать.

Свис.?.нутьприсвистнул, свистеть, засвистел.

Опас.?.но - опасен, опасность, опасаться.

(Опустить экран, пока учащиеся работают в парах).

Проверка.

- Зачитайте строки и назовите лишние слова.

- Как вы проверяли слова с непроизносимым согласным в корне?

(Если в сочетании согласных при изменении слова согласный слышится, то мы пишем его в нашем слове. Если согласный не слышится, то в проверяемом слове мы его не пишем).

Физминутка

Если я называю слово с парной согласной в корне, то вы хлопаете в ладоши, если с непроизносимой согласной – поднимаете руки вверх, а если в слове нет этих орфограмм, то вы опускаете руки.

(сердце, сладкий, снежки, тарелка, грустный, травка, книжечка, капустный).

V. Закрепление.

- Как звучит тема урока?

- Сейчас мы с вами потренируемся в умении правильно определять окончания существительных единственного числа.

Слайд 1

Хорошо видно. Гладить по головк..

Всё время хвалить. Видно как на ладон…

Очень медленно. Делать из мух… слона

Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк…

- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика.

Слайд 2

Гладить по головк..

Видно как на ладон…

Делать из мух… слона

В час по чайной ложк…

- Спишите устойчивые словосочетания, вставьте окончания, укажите в скобочках падеж.

- Как мы проверяем падежные безударные окончания существительных в единственном числе? (Поставить слово в начальную форму, определить род, склонение, падеж, выделить основу и по таблице определить окончание). Таблица 1

- Поднимите руку те, кто не пользовался таблицей падежных окончаний существительных?

Слайд 3

Гладить по головке (Д.п.)

Видно как на ладони (П.п.)

Делать из мухи (Р.п.) слона

В час по чайной ложке (Д.п.)

Самопроверка.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

Поставьте себе плюс, если сделали так же.

Встаньте те, кто выполнил это задание верно.

- Найдите в данных словосочетаниях слова с парной согласной в корне, подберите к ним проверочные слова. (по головке – голова, по ложке – ложечка).

(Выключить проектор, поднять экран).

Работа по учебнику.

Страница 128

Упражнение 126

- Прочитайте задание.

- Прочитайте стихотворение.

- О каком времени суток идёт речь?

- Что значит лес «зардел»? (засветился)

- Как вы представляете «запел в лазури жаворонок звонкий»? (сквозь прозрачный пар пробиваются лучи солнца).

- Какие это предложения по составу? (сложные, потому что состоят из нескольких грамматических основ).

- Назовите эти грамматические основы.

- Что нужно сделать в этом упражнении? (Списать стихотворение, у существительных определить склонение и падеж).

- Назовите существительные, у которых окончания – орфограммы.

Проверка.

- Назовите падеж и склонение существительных, у которых окончания – орфограммы.

Самостоятельная работа.

А сейчас вы будете работать самостоятельно с перфокартами по вариантам. (У каждого ученика на парте лежит перфокарта с существительными.) Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание.

1 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

в памят….          
по дорог…          
из огн…          

2 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

на пути….          
до речк…          
из дерев…          

- Работы будут проверены и всем выставлены оценки.

Домашнее задание.

Упражнение 129

Вам нужно будет списать, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, определить падеж существительных и выделить окончание.

Итог урока.

Что сегодня закрепляли на уроке? Что повторяли?

Встаньте те, кто сегодня на уроке поработал на оценку пять, четыре, а кто хотел поработать на уроке хорошо, но у него не получилось?