Субъект-субъектные отношения в урочной деятельности, или Как ученику стать строителем своих знаний, используя "Биологические карты"

Разделы: Биология


На этапе перехода школьного образования от традиционного к гуманистическому претерпевает изменение и арсенал учительского взаимодействия на ученика. Прежде всего это связано с формированием такой образовательной среды , которая была бы актуальна для школьника и смогла привлечь его своим социально-предметным окружением. Причем субъект образования и среда одинаково активны. Важнейшей целью учителя становится инициировать привлекательность среды, ее расширение по мере развития субъекта образовательного процесса. Все тонкости активной среды способствуют развитию личности и причиной саморазвития. Появление потребности к знанию вызывает развитие нового качества, а это вызывает появление новой потребности, ведущее к новому развитию. Такая цикличность и вызывает процесс саморазвития.

Важным моментом в привлекательности образовательной среды на уроке является ее демократичность, свободность для проявления психических потребностей, адекватность возрастным особенностям, психологический комфорт, прежде всего выражающийся в реализации собственных потребностей (коммуникативных, прежде всего). Такое образовательное пространство мы попытались создать при работе на уроках биологии и природоведения, используя дидактические пособия “Биологические карты”. Особенности создания субъект-субъектных отношений при работе с данными пособиями мы попытались проследить в разных вариантах применения этих пособий. Были прослежены типичные неудачи учителей в работе с пособиями и приведены закономерности по оптимизации игровой деятельности на уроке.

Как использовать “Биологические карты” так, чтобы они давали максимальный успех в образовательном процессе?

На этот вопрос невозможно дать односложного ответа. Слабая организация деятельности учеников, отсутствие соревновательного “духа”, применение пособия в целях занять урочное время, безучастность учителя, невоспитанность межличностных деловых отношений в классе и другие причины мешают эффекту наполняемости знаниями. Важной чертой культивирования этого дидактического средства является плановость его применения. Использовать карты на уроках рекомендуется начать с того, что учитель прописывает в планируемые темы формы игровой деятельности, в связи с предполагаемыми целями. При этом учитывается вариативность в формах, целях, групповом, парном, индивидуальном использовании. На уроке применение карт должно быть систематическое и системное. Это абсолютно не значит, что каждый урок или через два урока мы будем применять прием групповой работы с использованием карт, соблюдая традиционную инструкцию: играем до первого выигравшего. Пуская на самотек процесс овладения знаниями, используя стандартную инструкцию, подменяя разнообразие деятельности “классической” игрой мы обрекаем “целенаправленную” учебную деятельность на безэффективное заполнение урочного времени “веселой диапаузой” .

Что лежит в основе дидактичности данного средства обучения? На этот вопрос мы попытаемся взглянуть с позиции ученика и с позиции учителя и рассмотрим пути оптимального соучастия в построении образовательного пространства биологического содержания.

Системность применения биологических карт заключается в разноплановости применения пособия, смены вариантов игры, парного, группового и фронтального способа и, конечно, включения в урочную канву с соответствующими дидактическими целями не от случая к случаю, чтобы заполнить оставшееся время, а планово, с постепенным усложнением игровой деятельности, усовершенствования игровой техники и повышения образовательного результата.

Дидактические цели фронтальной игры в карты могут иметь возможности :

  • обобщения материала,

  • актуализации содержанием карт нужного материала,

  • проверки осведомленности учащихся по этой теме, для того чтобы опираться на знания учащихся при объяснении материала,

  • активизировать внимание на восприятие нового материала,

  • убедить учащихся в неполной осведомленности по теме и принять меры для корректировки знаний.

Соответствующим средством решения данных дидактических задач будет игра “Веришь ли ты…?”. При проведении данной игры учителю не следует слишком долго останавливаться на паузах и выжидать ответа, т.к. теряется темп и игра для учащихся кажется утомительной. Также не следует брать новые правила игры, в которых любой учащийся имеет право ответить (кто первый додумался, кто первый поднял руку). Учащиеся, имеющие замедленный темп остаются в этом случае “за бортом” игровой деятельности и соответственно не удовлетворены таким способом работы. Учитель задает вопросы по порядку, а при правильных ответах оставляет карту у ответившего. Появляется возможность после урока или в процессе его увидеть активность каждого и, возможно, поставить оценку наиболее успешным.

