Цели: Обобщить и систематизировать материал по теме, установить связь между теорией и практикой, воспитать патриотические чувства и любовь к родному городу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактической игрой “Вологодские легенды в задачах по математике”.
Материал к уроку: карточки с заданиями, рисунки к легендам, выполненные учениками, разрезанная картинка – мозаика с изображением города для подведения итогов игры, таблица со старинными единицами измерения, необходимыми для решения задач.
Формы общения: индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
- Актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Класс разбивается на четыре группы.
Мотивационная беседа:
Учитель. Что такое сказка, конечно, знают все. Но знаете ли вы, что такое легенда?
Это повествование о чудесном, необыкновенном. И в этом повествовании что - то правда, а что-то выдумка, фантазия. Много легенд хранит наша древняя и славная вологодская земля. В этих легендах - невыдуманная и вместе с тем сказочная история Вологодчины. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Мы проведем необычный урок. Это - урок-путешествие. Путешествовать мы будем в далекое прошлое. Урок поможет вам еще больше узнать о нашем городе, а натуральные числа будут вам хорошими и добрыми помощниками.
Актуализация опорных знаний:
Учитель. - Вспомните, какие числа называются натуральными?
- Какие действия с натуральными числами вы
умеете выполнять?
- Какое число не является натуральным? Почему?
-Вы хорошо знакомы с натуральными числами. Можно
отправляться в путешествие.
- В старину наши северные земли были покрыты
лесом. Тянулся он без конца и края - дремучий,
суровый. Вглубь леса можно было проникнуть
только по рекам. Реки были полноводны и богаты
рыбой. Повсюду в лесных чащах сверкали на солнце
большие и малые озера, дымились туманом
непроходимые болота и топи.
И вот так попал в наши края старец Герасим. Долго плыл Герасим в лодке – ладье по спокойной и светлой реке, наконец причалил к берегу, вышел, огляделся. Понравилось ему место. “Вот здесь, - подумал старец, - заложу я город”. Смотрит, а на обрыве уже стоят несколько срубленных из толстых бревен домов и церквушек.
- Как называется это поселение? – спросил
Герасим у местных жителей.
- Вологда, - ответили ему. (Рисунок крепится на
магнитную доску)
Учитель. Выполните задание, в каком году это произошло? (Работа в группе).
? > -147 > :5 > -50 > +2 > -8 > :3 > *2 > -32 > +16 > :5 > 16
Назовите год основания нашего города.
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. - Герасиму очень понравились местные жители. Они объяснили, что Вологда в переводе с языка финно-угорских племен означает………
В строки таблицы впишите названия чисел, и вы узнаете, что сказали Герасиму жители.
Эти числа: 400; 200; 800; 1000; 1000000; 300; 500. (Задание проводиться в форме эстафеты. Первый участник пишет первое слово на доске в таблице, передает эстафету второму и садиться на место и так далее)
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. - Почему ваше поселение называется Вологда? – поинтересовался Герасим.
- Название Вологда происходит от - того, что путникам и рыбакам приходилось волочить от других рек до нашей реки лодки по земле, то есть тащить волоком.
Но другой житель заспорил с первым. (Рисунок крепится на магнитную доску).
- Происхождение слова Вологда объясняют различно. Одни считают, что слово Вологда произошла от финского слова “Волокъва”, а другие от слова “Волокъ”.
Выполните устно задания, и вы узнаете, значение этих слов в переводе на русский язык. (Работа в группе).
1 слово | 2 слово | Ключ: |
100 : 2 = | 1. 35 * 2 = | и? 51 |
24 * 3 = | 2. (333 + 93 ) – 33 = | ш? 3 |
206 + 17 = | 3. 83 –33 = | л? 50 |
96 – 54 = | 4 . 271 + 45 = | с? 223 |
123 + 15 –23 = | 5 . 600 : 200 = | а ? 115 |
13 * 11 = | 6. 131 * 3 = | о? 393 |
( 207 + 94 ) – 7 = | 7. 255 : 5 = | ь? 245 |
100 – 28 = | 8. 27 + 23 = | н? 42 |
666 : 333 = | 9. 144 : 2 = | я? 143 |
10.290 – 175 = | 10. 300 – 77 = | р? 294 e? 72 к? 2 |
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку .
