ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действий при исследовании функций и построении графиков,
- обеспечить на уроке условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении задач конструктивного и творческого уровней,
- способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации на всех этапах урока.
Развивающие:
- создать условия для развития у учащихся исследовательской культуры,
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса, способствовать сплочению классного коллектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: листы эстафеты, карточки-задания; рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
ЛОГИКА УРОКА: мотивация > актуализация комплекса знаний и способов деятельности > самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях > самоконтроль и контроль > коррекция > рефлексия.
План урока:
- Организационный этап с сообщением темы, цели и хода урока. Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме: “Основные свойства функций” на конструктивном и творческом уровне.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Ход урока
Организационный этап.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами. Хорошего вам настроения! Сегодня мы продолжим занятие по теме “Основные свойства функций”. Давайте, определим цели нашей совместной работы, и каждый поставит перед собой цель своей индивидуальной учебной деятельности на уроке.
Учащиеся обозначают цели учебной деятельности на уроке:
- Углубить знания об основных свойствах функций.
- Совершенствовать умения исследовать функции и строить графики.
- Рассмотреть типовые задачи из материалов ЕГЭ.
- Проконтролировать и оценить свои знания по теме.
Учитель: С целями работы на урок определились, девизом нашей работы по-прежнему остается: “Я знаю, что я умею это делать. Я знаю, как это сделать”. Итак, мы приступаем к работе.
II. Актуализация изученных понятий (задания базового уровня).
А) “Начальный капитал” или теоретическая база Приложение 2
Сообщения учащихся | Эстафета |
Компьютерная презентация творческих
работ учащихся Приложение 3 |
Весь класс слушает выступления
учащихся. Те, чья очередь подошла участвовать в
эстафете, отвлекаются для выполнения заданий. Лист с заданиями эстафеты (в 2-х вариантах) выдается ученикам, сидящим за последними столами. Приложение 2 Первый ученик выполняет задание №1 и передает лист впереди сидящему. Второй проверяет это задание и в отведенном месте ставит “+”, если задание выполнено верно. Если ученик обнаружил, что его предшественник ошибся, он выполняет это задание, а затем выполняет задание №2. Далее работа идет аналогично по ряду до первых парт. Ученики, сидящие за первыми партами сдают задания учителю на проверку. |
Б) Индивидуальные домашние задания (подборка типовых заданий из материалов ЕГЭ)
Презентация задач типа “чтение” графиков, построение графиков
(по графику функции определить свойства функции; соотнести график, изображенный на рисунке с формулой, задающей функцию и т.д.)
- Укажите область значений функции, заданной графиком;
- Укажите рисунок, где изображен график четной (нечетной) функции;
- Укажите промежутки возрастания (убывания) функции;
- Укажите точки минимума (максимума) функции на отрезке;
- Укажите промежуток, на котором функция принимает только положительные (отрицательные) значения;
- Определите рисунок, на котором изображен график функции.
Один ученик работает за компьютером, второй – с классом. Учитель проверяет ответы на задания эстафеты.
Представление решений задач типа “По заданной формулой функции определить ее свойства или применить свойства функции для вычислений”.
- (А) Найдите область определения функции .
- (А) Найдите множество значений функции y=sin2x-4.
- (B) Найдите произведение наибольшего и наименьшего значений функции y=2cos2(.
- (В) Найдите значение функции y=6f(-a)(f(a)-g(-a))+(g(-a))2, если известно, что y=f(x) – четная функция, а y=g(x) – нечетная, f(a)=5; g(a)= -1.
- (В) Четная функция f(x) определена на всей числовой прямой. Для функции g(x)=7+(x-7)3 f(x-7)+x вычислите сумму g(5)+g(7)+g(9).
- (В) Четная функция f(x) определена и непрерывна на всей числовой прямой. Её график на положительной полуоси совпадает с графиком функции y=(x+1)(2x-1)(2x+5)(x-4). Сколько корней имеет уравнение f(x+1)=0 на отрезке [-3,5;3,5]?
6 учеников работают у доски (одновременно с учащимися, представляющими первый тип задач) и затем комментируют свои решения.
Учитель: Подведем итог выполнения домашнего задания:
- Называет оценки за эстафету.
- Просит класс оценить выполнение творческих заданий и индивидуальных домашних заданий.
- Выдает домашнее задание по типу разобранных задач 3-6 из ЕГЭ.