Дидактические цели игры в парах уже другие. Целью становится повторение материала более объемного плана, отработка понятий. Появляется возможность задействовать половину класса другими формами, например, решением теста или практической работой и т.д. Материал в парной игре повторяется демократичнее и учителю, скорее всего не стоит ставить оценку выигравшему и проигравшему, т.к. результат будет не совсем объективен. Главной ученической самоцелью на первый план выступает не азарт в выигрывании, а в товарищеской взаимопомощи, подсказке не ради подсказки, демократичности отношений в диалоге. Для реализации этих целей подходящим вариантом игры будет “Веришь ли ты..?”, “Классический”.

Дидактическими целями групповой игры являются отработка нового материала и контроль знаний. Соответствующими играми будут служить варианты “Классический”, “Ищем знатока”, “Пара на пару”. При игре учитель тоже может быть не безучастным. Инициируя слабую группу, он помогает организовать темп. Работая в группе импульсивных детей – поддержать сознательную дисциплину и излишние эмоции.

Таким образом, учитель, применяя биологические карты, может преследовать несколько различных дидактических целей. При этом возникают и разные отношения с учащимися, в зависимости от поставленных задач. Учитель, подсаживаясь к группе ребят, тоже участвует в игре. Для детей он становится равноправным участником игры. От него дети, уже с позиции равного, могут брать пример в манере отвечать четко, лаконично, предельно точно. Подражая в поведении “игровой круг” приближается к осознанной дисциплине и формируется стиль поведения в групповой работе. Все реже появляются нарушения правил, подсматривание ответов, подсказки, нетактичные споры, выкрики. Игровая деятельность переходит в рабочую обстановку. Все меньше остается игры, все больше появляется рабочей обстановки познания. Данное качественное перерождение является следствием системного подхода к использованию биологических карт на уроке, а также формирование сознательного поведения во время игры. Немаловажным значением, как отмечают сами дети, является факт оценки знаний. Это тоже воспитывает привычку быть серьезным, внимательным, систематично работать. Если учитель постоянно игнорирует оценку за достигнутые успехи в игре, то у ученика появляется пассивность и теряется интерес. Другой чертой, негативно влияющей на отношение к игре в карты, является неясность оценки. Комментированная оценка, понятная оценка, справедливая оценка, потенциальная оценка к дальнейшему успеху исключает неясности и является желанной для ученика. После такой оценки хочется учиться лучше, повысить результаты, самостоятельно добиваться успехов, не афишируя это перед одноклассниками и не бравируя этим. Но наиболее лучшей оценкой, объективной и значимой для подростка является оценка, полученная от своих сверстников. Обычно, как выяснилось из опыта работы, каждая группа учащихся выбирает своего капитана и он по окончании игры выставляет оценку каждому члену группы по участию в работе и успешности. Такая оценка обычно не оспаривается и демократична.

Полезным приемом в формировании осознанного поведения и формирования культуры умственного труда является введение системы рефлексивного анализа игры учащимися. По окончании полезно учителю задать несколько вопросов, которые позволили бы ученикам вернуться вновь в игру и посмотреть на процесс повторно. Какие это могут быть вопросы? Что позволило вам сегодня получить хорошие оценки? Каким образом выигравший ученик добился хороших результатов? Как он готовился дома? Почему проигравший не смог выиграть? Что понравилось в игре? И т.д. Учитель, подводя итог, не должен ставить клеймо на проигравшего и констатировать факт на его безысходность. Именно подбадривание, наметка проекта на выигрыш позволит ученикам повышать свой образовательный уровень. Психологический комфорт, чувство удовлетворенности, радость от образовательной деятельности позволяет ученикам задавать вопросы, которые для учителя служат сигналом состоявшегося урока : “А мы будем работать в группах с биологическими картами на следующем уроке?”, “Когда будем играть в “Биологические карты” ?” и т.д.

