Цели:
- закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён существительных единственного числа;
- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных,
- повторить правописание слов с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова, развивать внимание, мышление;
- воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- проектор,
- слайды,
- перфокарты,
- карточки с парными согласными.
Пятое
декабря. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Молча поприветствуем наших гостей на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Урок русского языка.
- Тема нашего урока: «Окончание имён существительных единственного числа.
- Сегодня на уроке мы снова будем закреплять правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
- Наш урок мы начнём с орфографической минутки.
III. Орфографическая минутка.
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (на парные звонкие и глухие согласные)
-Как нужно проверять слова с парной согласной в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово, чтобы после этой согласной стоял гласный).
Посмотрите на доску.
Подумайте, какое задание нужно выполнить?
ВЕРЁ..КА
ПОВЯ..КА,
ФЛА..,
ЗАГА..КА
СТОРО…
ПРО…КА
- Ученики называют проверочные слова, по одному выходят к доске и вставляют нужную букву.
- Запишите слова в столбик.
- Давайте ещё раз скажем, как проверяем парный согласный в корне?
- К какой части речи относятся эти слова? (существительные).
- Определите склонение этих существительных. (устно).
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение? (определить род и выделить окончание).
(Открыть доску).
Работа в парах. (на каждой парте лежит листок с непроизносимыми согласными)
- Посмотрите на слова в левом столбике. Прочитайте их.
- Какая встретилась орфограмма в этих словах?
- В каждой строке правого столбика вам нужно найти лишнее слово и объяснить почему?
Поз.?.но – опоздать, поздний, опаздывать.
Свис.?.нуть – присвистнул, свистеть, засвистел.
Опас.?.но - опасен, опасность, опасаться.
(Опустить экран, пока учащиеся работают в парах).
Проверка.
- Зачитайте строки и назовите лишние слова.
- Как вы проверяли слова с непроизносимым согласным в корне?
(Если в сочетании согласных при изменении слова согласный слышится, то мы пишем его в нашем слове. Если согласный не слышится, то в проверяемом слове мы его не пишем).
Физминутка
Если я называю слово с парной согласной в корне, то вы хлопаете в ладоши, если с непроизносимой согласной – поднимаете руки вверх, а если в слове нет этих орфограмм, то вы опускаете руки.
(сердце, сладкий, снежки, тарелка, грустный, травка, книжечка, капустный).
V. Закрепление.
- Как звучит тема урока?
- Сейчас мы с вами потренируемся в умении правильно определять окончания существительных единственного числа.
Слайд 1
Хорошо видно. Гладить по
головк.. Всё время хвалить. Видно как на ладон… Очень медленно. Делать из мух… слона Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк… |
- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика.
Слайд 2
Гладить по головк.. Видно как на ладон… Делать из мух… слона В час по чайной ложк… |
- Спишите устойчивые словосочетания, вставьте окончания, укажите в скобочках падеж.
- Как мы проверяем падежные безударные окончания существительных в единственном числе? (Поставить слово в начальную форму, определить род, склонение, падеж, выделить основу и по таблице определить окончание). Таблица 1
- Поднимите руку те, кто не пользовался таблицей падежных окончаний существительных?
Слайд 3
Гладить по головке (Д.п.) Видно как на ладони (П.п.) Делать из мухи (Р.п.) слона В час по чайной ложке (Д.п.) |
Самопроверка.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
Поставьте себе плюс, если сделали так же.
Встаньте те, кто выполнил это задание верно.
- Найдите в данных словосочетаниях слова с парной согласной в корне, подберите к ним проверочные слова. (по головке – голова, по ложке – ложечка).
(Выключить проектор, поднять экран).
Работа по учебнику.
Страница 128
Упражнение 126
- Прочитайте задание.
- Прочитайте стихотворение.
- О каком времени суток идёт речь?
- Что значит лес «зардел»? (засветился)
- Как вы представляете «запел в лазури жаворонок звонкий»? (сквозь прозрачный пар пробиваются лучи солнца).
- Какие это предложения по составу? (сложные, потому что состоят из нескольких грамматических основ).
- Назовите эти грамматические основы.
- Что нужно сделать в этом упражнении? (Списать стихотворение, у существительных определить склонение и падеж).
- Назовите существительные, у которых окончания – орфограммы.
Проверка.
- Назовите падеж и склонение существительных, у которых окончания – орфограммы.
Самостоятельная работа.
А сейчас вы будете работать самостоятельно с перфокартами по вариантам. (У каждого ученика на парте лежит перфокарта с существительными.) Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание.
1 вариант
Слово |
Нач. форма |
Род |
Склонение |
Падеж |
Окончание |
в памят…. | |||||
по дорог… | |||||
из огн… |
2 вариант
Слово |
Нач. форма |
Род |
Склонение |
Падеж |
Окончание |
на пути…. | |||||
до речк… | |||||
из дерев… |
- Работы будут проверены и всем выставлены оценки.
Домашнее задание.
Упражнение 129
Вам нужно будет списать, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, определить падеж существительных и выделить окончание.
Итог урока.
Что сегодня закрепляли на уроке? Что повторяли?
Встаньте те, кто сегодня на уроке поработал на оценку пять, четыре, а кто хотел поработать на уроке хорошо, но у него не получилось?