Цель – воспитание у учеников культуры умственного труда, потребности в постоянном пополнении своих знаний, приобщение к духовно-нравственным ценностям автора.
Ход занятия
1 этап. Вступительное слово о Д.С.Лихачеве.
В начале занятия говорю с учениками о Д.С.Лихачёве. Рассказываю о его непростой судьбе, о неустанной работе по сохранению культуры прошлого, о его выступлениях в печати и широкой общественной деятельности. Вместе с учениками вспоминаю, как открывались для нас памятники древнерусской литературы, переведённые Д.С.Лихачёвым. Но более всего в своём рассказе делаю акцент на то, что во мне всегда вызывало уважение к этому человеку - на неистребимое и постоянное желание учиться, обогащать себя знаниями. Переходя ко второму этапу мастерской, говорю с ребятами о том, что в школе они учатся последний год, что многие из них, очевидно, продолжат свою учёбу, а те, кто пойдёт работать, тоже не перестанут учиться, только это будет другая учёба. Задаю вопрос: “Чему человек должен в жизни учиться?”.
2 этап.
На доске пишу крупно слово “учиться”, а ребята начинают подбирать слова, отвечая на мой вопрос. Записываю названные слова на доске вокруг слова “учиться”: ходить, читать, общаться, любить, спорить, не пасовать перед трудностями, уважать чужое мнение, сохранять в себе человека, жить…Так много слов, их поток кажется нескончаемым. И наконец слышу из уст не самого успешного ученика: “Учиться учиться”. После того, как слово выписано на доске, спрашиваю ребят: “ А как считаете вы? Нужно учиться учиться? Может быть, умение учиться дано человеку с рождения?” Ребята, отвечая на мой вопрос, говорят о том, что умение учиться не дано человеку в качестве “рефлекса”, поэтому и учатся все по-разному: кто-то более успешно, кто-то менее, поэтому учиться, конечно же, необходимо.
3 этап.
После того, как выяснили, что “учиться учиться” необходимо, задаю ребятам новый вопрос:"Чему вы научились из того, что помогает вам в учении, что позволяет успешно учиться?"(Высказываются все по очереди: “научились сравнивать”, “научились составлять план”, “научились работать с информацией”, “научились выделять главное”…Не обошлось и без “научились списывать”).
4 этап.
Продолжая разговор с учениками, говорю им следующее: “В XIX веке Н.Г.Чернышевский писал о трех качествах образованного человека: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств. Разговор о необходимости образования для человека продолжается и в XX веке. В 1985 году академик Д.С.Лихачев написал "Письма о добром и прекрасном". Эти письма адресованы вам, молодым. Вас часто раздражают назидания взрослых. Думаю, что эти письма не вызовут у вас подобного чувства, потому что Д.С.Лихачев ведёт в них доверительную беседу, так разговаривают с близкими людьми, к которым относятся с большим уважением. Среди этих писем – письмо "Учитесь учиться". Прочитаем это письмо уже в XXI веке, поразмышляем над ним, посмотрим, насколько оно актуально, насколько близкими и приемлемыми для вас кажутся советы замечательного учёного и человека. А может быть, в них найдётся то, с чем вы захотите поспорить или категорически не захотите согласиться. Предлагаю ребятам разделиться на группы, чтобы уже в группах продолжить работу над письмом “Учитесь учиться”.
Работа в группах.
Задание первое.
Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва и ответьте на вопросы.
- Согласны ли вы с тем, что в XXI веке знания будут играть одну из определяющих ролей в жизни человека? Аргументируйте ответ.
- Почему только общее образование, а не узкоспециальное, по мнению академика, создаёт человека будущего, созидателя? Согласны ли вы с этой точкой зрения?
После обсуждения вопросов в группах ребята озвучивают результат.
Задание второе.
Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва. Представьте себе, что вам предложено сделать краткую памятку для каждого ученика нашей гимназии, в которую бы вошли самые важные мысли академика из этого письма; выберите сами вид и форму этой этой памятки, название для неё. Ориетируйтесь на то, что поместить её вы сможете в дневник каждого ученика на внутреннюю сторону обложки. (Озвучиваются памятки каждой группой и, выполненные в увеличенном виде на листе формата А4, вывешиваются на доске).
Один из образцов такой памятки.
“Будущему академику”.
Хочешь стать академиком или просто образованным и культурным человеком? Тогда нам с тобой по пути! К достижению цели приступаем уже сегодня. Вот программа–минимум от Д.С.Лихачёва, одного из образованнейших людей XX века.
- “Учиться нужно всегда”.
- “Самое благоприятное время для учения – юность. Именно… в юности ум человека наиболее восприимчив…к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.
- “Умейте не терять время,…не заполняйте …разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.
- “Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.
- “Попробуйте любить все предметы…Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.
- “Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.
- “Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.
- “Учитесь любить учиться”.
Дерзайте, будущие академики! В ваших руках собственная судьба и судьба планеты!
Задание третье.
Подготовьте материал для информационного листа с нашего классного часа. Включите в него 5 наиболее важных, на ваш взгляд, рекомендаций Д.С.Лихачева, которые помогут каждому сделать процесс учёбы успешным и интересным. Добавьте к ним 5 своих рекомендаций
Ребята оформляют информационный лист с классного часа на листе формата А8 или А16. Каждая группа оформляет информационный лист по-своему: придумывает интересный заголовок, обращение к читающим; на некоторых листах освещается тема и идея занятия…Информационные листы вывешиваются на стену, ребята знакомятся с их содержанием. После занятия эти листы будут вывешены на стенды в коридоре гимназии.
Рекомендации учеников, которые показались наиболее интересными.
- Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.
- Задавайте вопросы учителю, если вам что-то не понятно или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте “соучастником” учебного процесса.
- Работая дома с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.
- Готовьтесь ко всем предметам, Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.
- Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их “украл”. Это интеллектуальное “воровство”.
5этап.
После того, как представлены плоды работы всех групп, беседую с ребятами о том, что сегодня мы не только говорили о пользе знаний, но получили заочный мастер-класс на тему “Учитесь учиться” у академика Лихачёва, сами разрабатывали рекомендации для успешной учёбы, отмечаю, что, на мой взгляд, процесс этот не был бесполезным. В итоге занятия предлагаю ребятам написать синквейн на тему “Учение”, отражающий идею занятия. После написания синквейнов ребята их зачитывают.
Примеры написанных синквейнов.
А) Учение,
Увлекательное, постоянное.
Учиться, познавать, совершенствоваться.
Не переставать учиться никогда.
Жизнь.Б) Учение,
Интересное, радостное.
Читать, думать, открывать.
Учение должно приносить радость.
Радость.
Можно предложить другое задание: пусть каждый ученик создаст и озвучит свою свою формулу успешной учебы.
В конце занятия благодарю всех за интересную работу и сотрудничество и говорю ещё раз: “Помните главные слова из письма Д.С.Лихачёва: “Учитесь любить учиться”.