Учитель. Так и спорили жители города, доказывая, кто из них прав. А Герасим подумал: “Не все ли равно, от чего происходит название. Самое главное, что оно уже есть. И поселение уже есть”. ( Рисунок крепится на магнитную доску).
Учитель. Вологда имеет и второе название. Откройте окошечки, заполните таблицу. Зашифрованное слово – второе название Вологды. (Один представитель каждой команды работает у доски, остальные на месте).
- 125 + ? = 140 +110 ( О )
- 118 - ? = 38 +50 ( С )
- ? + 220 =340 – 65 ( А )
- ? + 480 = 230 + 570 ( Н )
320 | 55 | 30 | 125 | 320 |
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. Первоначально Вологда была деревянной, но царь Иван Грозный приказал начать в Вологде строительство каменного Кремля. Под руководством опытных мастеров возводились высокие каменные стены и грозные башни. А в центре был построен огромный величавый Софийский собор. ( Рисунок крепится на магнитную доску).
Выпишите номера примеров, в которых допущены ошибки, и вы узнаете год, когда был построен Софийский собор. (Работа в группе).
1). 100 – 25 = 65 | 2). 45 * 11 = 495 | 3). 933 : 3 =311 |
4). 873 +22 +27 =922 | 5).38 * 5 = 180 | 6). 1095 : 5 =218 |
7).897 – 252 = 645 | 8). (763 +54 ) –63 =750 | 9). 653 –544= 109 |
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. Софийский собор расписан фресками. Подумайте, какое число пропущено, и вы узнаете, сколько иконописцев расписывали Софийский собор.(Работа в группе).
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. - Одновременно с постройкой собора, Иван Грозный построил тридцать две башни. Деревянных башен было на десять больше, чем каменных. Сколько каменных и сколько деревянных башен приказал построить Иван Грозный? (Для решения задачи вызываются по одному ученику от группы. Задача решается устно. Тот, кто первым даст ответ на вопрос, объясняет решение).
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. Старинный город был окружен крепостными стенами. ( Рисунок крепится на магнитную доску).
Выполните задание, и вы узнаете, сколько сажень была длина крепостных стен в 1565 году. Одна сажень примерно равна 2 метрам 13 сантиметрам.(Работа в группе).
Учитель. Царь задумал создать в Вологде большой архитектурный комплекс, превратив его в свою северную резиденцию. Улучшая город и стараясь сделать его более безопасным в военном отношении, Иван Грозный приказал вырыть большой ров, углубив речки Содемку и Шограш, соединив их с рекой Вологдой. ( Рисунок крепится на магнитную доску). Эту речку назвали Золотухой, ведь она стоила очень дорого и “встала царю в золотую копеечку”.
В трех верстах от крепости Иван Грозный приказал насыпать вал. Найти расстояние до вала в километрах и метрах, если одна верста примерно равна одному километру семидесяти сантиметрам.
Команда, выполнившая задание первой, получает карточку – частичку мозаики.
Учитель. Царь часто бывал в Вологде, и сам следил за тем, как она строилась.
В старой народной песне поется о том, что Иван Грозный собирался даже сделать Вологду столицей и о том, что ему помешало.
А было это так: однажды, когда Иван Грозный осматривал собор, сверху прямо на голову царя упал кирпич и ушиб его. Иван Грозный рассердился. С тех пор Иван Грозный в Вологде не появлялся. И не стала она столицей! ( Рисунок крепится на магнитную доску).
Учитель. Очень жаль, но наше путешествие подходит к концу. Много сказок и былин сложено о нашем городе. Кто любит свой город и желает знать о нем больше, может прочитать книгу Владимира Аринина “Вологодский клад”. Эта книга есть в школьной библиотеке.
Подведение итогов урока. Каждая команда из карточек составляет на магнитной доске картинку-рисунок о Вологде. Побеждает та команда, которая набрала больше карточек для составления своего рисунка. Победители игры награждаются календариками с изображением города. Самые активные ученики класса получают оценки.
Домашнее задание. Составить две задачи о нашем древнем городе.