Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов; развивать вокально-хоровые навыки учащихся; воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с фонограммой “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш.”, музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, бубен, ложки.
Участники праздника одеты в русские народные костюмы: Фома, Ерёма, 8 девочек, 4 мальчика.
Ход праздника
Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые, гости. Сегодня речь у нас пойдёт о русской частушке, о том как жили – не тужили наши деды.
Слово частушка происходит от слова “частый”, то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками) возникли в России в конце 60-х годов 19 века.
Это быстрые песни в чётком ритме, весёлые озорные куплеты. Достаётся в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные и лирические, напевные – “страдания”. “Цветастое слово народа” - так назвал частушку Александр Бобров.
1 ученик:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал,
Сколько раз я слыхал вас, частушки!
Сколько раз я вас сам напевал.
2 ученик:
И настраивались гармони
На особый заливистый лад,
И по коже иголки кололи:
Ну, ответь! – чем богат, тем и рад.
3 ученик:
Никогда не выходит из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа,
И…
Да что говорить? – выходи!
( Выходят Фома и Ерёма, прижались друг к другу спиной, с обеих сторон девочки по 4 человека)
1 девочка:
Уж как жили-то два брата –
Ерёма да Фома.
2 девочка:
Что Ерёма, что Фома –
Два удалых молодца.
( Фома и Ерёма поворачиваются друг к другу)
Ерёма:
Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать.
3 девочка:
Ерёма – простота купил лошадь без хвоста.
4 девочка:
А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.
5 девочка:
У Ерёмы-то гнедая,
У Фомы-то вороная.
6 девочка:
Вот Ерёмина не едет,
У Фомы-то не везёт.
( Фома и Ерёма изображают понукание лошадей, повёрнутых спиной друг к другу)
Фома:
Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло.
Ерёма:
Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!
( Куют на наковальне)
7 девочка:
Вот Ерёма стал ковать,
А Фома-то поддувать.
8 девочка:
У Фомы-то не дует,
У Ерёмы не куёт.
Все девочки:
Ах, Фома да Ерёма,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки.
Фома:
Эх! Бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!
Ерёма:
А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить
Да народ веселить!
Фома:
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка,
От медведя-плясуна.
(Фома и Ерёма поют частушки, девочки им подпевают)
Фома:
Как по речке Барандатке
Соловей плывёт на палке,
Сел на доску тонкую –
Развёл гармошку звонкую.
Ерёма:
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
“ На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь”.
Девочки:
Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.
Фома:
На базаре чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.
Ерёма:
Сапоги сшил из рубахи,
А рубашку из сапог.
Дом построил из опилок,
Вышел славненький домок.
Девочки:
Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.
Фома:
По барандатской улице
Едет кот на курице,
А лиса на петухе,
А Ерёма на свинье.
Ерёма:
Кто? Кто? Кто?
Фома:
Дедушка Пыхто да бабушка Никто!
Ерёма:
Фома едет на свинье,
Балалайка на спине.
По Барандатке по реке
Плывёт Маша в решете.
(Толкает Фому под бок)
Говорят, кланяется, тебе поклон послала.
Фома:
Кто?
Ерёма:
Маша.
Фома:
Какая Маша?
Ерёма:
Маша да не наша.
Фома:
Что ж за девица? Какова?
Ерёма:
Больно талия тонка
И поёт страдания лирического содержания.
Страдания.
(Исполняет девочка)
До свиданья! – милый скажет,
А на сердце камень ляжет.
Приду домой я, стукну в сенцы,
Ох, не скажу я, что на сердце.
Ох, где ж ты сокол, мой соколик?
Да не придёшь, не успокоишь.
Заиграли с переливом,
Бъётся сердце с перерывом.
Фома:
Полно горе-то горевать! Не пора ли загадки разгадать?
(Ерёма и Фома загадывают загадки)
- Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
- В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает - скачет. (Рожок)
- В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. (Балалайка)
Учитель:
Без гармони и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру.
Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русскае – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон.
И сейчас мы послушаем, как звучит гармонь, а девочки исполнят частушки.
- Ты гармонь-гармошенька, развей тоску
малёшенько,
Развей ты горюшко-тоску по дорожке по песку. - Эх, прялку продам, веретёшко продам.
Гармонь куплю, плясать пойду. - Ходи, хата, ходи, хата, ходи курица мохната,
Ходи сени и порог, и сметана и творог.
Ой, топни нога, топни правенькая
Всё равно плясать пойду хоть и маленькая.
Если б не было воды, не было бы кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки.
Фома:
Спасибо, девицы-красавицы, развеселили, потешили.
Ерёма:
А я вот трубочку смастерил. А что, ребята, похоже на рожок?
(Дети отвечают)
Учитель:
Рожок – небольшая трубка из дерева, тростника или бересты, которая расширяется и заканчивается раструбом. Когда-то этот музыкальный инструмент был широко распространён по России, Белоруссии, Украине и Литве. А сейчас можно увидеть и услышать только в оркестре русских народных инструментов.
(фонограмма “Во кузнице. Русская народная
песня-наигрыш”. Исполняет трио рожечников: А.
Гуляев, В. Михайлов, Н. Солодухин)
(Выходят Фома и Ерёма, поют под звуки балалайки)
Ты играй повеселее, балалайка три струны.
Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.
(Проводится конкурс “Частушки моей бабушки”)
Учитель: Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё не только плясали во время праздников, пели песни, но и складывали про неё сказки.
Фома и Ерёма:
А мы ещё и вот так можем.
(Поют, постукивая ладошками по коленкам)
Как у нашего соседа весела была беседа,
А у нас на весь двор ещё лучше разговор:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Кошки – в ложки,
Тараканы – в барабаны,
Чечётки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Свиристели – засвистели,
Кукушки – в колотушки,
А весёлые скворцы заиграли в бубенцы.
Играют, играют всех потешают.
Учитель:
На Руси уж так идёт, что талантливый народ,
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
(Выходит группа мальчиков с инструментами шумового оркестра, поют сибирские частушки)
Гирики – чигирики.
Нас компашечка собралась разудалых молодцов
У кого нету рубахи, у кого нет сапогов.
Припев: Гирики-чигирики, магирики мои.
Тырла, бутырла матырла моя!
Ты играй, играй, дружище, кудреватая башка!
Песен целый рюкзачище, да и дома два мешка.
Припев.
Мы такое заиграем, запоём с ребятами,
Чтоб девчонки обмирали, без сознанья падали.
Припев.
Гармонь-бубен, гармонь-бубен мы на пузе играть будем.
Пузо лопнет - наплевать: под рубахой не видать.
Припев.
Мальчик:
Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.
Девочка:
Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Мальчик:
Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны,
И работать мне не лень, и плясать могу весь день.
Девочка:
В круг вставайте поскорей да пляшите веселей.
(Конкурс плясунов. Звучит русская народная песня “Барыня”. Участникам праздника вручаются памятные призы)
Девочка:
Как быстро пролетело время. Закончился и праздник наш.
Но с русской песней и частушкой мы встретимся ещё не раз.
Мальчик:
Всем спасибо за вниманье, за частушки, пляску, смех.
Фома и Ерёма:
Говорим мы: “До свиданья! Снова в гости ждём вас всех!”