Использование вариантов игры обеспечивает разнообразие деятельности на уроке и развивает много необходимых надпредметных навыков. Это и умение слушать, отвечать кратко и правильно на вопрос, умение быть внимательным, выдержанным при ответе других, умение проигрывать, осознавать свое поведение, радоваться за выигрыш другого ученика, быть тактичным и вежливым. И много других, очень нужных в формировании личности грамотной, толерантной, способной к коллективной деятельности и самообразованию. Именно, таких качеств очень часто бывает мало у выпускников школы, а они являются архиважными в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Технологическая особенность освоения предметным содержанием через игру в биологические карты осуществляется методом неоднократного воспроизведения ответа на заданный вопрос, либо первоначальным зрительным восприятием, если возникает такая необходимость, а она возникает, потому что игроки оказываются в зоне интерактивного взаимодействия. И по общепринятым правилам в группе каждый должен эти правила выполнять. А это значит - соблюдать игровую субкультуру, быть комформным в данном коллективе. Такие отношения временного коллектива вызывают потребность игрока в социализации нормам общей поведенческой реакции. Игрок должен правильно читать вопрос, т.к. этого требует правило игры, в противном случае партнер осудит его в непонятом вопросе и это приводит к предварительному, иногда неоднократному прочитыванию вопроса игроком, перед его воспроизведением к партнеру. Положительным моментом в этом надо считать тот факт, что учащиеся пытаются непроизвольно вникать в суть вопроса при неоднократном его чтении, а это первые шаги к понимательному способу обучения.

Следующим позитивным моментом в технологии использования “Биологических карт” можно считать преодоление пути от незнания к знанию через активность, возникающую при неправильном ответе на вопрос партнера. После неправильного ответа у игрока возникает моментальный интерес к проверке собственного ответа с эталоном. У него возникает позыв к неоднократному сравнению своего ответа с правильным. Он анализирует, а что же в своем ответе было неточным, неполным, либо абсолютно противоположным. И этот момент характеризуется сравнением собственных достижений с эталонным. Такой путь развития считается поэтапным. Сейчас я пока не знаю, но прочитал и уже узнал и запомню. Самосовершенствование собственных знаний – способ деятельности, который является приоритетным в парадигме нового качества образования.

Правила, используемые в игровой деятельности, предусматривают некоторые качественные изменения в построении ответа на заданный вопрос. Это прежде всего краткость и лаконичность ответа, точность и его полнота. В противном случае ответ не засчитывается и считается неправильным. На основе сравнения неточного, неполного ответа с правильным происходит осознание игроком своего ответа и происходит сопоставление как есть и как надо. Такое умственное действие приводит к тому, что у ученика возникает потребность к вниканию в суть вопроса и выделению главной мысли, что отражается на правильности ответа в дальнейшей игре.

Во время игры у учащихся непроизвольно обостряется внимание к ответам товарищей, стихийно они проговаривают все ответы предъявляемых вопросов и сопоставляют свои ответы с эталонным. Таким образом, игровая деятельность порождает активное участие и в то время, когда вопросы задаются другому игроку. Так решается цель создания образовательного пространства в коллективной деятельности и момент взаимообучения.

Таким образом, используя в практике преподавания “Биологические карты” возможно решать несколько важных дидактических задач, что плодотворно сказывается не только на решение образовательных задач, но и развивающих и воспитательных.

Форм работы с “биологическими картами” существует множество. Но в любой форме стоят одинаковые цели – помочь ребятам лучше овладеть материалом, осуществить взаимный контроль знаний в процессе игры.

Первый вариант игры – классический. В игре участвует от 2 до 10 человек. Все игроки получают одинаковое количество карт. Просмотрев свои карты, игрок начинает игру и делает первый ход к своему партнеру. Он задает вопрос и контролирует ответ по своей карте. Если ответ правильный, то карта “бита” и ее откладывают в сторону (она в игре больше не участвует). Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к нему и он пропускает ход. Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников. Игра может продолжаться до первого выигравшего, либо до последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остается на руках карт. В процессе игры учащиеся полностью овладевают материалом, представленным в картах. Для усиления обучающей функции данной игры игроки при неправильном ответе вслух говорят верный ответ и передают карту неответившему. Так в процессе игры трудные вопросы и ответы на них проговариваются неоднократно и у учеников возникает потребность в активном запоминании, т.к. эта карта может быть предъявлена и ему.

