Цель и задачи:
- Формирование толерантного отношения к культурным и историческим ценностям, обычаям и ландшафтам, языку народов, проживающих рядом.
- Способствовать духовно-нравственному становлению личности.
- Расширение познавательных интересов, кругозора.
- Развитие мышления посредством анализа, синтеза, вычленения.
Форма проведения: Экскурсия-путешествие по родным местам.
Наглядность:
- Карта Хакасии, Герб, Флаг.
- Плакат “Мира не узнаешь, не зная края своего”.
- Макет костра, юрты.
- Используется мультимедийные изображения природы Хакасии.
Новые слова:
- Острог – деревянное пограничное укрепление.
- Топонимика – наука о географических названиях.
- Культовые места – места, где совершают жертвоприношения.
- Менгиры - археологические памятники.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Тихо звучит хакасская национальная мелодия.
Прошу детей поприветствовать гостей и присаживаться.
Ведущий: Ребята, прошу вас сесть поудобнее и, закрыв глаза, расслабиться.
Итак.
II. Основная часть:
Сегодня мы с вами совершим путешествие по родным местам на волшебном корабле под названием “Доброта”.
Закрыв глаза, представьте, что у вас в руках ваша любимая чашка, а может быть такая, какую вы бы хотели иметь. Чаша доброты. Сейчас вы ее мысленно будете наполнять добротой, ласковыми словами к себе, родным, друзьям, Родине.
Вот она у вас переполняется, перелейте ее мысленно соседу и вновь наполняйте. И пусть эта чаша доброты будет нескончаема.
(музыка утихает, учащиеся открывают глаза)
1 учащийся: стихотворение:
“Хакасия – земля родная!
Ты существуешь с давних пор,
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
\Курганов каменные плиты
\Стоят, как тяжкий жизни след,
Они, как люди с тьмою слиты
Согнулись спины их от бед.
Во всем следы былых страданий
И если вслушаться в ручей,
То звук старинных причитаний
Послышится в тени ночей.
Как много – каждый неизвестен!
Хакасов гибло на пути,
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди!” (Н.Г. Доможаков)
Ведущий: Итак, ребята, Вы догадались, о чем сегодня наше занятие?
Целью нашего занятия будет то, что мы с вами должны больше и глубже узнать о родных местах, о нашей малой Родине.
Один древний мудрец заметил: “Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков, не чтит их память, он обречен на вымирание”. Чтобы такого никогда не случилось с Россией, нам необходимо знать историю своего народа, передавать свои знания и любовь детям. Только тогда можно говорить, что у нас есть будущее. Ведь Родину человек не выбирает, а вот ощутить себя счастливым на Родине должен суметь каждый.
В 2007 году Хакасию ждет огромное событие. 300 лет присоединения Хакасии к России. Этот путь был долгим, Хакасии пришлось много выстрадать. Проследить весь этот путь нам поможет лента времени:
1608-1614 годы – Начало вооруженных столкновений кыргызов с русскими у города Томска.
1618 год – Построен Кузнецкий Острог.
1619 год – Построен Енисейский Острог.
1622 год – На реке Чулым Мелецкий Острог
1628 год – Красноярский (Качинский Острог) при впадении реки Качи в Енисей.
1636 год – Канский Острог на реке Кан.
1639 год – Разработан план захвата Россией Хакасии.
1641 год – Боевые действия во главе с Я. Тухачевским.
1642 год – Ачинский острог.
1642 год – Нашествие монголов.
1667 год – Уничтожение Канского острога.
1674 год - Восстание против русских.
1678 год - Перемирие между кыргызскими и русскими князьями.
1680 год – Экспедиция русских на кыргызскую землю.
1682 год – Поход русских во главе с Суворовым на кыргызскую землю.
1684 год – Заключение нового договора, перемирия.
1692 год – Разгром кыргызов под Красноярском.
1697 год – Построен Каштакский острог. Борьба продолжается.
1707 год – Присоединение Хакасии к России.
Вот такой нелегкий путь пришлось пройти нашей Хакасии.
Итак, в нашей Хакасии проживает древний тюркский народ. Хакасы в прошлом назывались “Кыргызы”. Древняя Хакасия называлась Кыргызской землей. В нашей Хакасии много самобытных памятников, поэтому ее называют археологической “Меккой” Сибири и древним очагом цивилизации.
Площадь Хакасии 61, 9 тысяч квадратных километров. Она вдвое больше Бельгии, в полтора Дании, Голландии и Швейцарии.
