Внеклассное мероприятие для начальных классов по теме: "Праздник "Играй, гармонь! Звени, частушка!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов; развивать вокально-хоровые навыки учащихся; воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с фонограммой “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш.”, музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, бубен, ложки.

Участники праздника одеты в русские народные костюмы: Фома, Ерёма, 8 девочек, 4 мальчика.

Ход праздника

Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые, гости. Сегодня речь у нас пойдёт о русской частушке, о том как жили – не тужили наши деды.

Слово частушка происходит от слова “частый”, то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками) возникли в России в конце 60-х годов 19 века.

Это быстрые песни в чётком ритме, весёлые озорные куплеты. Достаётся в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные и лирические, напевные – “страдания”. “Цветастое слово народа” - так назвал частушку Александр Бобров.

1 ученик:

Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал,
Сколько раз я слыхал вас, частушки!
Сколько раз я вас сам напевал.

2 ученик:

И настраивались гармони
На особый заливистый лад,
И по коже иголки кололи:
Ну, ответь! – чем богат, тем и рад.

3 ученик:

Никогда не выходит из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа,
И…
Да что говорить? – выходи!

( Выходят Фома и Ерёма, прижались друг к другу спиной, с обеих сторон девочки по 4 человека)

1 девочка:

Уж как жили-то два брата –
Ерёма да Фома.

2 девочка:

Что Ерёма, что Фома –
Два удалых молодца.

( Фома и Ерёма поворачиваются друг к другу)

Ерёма:

Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать.

3 девочка:

Ерёма – простота купил лошадь без хвоста.

4 девочка:

А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.

5 девочка:

У Ерёмы-то гнедая,
У Фомы-то вороная.

6 девочка:

Вот Ерёмина не едет,
У Фомы-то не везёт.

( Фома и Ерёма изображают понукание лошадей, повёрнутых спиной друг к другу)

Фома:

Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло.

Ерёма:

Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!

( Куют на наковальне)

7 девочка:

Вот Ерёма стал ковать,
А Фома-то поддувать.

8 девочка:

У Фомы-то не дует,
У Ерёмы не куёт.

Все девочки:

Ах, Фома да Ерёма,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки.

Фома:

Эх! Бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!

Ерёма:

А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить
Да народ веселить!

Фома:

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка,
От медведя-плясуна.

(Фома и Ерёма поют частушки, девочки им подпевают)

Фома:

Как по речке Барандатке
Соловей плывёт на палке,
Сел на доску тонкую –
Развёл гармошку звонкую.

Ерёма:

Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
“ На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь”.

Девочки:

Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома:

На базаре чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.

Ерёма:

Сапоги сшил из рубахи,
А рубашку из сапог.
Дом построил из опилок,
Вышел славненький домок.

Девочки:

Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома:

По барандатской улице
Едет кот на курице,
А лиса на петухе,
А Ерёма на свинье.

Ерёма:

Кто? Кто? Кто?

Фома:

Дедушка Пыхто да бабушка Никто!

Ерёма:

Фома едет на свинье,
Балалайка на спине.
По Барандатке по реке
Плывёт Маша в решете.

(Толкает Фому под бок)

Говорят, кланяется, тебе поклон послала.

Фома:

Кто?

Ерёма:

Маша.

Фома:

Какая Маша?

Ерёма:

Маша да не наша.

Фома:

Что ж за девица? Какова?

Ерёма:

Больно талия тонка
И поёт страдания лирического содержания.
Страдания.

(Исполняет девочка)

До свиданья! – милый скажет,
А на сердце камень ляжет.
Приду домой я, стукну в сенцы,
Ох, не скажу я, что на сердце.
Ох, где ж ты сокол, мой соколик?
Да не придёшь, не успокоишь.
Заиграли с переливом,
Бъётся сердце с перерывом.

Фома:

Полно горе-то горевать! Не пора ли загадки разгадать?

(Ерёма и Фома загадывают загадки)

  1. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
  2. В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает - скачет. (Рожок)
  3. В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. (Балалайка)

Учитель:

Без гармони и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру.

Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русскае – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон.

И сейчас мы послушаем, как звучит гармонь, а девочки исполнят частушки.

  1. Ты гармонь-гармошенька, развей тоску малёшенько,
    Развей ты горюшко-тоску по дорожке по песку.
  2. Эх, прялку продам, веретёшко продам.
    Гармонь куплю, плясать пойду.
  3. Ходи, хата, ходи, хата, ходи курица мохната,
    Ходи сени и порог, и сметана и творог.
    Ой, топни нога, топни правенькая
    Всё равно плясать пойду хоть и маленькая.
    Если б не было воды, не было бы кружки.
    Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Фома:

Спасибо, девицы-красавицы, развеселили, потешили.

Ерёма:

А я вот трубочку смастерил. А что, ребята, похоже на рожок?

(Дети отвечают)

Учитель:

Рожок – небольшая трубка из дерева, тростника или бересты, которая расширяется и заканчивается раструбом. Когда-то этот музыкальный инструмент был широко распространён по России, Белоруссии, Украине и Литве. А сейчас можно увидеть и услышать только в оркестре русских народных инструментов.

(фонограмма “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш”. Исполняет трио рожечников: А. Гуляев, В. Михайлов, Н. Солодухин)
(Выходят Фома и Ерёма, поют под звуки балалайки)

Ты играй повеселее, балалайка три струны.
Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.

(Проводится конкурс “Частушки моей бабушки”)

Учитель: Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё не только плясали во время праздников, пели песни, но и складывали про неё сказки.

Фома и Ерёма:

А мы ещё и вот так можем.

(Поют, постукивая ладошками по коленкам)

Как у нашего соседа весела была беседа,
А у нас на весь двор ещё лучше разговор:

Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Кошки – в ложки,
Тараканы – в барабаны,
Чечётки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Свиристели – засвистели,
Кукушки – в колотушки,
А весёлые скворцы заиграли в бубенцы.
Играют, играют всех потешают.

Учитель:

На Руси уж так идёт, что талантливый народ,
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

(Выходит группа мальчиков с инструментами шумового оркестра, поют сибирские частушки)

Гирики – чигирики.
Нас компашечка собралась разудалых молодцов
У кого нету рубахи, у кого нет сапогов.
             Припев: Гирики-чигирики, магирики мои.
                            Тырла, бутырла матырла моя!
Ты играй, играй, дружище, кудреватая башка!
Песен целый рюкзачище, да и дома два мешка.
             Припев.
Мы такое заиграем, запоём с ребятами,
Чтоб девчонки обмирали, без сознанья падали.
             Припев.
Гармонь-бубен, гармонь-бубен мы на пузе играть будем.
Пузо лопнет - наплевать: под рубахой не видать.
             Припев.

Мальчик:

Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

Девочка:

Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

Мальчик:

Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны,
И работать мне не лень, и плясать могу весь день.

Девочка:

В круг вставайте поскорей да пляшите веселей.

(Конкурс плясунов. Звучит русская народная песня “Барыня”. Участникам праздника вручаются памятные призы)

Девочка:

Как быстро пролетело время. Закончился и праздник наш.
Но с русской песней и частушкой мы встретимся ещё не раз.

Мальчик:

Всем спасибо за вниманье, за частушки, пляску, смех.

Фома и Ерёма:

Говорим мы: “До свиданья! Снова в гости ждём вас всех!”