Цели:
- определить вместе с учащимися место человека в окружающем мире, сравнить человека с другими животными и при этом сначала выявить сходные признаки, позволяющие сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявить коренные отличия человека от других животных;
- развитие воображения, способности выделять главное, обобщать, анализировать;
- вызвать интерес к учебному материалу и способам познавательной деятельности.
Оборудование: проекты, карточки для групп.
Ход урока
I. Оргмомент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Постановка учебной задачи
Сегодня мы с вами на уроке должны определить место человека в окружающем мире, а для этого нужно выявить сходство и отличие человека от животных. К этому уроку вы работали по группам. Вы выполняли проекты по темам. Что у вас получилось, мы сейчас посмотрим. От каждой группы будет выступать лидер группы.
III. Выступление лидера 1 группы по теме “Почему человек является частью живой природы”.
Проект на тему: Чем человек похож на животных.
Цель проекта: Выяснить, чем человек похож на животных
Задачи проекта: Найти сходные признаки у человека и животных.
Провести сравнительную характеристику.
Гипотеза: Предположим, что человек ничем не отличается от животных.
Группа животных | Сходства с человеком |
Рыбы | Наличие костного скелета: есть у рыб и человека. Больше нет одинаковых признаков |
Насекомые муравьи |
Люди строят жилища и переносят тяжести, но постройки маленьких насекомых бывают довольно сложными и учитывающими погодные условия. Муравьи строят жилище в основном под землёй и накрывают его хвоёй, чтобы стекала вода. Дикие пчёлы забираются в дупла деревьев. Куколки бабочек переносят тяготы погоды в коконе. |
Птицы | Две ноги у птиц и человека. Человек может летать высоко в небе на аппаратах, которые он изобрёл. |
Звери | Тело зверей покрыто густой шерстью, а у
человека - волосяной покров, количество
конечностей у человека и животных одинаковое.
Хорошим зрением обладают звери и люди. Те и
другие воспитывают детёнышей, хорошо заботятся о
них. Мать начинает заботиться о детёныше ещё до
его рождения, вынашивая в своём теле. Потом она
выкармливает его своим молоком. Млекопитающие
животные – теплокровные. Наши руки похожи на
лапы животных (есть пальцы, ногти, есть
чувствительные подушечки). Лапы животных умеют
лазать по деревьям, строить жилища, рыть землю,
рвать и держать плоды, выкапывать корешки
растений, царапаться и т.д. Наши руки умеют тоже
делать многое: шить, играть на музыкальном
инструменте, рисовать красками, лепить, делать
аппликации, работать на компьютере и многое
другое. Многие звери поддаются дрессировке, они, как и люди выступают в цирке. |
Как видим, признаки млекопитающих полностью совпадают с признаками человека. Значит, мы относимся к группе млекопитающих животных. Кроме этого, у человека, как и у животных, развиты органы чувств: орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания.
Гипотеза: Наше предположение, что человек ничем не отличается от животных - значит, что он бы жил, как звери, в лесу, как это было и раньше, был бы диким или относился бы к любой другой группе животных. Но ведь это на самом деле не так. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они то и были двумя главными причинами того, что животное превращалось в человека. Можно сказать, что труд создал самого человека.
Вывод: Человек – часть живой природы. Всё живое растёт. Я тоже расту. Меня родила мама, выкормила молоком.
Выступление лидера 2 группы по теме: “Чем человек похож на животных”.
Проект на тему: Отличительные признаки человека и животных.
Цель проекта: Узнать, чем человек отличается от животных.
Задачи проекта: Найти отличительные признаки человека от животных.
Для нахождения отличительных признаков человека и животных сравним те же группы животных:
Группа животных | Отличительные признаки |
Рыбы | Тело рабы покрыто чешуёй, они имеют плавники, хвост, дышат жабрами, а люди лёгкими. Люди не умеют “разговаривать” в воде. Рабы превосходят человека в умении плавать, нырять и прятаться в водорослях и на дне среди камней. Но человек смог придумать устройства, которые позволяют ему и далеко плавать, и опускаться на морское дно. |
Насекомые, муравьи |
У насекомых три части тела, шесть ножек, есть чувствительные усики. Человеку недоступно ползание по потолку. |
Птицы | Птицы имеют крылья, а человек нет. Тело птиц покрыто перьями. У них острое зрение, которое позволяет птицам на лету ловить маленьких насекомых, замечать с высоты птиц и мышек на земле. Птенцы птиц быстрее учатся летать и добывать себе пищу. Следующий отличительный признак - голова с клювом. Клювы у птиц разнообразны. А у человека – нос, через который он только дышит и больше им никак не пользуется, в отличие от птиц. Птицы с помощью клюва дышат, добывают пищу, строят гнёзда, чистят пёрышки, ласкают птенцов, дерутся. Ничего подобного человек не делает своим носом. |
Звери | Тело зверей покрыто густой шерстью. |
Задание для групп: Отметить признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.
- Волосы человека – это разновидность шерсти.
- Человек умеет говорить и читать.
- Грудной ребёнок вскармливается молоком.
- Люди рождают детёнышей.
- Человек состоит из многих клеток.
- Тело человека не покрыто сплошной шерстью.
- У человека постоянно высокая температура.
Физминутка.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
V. Выступление лидера 3 группы по теме: “Отличительные признаки человека и животных”.
Проект на тему: Почему человек является частью живой природы.
Цель проекта: Узнать, является ли человек частью живой природы.
Задачи проекта: Доказать, что человек – часть живой природы.
Гипотеза: Допустим, человек не является частью живой природы.
Гипотеза: Если человек не является частью живой природы, значит, он может жить века? Ведь неживая природа живёт вечно. Она не растёт, не дышит, не питается , не размножается, не умирает. Но ведь с человеком такого не происходит, так значит, он – часть живой природы.
Вывод: учебник – тетрадь стр. 60 – самостоятельно, затем проверка.
Обобщение: Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Изобретает разные приборы для изучения природы. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли.
Выступление лидера 4 группы по теме: “Как нам жить”.
Проект на тему: Как нам жить.
Цель проекта: Определить место человека в окружающем мире.
Задачи: Узнать, что необходимо для устойчивой жизни зкосистемы?
Гипотеза: Что будет, если мы не будем сохранять природу?
Вывод: Человек – не просто потребитель, как все другие животные. Он стал производителем и разрушителем. Стать же разрушителем оказалось ещё проще. Природа не производит столько продуктов, сколько у неё отбирает человек. Поэтому человеку надо приспосабливаться к природе, учиться не нарушать её налаженного хозяйства. Надо попытаться восстановить то, что погублено, испорчено а к нынешней природе относиться бережно, сохраняя оставшееся. Пожалуй, это выход – единственно возможный. Если мы сохраним природу – значит, будем жить на земле!
Ученик:
Берегите эту Землю,
Берегите эти воды,
Берегите каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Итог:
- Что нового узнали на уроке? О чём расскажите родителям?
- Выразите своё настроение вот на таком лице.
Дома: Дома я предлагаю вам немного пофантазировать.
— Каждый человек своим поведением напоминает какое-нибудь животное. Один ленивый, как, например, медведь. Другой попрыгунчик, как заяц. Попробуйте нарисовать своих мам и пап в виде симпатичных животных. Это будет хорошая шутка, она развеселит ваших родителей.