III. Этап применения знаний, умений и способов действий
Учитель: Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть… Да-да, поиграть в математиков-бизнесменов. Условия игры таковы: в раздаточных материалах урока у вас есть чековые книжки. В первую графу внесите ваш стартовый капитал, т.е. те баллы, которые вы заработали за домашнее задание. Далее каждое задание будет иметь свою условную стоимость в баллах. Выполнив задание верно, вы вносите его стоимость на свой счет, неверное выполнение задания уменьшает ваш счет на его стоимость.
ЧЕКОВАЯ КНИЖКА
Ф.И._____________________
Эстафета | Домашнее задание | “Математик-бизнесмен” | ИТОГО | |||
“Четно или нечетно?” | “Найди основной период” | “Возрастает? Убывает!” | “Исследуй функцию и построй график” | |||
Оценка _______
Время у нас ограничено – 15 минут. Цель – набрать наибольшее количество баллов (15). Пути достижения цели могут быть разные:
Выполнить одно задание за 15 баллов “Исследуйте функцию и постройте ее график” (выполняется в 4-х вариантах, взаимопроверка с применением компьютера): Приложение 4
Вариант 1 y=4|x|-x2
Вариант 2 y=cos()
Вариант 3 y=x2-4|x|+3
Вариант 4 y=sin(2x+)
Выполнить 3 вида заданий, каждое из которых оценивается по 4-5 баллов. По каждому виду заданий есть консультант, к помощи которого можно прибегнуть в случае затруднения, но стоимость задания при этом уменьшается на 1 балл. Стоимость задания увеличивается на 1 балл за выполнение его у доски. (Работа выполняется на местах в двух вариантах, третий вариант – у доски, взаимопроверка с применением компьютера)
“Четно или нечетно?” Консультант …
Выяснить является ли функция четной или нечетной.
№ варианта | Задание за 4 балла | Задание за 5 баллов |
№1 | f(x)=|x-4|+|x+4| | |
№2 | g(x)=|x+3|-|x-3| | |
№3 | f(x)=x-2|x| |
Взаимопроверка, выставление баллов в чековые книжки.
“Найди основной период”. Консультант …
№ варианта | Задание за 4 балла | Задание за 5 баллов |
№1 | f(x)=4sin5xcos2x-4cos5xsin2x | f(x)=cos3x-2cos4xcosx |
№2 | f(x)= | f(x)-2sin2xcosx-sinx |
№3 | f(x)=2cos4x-2sin4x | f(x)= |
Взаимопроверка, выставление баллов в чековые книжки.
“Возрастает? Убывает!”. Консультант …
Найдите промежутки возрастания и убывания, точки экстремума и экстремумы функции.
№ варианта | Задание за 4 балла | Задание за 5 баллов |
№1 | y=1- | |
№2 | y= | |
№3 | У=(х-3)2+2 |
Взаимопроверка, выставление баллов в чековые книжки.
Коррекция и обобщение результатов самостоятельной работы.
IV. Этап информации о домашнем задании (на карточках разноуровневое).
(B) Найдите произведение наибольшего и наименьшего значений функции y=2cos2 x+sinx+0,875
(В) Найдите значение функции , если известно, что y=f(x) – четная, функция y=g(x) – нечетная, f(a)=2; g(a)= -5.
(В) Непрерывная нечетная функция f(x), определенная на всей числовой оси, на промежутке обращается в 0 в шести точках. Найдите число корней уравнения f(x)=0 на промежутке .
Найдите “нули” функции на промежутке и запишите их сумму.
Для функции найдите точку минимума на промежутке
Исследуйте функцию и постройте ее график
А) ;
Б) .
IV. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, настало время подвести итог урока:
- Удалось ли нам углубить знания об основных свойствах функций? (…)
- Усовершенствовали ли мы умения исследовать функции и строить графики? (…)
- Рассмотрели ли типовые задачи из материалов ЕГЭ? (…)
- Проконтролировали ли свои знания по теме? (…)
А теперь давайте оценим ваши знания. Поднимите руку, у кого на счету за урок 15 и более баллов? Вы, ребята, отлично потрудились на уроке и получаете отметку “5”. Поднимите руку у кого на счету от 12 до 14 баллов? Я благодарю вас за работу на уроке, вы хорошо потрудились и получаете отметку “4”. А кому же у нас не удалось набрать 16 баллов? Я сожалею, ребята, и прошу вас хорошо проработать материал дома, и тогда хорошие оценки непременно ждут вас на следующем уроке.
V. Рефлексия “Я – МЫ – ДЕЛО”.