Цели и задачи урока:
- целостное гармоничное развитие младших школьников;
- овладение школьниками основными компонентами
учебной деятельности:
- умением принимать учебную задачу,
- производить контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация объектов природы на примере даров осени.
Принципы:
- природосообразности;
- педоцентризма;
- учета актуальных для младших школьников видов деятельности;
- культурологический;
- учета межпредметных связей.
Формы обучения:
- коллективная (фронтальная)
- индивидуальная
- групповая (в группах – командах, в парах)
Методы обучения:
- организации и самоорганизации учебно –
познавательой деятельноси
- наглядный,
- практический.
- стимулирования и мотивации (игровые моменты),
- взаимоконтроля и самоконтроля:
- самостоятельности ученика.
Ход урока
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя |
I. Подготовительный | 1 мин. | Учитель предлагает детям прослушать
слова и попытаться определить, о чем будет идти
речь на уроке: - урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек. Затем предлагается ответить на вопрос: “А как вы понимаете пословицу СЕНТЯБРЬ ХОЛОДЕН, ДА СЫТЕН?” |
II. Актуализации знаний | 3 мин. | Учитель подводит итог сказанному: - Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Но сначала назовите, какие объекты живой и неживой природы мы можем наблюдать в пору уборки урожая. |
III. Постановка проблемы, поиск ее решения методом проб и ошибок. | 3 мин. | 1) Приведите примеры, какие дары,
приносит нам осень? 2) Попробуйте догадаться, на какие группы можно распределить все дары природы? 3) Учитель задает вопрос: - Распределите в три группы морковь, грушу, грибы, объясните свой выбор. |
IV. Основной этап а) Работа с учебником б) Первичное закрепление в) Физминутка. г) Индивидуально-дифференцированное задание. д) Дидактическая игра “Соберем урожай” е )Инсценировка “Спор овощей” е) Дидиактическая игра “Что это такое?” V. Подведение итогов, рефлексия |
5 мин. 3 мин. 1 мин 3 мин. 4 мин 5 мин 4 мин 3 мин |
1) Предлагается сравнить ответ учеников
со схемой в учебнике. Задание: открыть учебники на с. 15, рассмотреть схему. 2) Правы ли вы были? 3) Как сказать кратко, что растет в огороде? 4) Что растет в саду? 5) Что растет в лесу? 6) Приведите свои примеры к каждой группе. 7) Все, что перечислено, мы называем “дарами природы”. Почему? 8) Учитель предлагает, используя загадки, проверить, как дети знают овощи и фрукты. Ученики называют отгадку и говорят овощ это или фрукт. А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
З)
И)
Вопрос учителя: 1) - А по какому признаку вы определяли принадлежность к группе овощей и фруктов? На столах лежат листочки бумаги, на которых изображены силуэты овощей или фруктов. Задача детей - определить, что это за фрукт или овощ и раскрасить карандашами соответствующего цвета. Взаимопроверка: взять в руки рисунки, повернуться друг к другу лицом и рассказать своему соседу по парте что получилось. 1) По результатам выполненного задания класс делиться на две команды: “Овощи” и “Фрукты”. Нужно выйти к доске и построиться друг за другом: справа “Овощи”, слева – “Фрукты”. Учитель предлагает правила игры: Выбираются капитаны. Они будут контролерами. Командам дается задание: лежащие в корзине предметы, распределить на две группы по принадлежности: 1 команда собирает овощи, 2 команда - фрукты. Выигрывает та команда, которая как можно правильнее выполнит задание, а капитаны проверят правильность выполнения у команды - соперницы. 2) Учитель задает вопрос: - Как вы думаете, какие овощи нужнее человеку? Чтобы ответить на него, предлагается посмотреть инсценировку. Ведущий.
Осень.
Морковь.
Осень.
Горошек.
Осень.
Свекла.
Огурец.
Редиска.
Морковь
Осень.
Помидор.
Все овощи.
Осень.
Все.
Лук.
Картошка.
Осень.
Все.
Лук.
Морковка.
Доктор Айболит.
Какие же овощи полезнее? Для чего нужны овощи и фрукты? Отработка умения задавать вопросы по теме. - Я сегодня задавала вам вопросы, а теперь попробуйте сами спросить друг друга по теме урока. Правила игры. Ведущий загадывает овощ или фрукт, а дети задают ему вопросы, по ответам на которые должны отгадать, о чем идет речь. Ведущий может отвечать на вопросы только “да” или “нет”. Подведение итогов урока. 1. Чем занимались сегодня на уроке? 2. Узнали ли вы что-то новое для себя? 3. Какие задания понравились больше всего? 4. Что не понравилось? 5. Что показалось трудным? Учитель благодарит ребят за работу. |