Второй вариант игры проходит по принципу “Веришь-не веришь”.

В игре участвует весь класс или группа учащихся. Вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить “верю” или “не верю”. Если игрок отвечает “верю” и это правильно, то карта “бита”, а если не верит и это не правильно, то карта вручается ему (и остается ему до конца игры). Так в процессе игры учащиеся, знающие материал хорошо карт не получают, а учащиеся, имеющие пробелы в освоении материала, получают карты, невольно их прочитывают еще раз, сверяя вопрос с правильным эталоном ответа. В результате игры еще раз материал проговаривается, возникает активная соревновательная борьба за первенство. В результате такой деятельности при проверке материала у ученика появляется потребность в последующих играх не выглядеть хуже других и он активно готовится к уроку. Это позитивный путь развития его познавательных мотивов.

Вариант игры “Повезет, не повезет” предусматривает использование карт в усвоении знаний путем сравнивания правильного ответа учащихся с эталоном. Игра начинается с того, что колода карт кладется на игровой стол вопросами вниз. Никто из учащихся правильных ответов не видит. Начинает ход один из участников игры. Он берет карту из колоды и читает вопрос вслух. Из числа играющих любой может дать правильный ответ. Если ответ дан правильно, то карта выходит из игры. Она кладется вниз колоды. Если же на вопрос никто из играющих не ответил, то игрок зачитывает правильный ответ и берет карту себе. Ему “повезло” – никто не знал ответ и он получил в игре один балл (карту). Затем карту из общей колоды берет другой игрок. Игра продолжается до последней карты в колоде. После этого участники считают оставшиеся у себя карты. Выиграл тот, у кого их оказалось больше.

В данной игре, несмотря на акцент в выигрывании на картах с трудными вопросами на которые никто в группе не знает ответа, решается дидактическая задача о максимальном внимании к сопоставлению ответа игроков к эталонному. Учащиеся в игре очень внимательно следят за правилами. А вопрос, на который правильного ответа не последовало, прочитывается игроком вслух и пополняет пробел в знаниях.

Вариант игры может проигрываться неоднократно. Наибольшего эффекта можно наблюдать, когда игра повторяется в разные промежутки времени, не подряд.

Вариант игры “Облегченный”. Данный способ игры в биологические карты чаще всего используется в тех случаях, когда тема выносится на самостоятельное изучение и материал учащимся совсем незнаком, либо учащиеся очень плохо читают и совсем не уделяют внимания домашней подготовке. Смысл игры в том, что происходит двойное повторение отрабатываемого материала.

Начинается игра с того, что колода карт кладется на центр стола, тыльной стороной вверх (рисунками). Каждый учащийся выбирает себе символическую картинку тыльной стороны и всегда берет карту только с этой картинкой. В случае игры 6-и человек одинаковую картинку выбирает пара игроков, чтобы набрать себе по 6 карт. После того как карту взял первый игрок, он прочитывает вопрос и отвечает на него по эталону ответа сам, чтобы все услышали. Так постепенно все игроки набирают себе по 6 карт. Затем, когда колода разошлась по игрокам, начинается обычная классическая игра. Каждый игрок, по очереди, задает вопрос соседу. Если на вопрос ответили верно, то карта выходит из игры. Если на вопрос дается неверный ответ, то игрок, кому задавался этот вопрос, берет карту себе и ход пропускает. Выигрывает тот, у кого карт не остается.

В данной игре происходит первоначальное ознакомление с содержательной стороной изучаемого материала посредством прослушивания, затем повторно игрок просматривает информацию визуально. Такой способ оказывает двойное восприятие через разные воспринимающие каналы и наиболее действенен в случае первоначального знакомства с материалом.

Игра “Ищем знатока”. Данный вариант игры в биологические карты подсказали сами дети – третьеклассники при апробации в одной из школ г.Нытва. После традиционной инструкции в классическом варианте у них родился здоровый азарт в новом состязании. Они выявили в традиционном варианте некоторую несправедливость в случайном попадании трудных и легких вопросов при игре. И, ликвидируя этот пробел, создался новый вариант.

