Урок физики с компьютерной поддержкой

Разделы: Физика


ТИП урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

ЦЕЛЬ урока: триедина и складывается из трёх аспектов: познавательного (обучающего), развивающего и воспитывающего.

Познавательный аспект является основным и определяющим:

  • добиться глубокого, осознанного и прочного знания основных характеристик механического движения;
  • формировать навыки описания механического движения аналитическим и графическим способами.

Развивающий аспект:

  • развитие устной речи учащихся;
  • совершенствование умственной деятельности: анализ, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, выдвигать гипотезу, сравнивать.

Воспитывающий аспект:

  • формирование коммуникативных умений на уроке;
  • формирование ответственного отношения к учению (умение себя мобилизовать, сосредоточиться).

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • компьютер следующей конфигурации: Microsoft, Microsoft Internet Explorer ® 5.0, процессор Pentium150 МГц, 64МБ оперативной памяти, 200 МБ свободного места на жестком диске, устройство для чтения компакт дисков, разрешение экрана 800/600 с глубиной цвета 16 бит, мышь.
  • операционная система Windows ® 95/98/Me/Nt/2000/XР
  • компакт-диск “Открытая физика”, версия 2,5 (“Физикон”, 2002);
  • видеопроектор, экран.Приложение 1

ПЛАН урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока - 1 минута.
  2. Проверка домашнего задания: анализ сравнительной таблицыдвижений - 10-11 минут.
  3. Моделирование различных видов механического движения.
  4. Работа с компьютерной моделью “Равноускоренное движение” - 15-16 минут.
  5. Описание движения аналитическим и графическим методами - 10 минут.
  6. Тест самоконтроля и самоанализ результатов - 5-6 минут.
  7. Подведение итого урока, домашнее задание - 2 минуты.

Первый этап. Организационный момент, объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы сравним два вида прямолинейного движения, используя компьютерное моделирование, аналитический и графический методы описания движения. В конце урока будет проведён тест самоконтроля, по результатам которого вы сможете оценить свою готовность к контрольной работе и, по необходимости, доработать отдельные вопросы.

Данный этап носит, скорее всего, психологический характер и задача этого этапа - обеспечить комфортную психологическую обстановку и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Второй этап. Проверка домашнего задания.

Прежде чем говорить о видах механического движения, уточним само понятие механического движения.

Механические движения отличаются друг от друга по виду траектории и характеру движения. Назовите, какие виды движения были рассмотрены на предыдущих уроках.

К сегодняшнему уроку вы заполнили сравнительную таблицу движений. Возьмите карандаш и по ходу анализа таблицы внесите необходимые коррективы.

Далее учащиеся делают сравнительный анализ прямолинейного равномерного и равнопеременного движений по-горизонтали. На экране появляется пустая таблица, заполнение которой происходит в ходе устного опроса учащихся по составленным дома таблицам:

Учебно-воспитательные задачи этапа: проверить правильность, полноту и осознанность заполнения таблицы, внося коррективы по ходу обсуждения её содержания, используя различные методы.

Третий этап. Моделирование различных видов движения на компьютерной модели.

Чем определяется разнообразие случаев прямолинейного движения (начальными условиями)?

Используя компьютерную модель, продемонстрируем и сравним различные виды прямолинейного движения, задавая направления векторов скорости и ускорения, варьируя их численные значения. Проследим за графическим отображением параметров движения бегуна во времени.

Задание 1 (фронтальное, на экране, ответы учащихся - устные): моделирование прямолинейного равномерного движения вдоль оси Х.

Как будет направлен вектор скорости движения по отношению к оси Х?

Как будут изменяться во времени модуль скорости, координата, путь?

Далее идёт демонстрация движения бегуна. Обращаем внимание учащихся на тот факт, что полученные графики идентичны графикам в таблице.

По графику координаты вычислите скорость движения бегуна и сравните с графиком скорости.

От чего зависит угол наклона графика координаты к оси времени?

Демонстрируем движение бегуна с большей по модулю скоростью и наблюдаем увеличение угла наклона.

Пронаблюдайте изменения графиков при изменении направления вектора скорости бегуна, дополнив таблицу (учащиеся дополняют таблицы на местах). Обращаем внимание на различия в графиках координаты и пройденного пути.

После выполнения задания ребята делают устное обобщение о графическом представлении прямолинейного равномерного движения.

Чем будет отличаться графическое отображение равноускоренного прямолинейного движения от прямолинейного равномерного движения (выслушать предположения и проверить на компьютерной модели)?

Задание 2 (фронтальное, на экране, ответы учащихся - устные): моделирование прямолинейного равноускоренного движения.

Учитель задаёт с помощью мыши численные значения и направления векторов скорости и ускорения.

Опишите характер движения бегуна по заданным параметрам.

Демонстрируем движение бегуна.

Вычислите перемещение бегуна за 5 секунд по графику скорости и сравните результат с графиком координаты.

Демонстрируем движение бегуна против оси, учащиеся дополняют таблицу.

Изменится ли характер движения тела, если направление вектора скорости и ускорения будут противоположными?

Предскажите отличия в графическом отображении равнозамедленного движения (выслушать предположения и проверить на компьютерной модели).

Задание 3 (фронтальное, на экране, ответы учащихся - устные): моделирование прямолинейного равнозамедленного движения.

  • Проследите за движением бегуна в случае, когда начальная скорость и ускорение имеют разные знаки.
  • Как изменяются в процессе движения модуль и направление векторов скорости и ускорения?
  • Что означает точка пересечения графика скорости с осью времени?
  • Какому моменту времени соответствует вершина параболы? Чему равна скорость бегуна в этот момент времени?

Изменим направление движения бегуна, сохранив характер движения, обращаем внимание на различия в графиках координаты и пройденного пути.

Пронаблюдайте за изменением графиков скорости, координаты и дополните таблицу.

Сделайте общий вывод о зависимости характера движения и его графического отображения от начальных условий.

Задачи этапа: добиться в ходе моделирования повышения уровня осмысления и глубины понимания учащимися взаимосвязи характера движения тела и задаваемых начальных параметров движения, различий в графическом представлении движений.

Четвёртый этап. Совершенствование умений и навыков описывать различные виды движения аналитическим и графическим способами.