Сейчас в состав Хакасии входит восемь административных районов. В республике 324 реки, 500 озер. На Енисее созданы два крупных водохранилища Красноярское и Саяно-Шушенское.
Республика имеет свой флаг и герб. (обращаю внимание на изображение). Сама республика была образована 3 июля 1991 года.
Вот я вас кратко познакомила с историей возникновения Хакасии.
Далее мы будем совершать путешествие по родным местам и знакомиться с историей названных мест, и в этом нам будут помогать экскурсоводы, также наука топонимика – это наука о географических названиях.
У нас в Сибири много старинных названий да и само слово Сибирь до сих пор загадка.
Учащийся:
Послушайте отрывок из сказки “Птенец турпана”.
“Если я попаду ему в подбородок, то пусть то место, где пробегает волк называется ОК, то место, где я попаду волку в спину, называется Сыр, там, где я попаду волку в горло, назову Асхыс, где раню его в горло, назову Таштып, где разобью ему губы – Ибич. На том месте, где я ударю его в спину – Табат. А там, где я убью волка, назовется “Черным камнем”.
С тех пор места, где Тахчын стрелял в волка, народ называет именами, которые дал им Тахтын.
Я думаю, вы все слышали название таких сел в Хакасии.
Ну, а сейчас наш корабль нас повезет в столицу нашей Хакасии – город Абакан. (Рис. 1)
Выходит экскурсовод (показывает месторасположение на карте и размещает на карте значок очага ).
г. Абакан образован в 1931 году с 10.000 населением получил статус города.
Абакан получил свое имя по названию реки Абакан. А, что касается происхождения названия реки, то существует ряд версий.
1. Свое название она получила от искаженного на русский лад выражения “Абхан сух”, что означает “светлая вода”.
2. В древности проживало племя аба, “кан” - путь Абакан —> путь к племени.
3. АбыFан Абы (вода) Fан (путь) – водная артерия.
По народным преданиям медведь-великан держал в страхе местных жителей, был тяжело ранен. Истекая кровью, он бросал огромные камни – скалы, в реку, а затем и сам превратился в огромную скалу, которая разделила Абакан в верховьях на Малый и большой. Народ назвал реку Абакан – медвежья кровь.
Сначала улус называли АХ-Тигей, до революции село Усть-Абаканское, в 1925 г. - город Хакасск, а 1931 г. – город Абакан.
В г.Абакане есть гора АХ-Тигей (Белая вершина), в устье реки Абакан есть гора Самохвал. Согласно легенде на этой горе спит богатырь “Иртохчын”. Он хотел перепрыгнуть в этом месте реку, да не сумел.
Также в Абакане есть знаменитый Салбыкский курган. Это аномальное место. Место захоронения Хакасских царей. Там есть Менгиры – ворота, обладающие исцеляющей силой.
Менгиры – это археологические памятники, каменные глыбы, не имеющие под собой захоронения. Самые древние менгиры появились - 5-6000 лет назад и находятся в пределах биолокационных аномалий. Которые, обусловлены разломами земной коры или подземными водными жилами. Многие менгиры жители используют в лечебных целях. А некоторые в ритуальных случаях, то есть культовым местом, где отдают дань богам.
Спасибо экскурсоводу города Абакана, дальше мы с вами передвинемся в наше село, районный центр Боград . (Рис. 2)
Какое красиво название Бог-рад. А сейчас наш экскурсовод расскажет об этом селе.
Учащийся читает стихотворение:
“Вот мое село Боград,
Каждый житель ему рад,
Обойдешь весь белый свет
Лучше в мире села нет”.
Село названо по имени революционера.
Через наше село протекает река Тесь, по-хакасски Тис, что значит родная.
Издревле называли аал Татар -Тизи, что значит Татарская Тесь. С приходом русских село переименовали в Сухую Тесь, в 1925 году стало районным центром село Боград, в честь революционера Якова Бограда, которого колчаковцы арестовали и расстреляли в городе Красноярске. В селе есть гора Сталинка, ее назвали так потому, что местный художник на отвесной скале нарисовал портрет Сталина.
В Бограде есть гора Змеинка (Чилан Таг).
На ней много змей. В горе есть мини пещеры, где живут пресмыкающиеся. Эту гору облюбовал Эрлих-Хан-бог мертвого моря. Каждую весну сотни змей выползали и жалили людей, затем они умирали. Долго терпели люди и обратились к Великому шаману. Он велел построить каменную хижину и каждую весну оставляли жертву – младенца мужского пола. Искусав младенца, змеи забывали про людей.