Суть игры заключается в том, что при игре первый игрок задает вопрос соседу и если он не отвечает, то ход не пропускает. Но ход свой начинает с принятой только что карты. Так карта “прогоняется” по всем игрокам до первого ответившего правильно. Иногда происходит так, что отвечает на вопрос этой карты тот, кто начинал с нее ход. В свою очередь, ни один игрок не пропустил возможности посмотреть на правильный эталон ответа, прежде чем начать с нее ход к соседу. Первый, кто отвечает правильно на эту карту, начинает ход со своей новой карты, а эта карта выходит из игры, она “бита”. Такой расклад игры основан на сравнении собственных мыслей с ответом в эталоне. У каждого игрока появляется свой вариант ответа. Этот вариант предусматривает многочисленный перебор вариантов, возможную фантазию и является наиболее трудоемким. Данная игра продолжается немного дольше других вариантов. Но если в группе задан хороший темп, игра проходит живо и интересно. Традиционно выигрывает тот, кто первый вышел из игры, т.е. освободился от своих карт.

Вариант “Семейка”. Играют 4-6 человек. Играющим необходимо собрать 5 карт с изображением сходных органов, частей, групп организмов и т.д. Например, необходимо собрать 5 карт с изображением внутренних органов, относящихся к одной системе (опорно-двигательная, пищеварительная, нервная, дыхательная, кровеносная, выделительная). Игрокам раздается одинаковое количество карт. Первый игрок отдает свою карту соседу. Тот забирает ее в свою колоду. Если изображение на карте не подходит к задуманной системе органов, то карту можно передать дальше. Выигрывает тот, кто первым соберет 5 карт одной системы органов. Игру можно усложнить, придумав к правилам дополнения, например, сказать значение этих органов и частей, показать топографию, дать определение, назвать заболевания, связанные с нарушением работы этих органов и т.д.

Вариант “Пара на пару”. Данный вариант предусматривает игру парами, т.е. два игрока имеют право ответить на вопросы другой пары участников. Правила остаются теми же, что и в классическом варианте. Данное преимущество дает возможность образовать пары из сильного ученика и слабого.В процессе игры слабый ученик активно слушает, у него появляется азарт выигрыша, он мобилизует себя максимально для выигрыша, чего нельзя наблюдать в классическом варианте. Иногда, мнение слабого ученика бывает стимулом для синтетического верного ответа и такие дуэты наиболее оптимальны для игры. Данный тип игры не уменьшает значимости в освоении и отработке материала, а дополняется взаимопомощью в парах и умением уважать мнение товарища.

Игра “Шанс”. В данном варианте игры вводится правило: “Давайте обменяемся одной картой между собой по ходу игры.” Появляется ситуация просмотра карты и запоминания ответов, т.к. эта карта к тебе вернется и появится шанс ответить на этот вопрос. Ребятам это очень нравится и они разнообразят свою игру новым правилом. Это не лишено смысла в усовершенствовании знаний и дополнительного информирования через карточную игру. Остается договориться об обмене в определенное время. Обычно это происходит на втором круге игры.

Игра “С подсказкой”. В колоде карт имеется одна карта, которая называется “Подсказка”. Этот “козырь” предполагает спросить игроку, который ей обладает, ответ у любого игрока и при этом ход игрок не пропускает. После использования карта выходит из игры в “бито”. Данная карта с подсказкой повышает статус в референтной группе слабого ученика и у него появляется больше шансов выиграть. Кроме того, есть обязательный шанс спросить соседнего игрока и освободиться хотя-бы от одной карты. Специальной карты может и не быть с титром “Подсказка”. Это может быть карта с определенным знаком (иероглифом, картинкой и т.д.) с лицевой стороны карты. После однократного использования карта “Подсказка” сбрасывается из игры.

При вариативных способах применения игровой деятельности в “Биологические карты” не возникает однообразия в применении данного дидактического пособия на уроках биологии и учитель может достигнуть высоких результатов в повышении качества знаний учащихся.