Работа с родителями в начальной школе

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Работа классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.

Классный руководитель, если обладает профессиональным мастерством, сам справляется со своим профессиональным делом, никого не зовя на помощь, ни в коем случае не прибегая к посторонней помощи, и, тем более, не считая ее частью своего профессионального дела. Такая постановка вопроса кажется ясной, честной и логически оправданной.

Но, вопреки логике, всегда выстраивалось систематическое методически продуманное взаимодействие педагога с родителями детей, воспитанием которых он озабочен. Причина такой алогичности скрыта вовсе не в некомпетентности педагога, она расположена в понимании процесса формировании личности. Ключевой фактор становления и формировании личности - социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира, потому что она предоставляет ему материал для отражения мира как такового. И другого мира он не знает, кроме того, что отражает его психика.

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Назначение работы педагога с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать формированию единого воспитательного поля, единой социальной среды, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения.

Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка. Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. И ничем иным. Все, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающейся личности.

Педагог привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Так, родители во имя блага ребенка посещают, а потом и влюбляются в театр, покупают, а потом читают книги, проявляют интерес, а потом увлекаются путешествиями.

Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной школьной среды.

Содержанием обрисованного взаимодействия педагога с родителями становится постоянная забота педагога о развитии личности ребенка. Она наполняет всевозможные действия педагога в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату или жесткое пресечение беседы с папой в алкогольном опьянении, отказ принять продуктовые подношения, просьба изменить тональность разговора. Единственным неизменным объектом внимания в организованном таким образом взаимодействии становится забота о развитии воспитанника. Следовательно, содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Снимается окончательно проблема “вызова” родителей в школу. Их приглашают в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить вместе с ребенком его проблемы, если они стали перед ним.

Как только что мы сказали, содержанием взаимодействия является забота о развитии, мы априорно решили множество практических вопросов, возникающих перед классным руководителем. Надо только, чтобы он помнил о данном содержании и не позволял себя увлечь в болото бытовых проблем житейско-обыденного плана. Не потому, что эти проблемы не надо решать, а потому, что их решение только и возможно, если его производить с позиции педагогической заботы о счастье развивающейся личности.

  • …Мама просит разрешения присутствовать на учебных занятиях. Если не возражает преподаватель, спросим сына этой матери: как он будет чувствовать, если мама окажется на уроке в классе?
  • …Ученик становится грубым в обращении с преподавателями. Те на него жалуются. Не будем обсуждать жалобы – станем говорить об изменении отношений к людям. Ведь это важно для становления личности.
  • …Ученица отлично занимается, делая успехи по всем учебным дисциплинам. Но ее не любят дети. Никто с нею не дружит. Поговорим с родителями и об этом, потому что отношения с людьми скажутся на счастье ребенка более, чем набор отличных отметок. Обязательно выразим удовлетворение хорошими отметками, непременно похвалим девочку. А потом – поговорим.

Литература

Н. Е. Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.