В Бограде есть гора Татарка, где сохранилось Хакасское (татарское) кладбище. Много еще замечательных памятников старины есть в окрестностях села, много курганов.
Далее мы приземлимся в районном центре селе Аскиз .
Расположено село на левом берегу реки Аскиз. Основано село в 1770 году.
Аскиз – (Асхыс, Аксыс) – белая дева, девичья река.
По легенде: река названа по имени девушки, которая спасала сестер, погибла от голода и превратилась в каменное изваяние на берегу реки.
Около села лежит большой круглый камень. По хакасским традициям, каждый мужчина проходящий мимо впервые, поднимал этот камень и бросал его через плечо, проверяя свою силу. По легенде: богатырь Ир Тох Чын носил его в суме через плечо.
В 1771 году в Аскизе была построена первая церковь. В Аскизе была даже своя Аскизская Дума.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы приземлимся на волшебную поляну и отдохнем возле костра.
(Звучит хакасская музыка степей).
Это наш очаг. Вы знаете, что для хакасов огонь - святой. Посмотрите какие волшебные ромашки. Давайте их сорвем. Вообще-то рвать цветы не желательно, чтобы не губить природу, но это волшебные o .
(На обратной стороне ромашек - слова. Составляем и получаем: “Хакассии 300 лет”).
Далее путешествуем. Отмечаем на карте село Бельтырское .
Экскурсовод: стихотворение собственного сочинения учащегося:
“Поселок Бельтырский в долине стоит,
И мне о любви он всегда говорит.
Здесь воздух чудесный,
Здесь речка бежит,
Селом нашим чудным
Народ дорожит”.
Согласно легенде во времена монгольских войн здесь были уничтожены все жители долины реки Аскиз. Один ребенок остался жив и от него пошел род Майнагашевых. Также в нашем селе живет известный шаман Леонид Горбатов. Он говорит, что в этом селе есть место, где выходит из-под земли Эрлих Хан (царь злых и темных сил) и наказывает за плохие дела людей.
Также здесь есть священная гора, где расположена древнейшая обсерватория, ей 5000 лет. В ней хранится древний камень с изображением свернувшейся в кольцо змеи. Голова и хвост сходятся в точке 10 часов циферблата.
Приезжайте к нам в село, будет радо вам оно.
Ребята! Как вы поняли, что наша Хакасия окружена тайнами и легендами. Ученые постоянно ее изучают и узнают что-то новое.
Мы с вами могли бы посетить еще много родных мест. Мы это продолжим еще на следующих занятиях.
Мы все поняли, как любим родные сердцу места. Ребята даже сами сочинили стихи.
Послушаем по пути домой некоторые из них.
1 учащийся – село Московское.
“Вот мое Московское
Дом здесь мой родной
Весело живется
Мне с моей семьей.
Здесь родина малая моя
Где всегда ждут меня друзья.
Не забуду родное село.
Меня в люди выводит оно”.
Приглашаю в гости в наше село!
2 учащийся – село Ковыльное.
“Его родные степи
Его родной простор
Холмы большие эти
Родные до сих пор
Вот сяду я и думаю
Ты от меня в дали
Живи тысячи лет Ковыльное
Господь тебя храни”.
3 учащийся – село Матур.
“Матур, село родное
В горах утопаешь ты
Какая здесь чудная природа
Какие чудесные цветы.
Снежный барс в горах у нас водится.
Кедровый орех нам плоды дает.
Нет красивее моей родины,
Она сердцем к себе зовет”.
4 учащийся – село Троицкое.
“Троицкое, родное село
Всегда домой меня манит оно.
Здесь в недрах земли уран залегает.
Это ведь людям очень мешает.
Часто болеют, волосы седеют.
Люди здесь себя совсем не жалеют.
Как бы мне хотелось,
Чтобы здесь все изменилось
И мое село вновь преобразилось.
III. Итог. И так мы с вами закончили наше путешествие. Узнали новое, о родных местах и еще больше полюбили свою Родину, ее природу. Как вы думаете, мы сумели достичь поставленной цели? Почему?
И в конце я хотела бы прочесть стихотворение – призыв ко всем людям планеты Земля.
“Берегите эти земли, эти воды.
Даже милую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя”.
Используемый материал к занятию.
- Л.Р. Кызласов. Древнейшая Хакасия. Москва, “Унивеситет”, 1986 г.
- В.Я. Бутанаев. Топонимический словарь. Абакан, 1995 г.
- В.К. Чертыков. “Кыргызско-русские отношения в XVII веке.” Кандидат исторических наук, зав.кафедрой истории ХакНИИяли.