Цели: познакомить учащихся с биографией и творчеством Варвары Бондиной
1. Сравнение творчества Варвары Бондиной и русского лубка;
2. Развитие эстетического вкуса;
3. Воспитание культуры художественного восприятия.
Оборудование:
– мультимедийная презентация, в которой представлены фотографии, картины художницы.
Ход урока.
– В Минусинске живет художница – Варвара Бондина – с ее творчеством я вас сегодня познакомлю. Родилась она в 1974 году в Минусинске. В 1991 году окончила среднюю школу №6 Минусинска. В 1995 году вышла замуж за художника Сергея Васильевича Бондина.
<Рисунок 1> Семья Бондиных
С 1998 года Варвара Бондина участвует в выставках разного уровня (в Теси, Минусинске, Норильске, Красноярске, Железногорске, Дивногорске, Тюмени, Абакане). Эта художница проиллюстрировала четыре поэтических сборника, изданные в Минусинске.
В 2003 году в шведском журнале “La Espero” был опубликован рисунок художницы – портрет Астрид Линдгрен в окружении героев книг.
Работы Варвары выставляются не только в России, но и за рубежом (ее работы представлены в частных коллекциях Швеции).
В настоящее время Варвара Бондина живет и работает в Минусинске, воспитывает пятерых детей.
Семья в жизни художницы занимает главное место. Любовь и взаимопонимание в семье, теплота семейных отношений прослеживается во многих ее работах <Рисунок 2,3,4,5>
Работы художницы по стилю схожи с русским рисованным лубком.
Лубок – одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение и расцвет приходится на середину XVIII и XIX века. В нем соединились идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно-примитивного творчества. Так и работы Варвары имеют некую примитивность и простоту.
Картинки с назидательными рассказами и притчами занимают большое место в искусстве лубка. В них трактуются темы нравственного поведения, добродетельных и порочных людских поступков, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о муках грешников, жестоко караемых после смерти. Одно из типичных наставлений: “Присовокупи к вере твоей добродетель, к добродетели познание, к познанию терпение, к терпению благочестие, к благочестию милость и любовь к ближнему, и тако Божий закон исполниши” <Рисунок 6,7,8>.
В работах Варвары Бондиной встречаются тексты собственного сочинения <Рисунок 9, 10, 11>.
Изобразительная деятельность лубка и художницы схожа и по своим сюжетам.
К числу известных сюжетов лубка относятся изображения птицы Сирин. Согласно легенде пение птицедевы так сладостно, что человек, заслышав его, забывает обо всем на свете и идет за ней, не в силах остановиться, пока не умрет от усталости. Художники обычно изображали человека, заворожено слушающего птицу, сидящую на огромном кусте, усеянном цветами и плодами, а чуть ниже – он лежит мертвый на земле <Рисунок 12>.
По словам Варвары: “Птица Сирин из Блаженного рая,
Праведным Вечную жизнь возвещает,
Где песню споет, там цветы расцветают” <Рисунок 13, 14>.
В искусстве лубка существовал еще очень интересный сюжет – это кот. Лубок, на котором изображен огромный кот – пародия на императора Петра I. Кот являлся сатирой на титул русских царей.
Надпись сбоку гласит: “Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский, славно жил, сладко ел” <Рисунок 15>.
У Варвары тоже есть работа, где изображен огромный кот, но, скорее всего, такого смысла как в лубочных картинках она не несет. Эта работа очень стилизована и декоративна, впрочем, как и многие другие ее картины, поэтому они так и привлекают зрителя <Рисунок 16, 17, 18, 19>.
Нельзя не отметить серию работ религиозного характера. В работах Варвары прослеживается любовь к миру, вера и любовь к Богу. Созданные образы ангелов наполнены большой человеческой одухотворенностью <Рисунок 20, 21, 22 >.
Как вы могли заметить, художница занимается не только живописью и графикой, но и прекрасно владеет разными техниками вышивки <Рисунок 23>.
Урок подготовлен на основе работ Варвары Бондиной, участвовавших в выставке “Под крылом Ангела”, г. Минусинск, октябрь 2006 <Рисунок 24>.