Из опыта работы Покровского педагогического колледжа по проблеме здоровьесбережения

Разделы: Внеклассная работа


Программа здоровьесбережения в Покровском педагогическом колледже – это не только веяние времени, если хотите, коллективное творческое дело.

Предлагаемый план классного часа “Огонёк здоровья за круглым столом” для первокурсников – это фрагмент коллективного труда, обобщение разговора о здоровье, где решается задача - минимум: создание комфортных условий для формирования здорового образа жизни, личностной самореализации и развитие чувства успешности каждого студента.

Как мы вышли на эту тему? Тема не надуманная. Выяснилось, что большая часть студентов-первокурсников курят со школьной скамьи и имеет ослабленное здоровье. Поэтому предварительные классные часы и были посвящены разговору о здоровье, вредных привычках и борьбе с ними. Накопленный материал помог обобщить тему и наметить её дальнейшее развитие. Студенты выпустили несколько красочных плакатов, бюллетеней о вреде курения, наркомании, алкоголя, оформили работающий стенд “Что такое здоровье?” с рубрикой “Вы спрашивали – мы отвечаем”. Попробовали создать свою агитбригаду “ЗОЖ”. Придумали для неё программу “Бой с врагами организма”, где в занимательной форме рассказывается о том, как органы человека страдают от дурных привычек. Все герои выходят в масках, которые изготовили сами же участники.

Вся предварительная коллективная работа способствовала сплочению нового, здорового и дружного коллектива, выявила лидеров, высветила таланты.

На “Огонёк здоровья за круглым столом” пригласили гостей, чтобы ещё раз обсудить и почувствовать важность вопроса о здоровье, увидеть необъятность и серьёзность затронутой темы. Всем хотелось этот классный час сделать полезным, ярким, запоминающимся и необычным.

Студенты шили костюмы, много читали, изучили целый раздел устного народного творчества “Пословицы, поговорки и песни о здоровье и хвори”. Перелистали четыре тома словаря В.И.Даля, подборку газет “Твой доктор” и “ЗОЖ”. Приготовили сюрпризы в виде викторины, с которыми пожалуют гости из “прошлого” - великий Гиппократ и богиня Гигиейя. Они должны появиться в греческих костюмах, с подарками, рецептами и советами. Их выступление держалось в тайне.

Большую роль в воспитании хорошего вкуса играет и музыкальное оформление. Звучание живой музыки хорошо воспринимается вместе с рассказами гостей о значении здоровья для человека, а предложенная игра в шуточный экспресс-диагноз сразу снимает тревожность и заряжает всех участников бодрым настроением и уверенностью.

Ведущие, одетые в костюмы санитаров, начинают классный час с приветствия, рассказа о смысле слова “Здравствуйте” и представления гостей.

Короткий тренинг с прощупыванием пульса и установкой на добро настраивает и гостей, и участников на рабочий лад.

Эстафета с передачей мяча в виде сердца из рук в руки даёт возможность каждому очень коротко, одной фразой ответить на вопрос: “Что такое здоровье?” (Здоровье – это…).

Подводя итог эстафете, заглядываем в Толковый словарь и читаем толкование слова “здоровье”. Понимаем, как всё это серьёзно.

Далее разговор пойдёт о тех людях, которые непосредственно связаны с восстановлением здоровья, о врачах, их мудрости и значении в жизни каждого больного и здорового человека. Разговор заканчивается стихотворением “Слава”:

Слава, слава докторам,
Санитарам, фельдшерам,
Всем медсёстрам, окулистам,
Акушерам, протезистам,
Стоматологам и лорам
Славу мы поём всем хором! <…>
Дали клятву Гиппократа,
Ей верны в работе свято!
Слава, слава докторам!
Низко кланяемся вам!

Услышав последние слова, появляются гости из “прошлого” - Гиппократ и богиня Гигиейя.

Они рассказывают о связи медицины прошлого и современного мира. А здесь встречаются с заведующей медицинским кабинетом и просят её раскрыть тайну диагностических приборов и их роли для восстановления здоровья человека.

Далее проводится викторина о здоровье, составленная из вопросов разных дисциплин. Она позволяет выявить эрудицию студентов в этой области знаний. Отвечая на вопросы, участники получают возможность почувствовать свою успешность.

Победители принимают подарки от самого Гиппократа и божественной Гигиейи.

Встреча продолжается разговором о музыке. Приглашенный на “Огонёк” преподаватель музыки рассказывает о целебных свойствах мелодий. Оказывается, есть специальная лечебная музыка для релаксации, медитации, восстановления здоровья, для занятий йогой, проведения массажа, Фен Шуя, специально для детей. Но громкая музыка может и навредить. Студенты сразу вспоминают свои дискотеки, своё самочувствие после них. В заключение разговора предлагается шуточный экспресс-диагноз. Прослушав под живую музыку отрывки из знакомых песен, подпевая их, нужно сказать, о какой болезни в них поётся. Понравившуюся игру участники могут продолжить на досуге.

Выступление агитбригады “ЗОЖ” с программой “Бой с врагами организма” удачно завершает классный час. Звучит девиз “Здоровье не купишь – его разум даёт!”

Рефлексия подводит итог встречи. Студенты, передавая друг другу сердце, отвечают на вопрос: “Что понравилось, о чем сегодня задумались?”

Во время прощания всем говорится волшебное слово “Здравствуйте”, под музыку гостям раздаются подарки в виде записных книжек для рецептов и советов о здоровье.

Такой классный час подводит итог проделанной работе, помогает наметить дальнейшие темы встреч. Например: разговор о вкусной и здоровой пище, традициях русской кухни, о правилах этикета и т.д. и т.п.

Программа здоровьесбережения никого не оставляет в стороне, никто не остаётся равнодушным, поэтому рождаются всё новые и новые идеи.

Дальнейшая воспитательная работа будет продолжаться в нескольких направлениях: спортивно-оздоровительном, трудовом, художественно-эстетическом, гражданско-патриотическом, духовно-нравственном и организаторском, куда, конечно же, должна войти работа с родителями.

Развитие физического, нравственно-духовного и экологического здоровья – это будет задача-максимум. Мы должны её реализовать, чтобы получить высококлассных специалистов, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни.