Концепция воспитательной системы семиклассников на основе обеспечения оптимальных условий развития и самоконтроля личности ребенка в классном коллективе

Разделы: Классное руководство


Известный педагог Л.И. Новикова считает, что классный коллектив может влиять на личность ребенка непосредственно и косвенно. В итоге все это находит отражение в структуре и характере взаимоотношений, формирующихся в классном коллективе, которые и служат мощным фактором влияния на личность школьника.

Отечественные педагоги В.А. Краковский и И.П. Иванов указывали на то, что именно коллектив является условием и средством становления личности ребенка.

В моем классе сложилась следующая ситуация. Я проанализировала результаты диагностики воспитанности учащихся и пришла к выводу, что слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка в процессе урочной и внеурочной воспитательной работы, что возможности моих детей не используются в полном объеме.

Микроисследование показало, что лишь 15% учеников удовлетворены своим участием в жизни класса, а 30% – могли бы и хотели бы участвовать в жизни класса, хотели бы сделать большее; лишь 18% – считают отношения в классе доброжелательными.

Я пришла к выводу, что плодотворное сотрудничество учителей, психолога, родителей должно способствовать обеспечению оптимальных условий развития и самоопределения личности каждого ребенка в классном коллективе.

Результатом моей воспитывающей деятельности должна стать реализованная на практике модель личности выпускника второй ступени.

В основу концепции положено определение воспитания как управления процессом развития личности. А необходимым условием данного процесса является воспитательная система класса.

Главная цель воспитательной системы класса: создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями за курс неполной средней школы.

На основе цели были сформулированы задачи:

Р – раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи;

А – активизировать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

Д – добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни, формировать привычку к духовному осмыслению происходящего в твоей жизни с тобою;

У – успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса;

Г – гуманизм и дружелюбие в отношениях между учащимися;

А – активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Содержание воспитательной работы определялось следующими направлениями:

  • валеологическое (здоровье);
  • гражданско – патриотическое (взаимодействие);
  • интеллектуальное (учебно-познавательное);
  • досуговое (художественно-эстетическое);
  • трудовое.

Содержание каждого направления реализовывается через различные формы:

  • игра;
  • воспитательные часы;
  • классные огоньки;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • дискуссии.

Вместе с детьми мы строим “Лестницу счастья”.

Преобразуем мир (состояние удовлетворенности от деятельности по совершенствованию жизни, умение делать счастливыми других)

Творим (состояние удовлетворенности в момент творчества)

Общаемся (состояние удовлетворенности от общения с другими людьми)

Имеем (состояние удовлетворенности материальными благами)

Живем (состояние удовлетворенности самим фактом существования, радость пребывания на Земле)

Мне важно провести обучающихся по всем ступенькам счастливого проживания жизни во всех ее проявлениях, обуславливая будущее умение детей выстраивать свое счастье, вне зависимости от воли обстоятельств. Образ счастья меняется с возрастом и может быть через несколько лет “лестница счастья” будет выглядеть иначе, ведь расширение человеческого счастья и усовершенствование его качеств являются самым точным показателем прогресса общества и отдельной личности.

Создание, практическая разработка и реализация концепции воспитательной системы класса способствовала нашим достижениям. Чтобы следить за ходом процесса развития личности развития учащихся, по мере необходимости корректировать его, осуществляю планомерное и систематическое изучение этого процесса. Был проведен экспресс-опрос учащихся и их родителей на предмет удовлетворенности жизнедеятельностью в школе (на основе карты развития личности можно проследить положительную динамику).

Разнообразные интересы и увлечения учащихся делают нас постоянными участниками школьных и городских мероприятий.

В учебе дети средние по успеваемости, но именно участие в жизни коллектива, использование своих способностей позволяет им самореализоваться и комфортно чувствовать себя в стенах родной школы.

Критерии эффективности воспитательной системы:

  • Уровень воспитанности учащихся,
  • Защищенность и комфортность ребенка в классе,
  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса,
  • Уровень сформированности классного коллектива,
  • Наличие системы самоуправления,
  • Степень участия в общешкольных делах,
  • Проявление индивидуальности классного коллектива.

Я твердо уверена, что реализация на практике теоретических положений воспитательной системы моего класса будет способствовать тому, что мой класс станет реально существующим и активно развивающимся коллективом. В этом коллективе будет нормой оптимистическая атмосфера доверия и веры в силы и возможности ребенка.

Когда я подвожу итоги
Того, что за год я постигла,
Когда исследую истоки
Своих побед, что я достигла,
То, как в насмешку, непрестанно
Я с истиной встречаюсь странной:
С кем достиженья эти связаны?
Скажу коллегам я своим,
Кому я больше всех обязана-
Клянусь: ученикам моим!

В наш XXI век прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному человеку необходимо повышать свой интеллект, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а следовательно, стать личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу. Но “образованный человек без нравственности опаснее необразованного”, “кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает” (Я. Коменский). Поэтому одной из главных задач своей воспитательной системы считаю развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. Эта задача неразрывно связана с доминантой воспитательной системы класса – гражданско-патриотическим воспитанием. Это отражено в направлениях и формах системообразующей деятельности.

Направления и формы системообразующей деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Направления и формы системообразующей деятельности

Конкретное планирование программных действий по реализации концепции воспитательной системы и ожидаемые результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Программа реализации концепции воспитательной системы

Технологию реализации нашей концепции воспитательной системы представим на материале внеклассного мероприятия по теме “Герб нашего класса”.

Внеклассное мероприятие “Герб нашего класса”.

Цель: получение школьниками объединения ценностей. Формирование социально-личностных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

Задачи

  • Познакомить с основами геральдики,
  • Развивать умение работать в группах,
  • Развивать речь, внимание, творческое мышление,
  • Воспитывать сплоченный коллектив, уважение друг к другу,

взаимопомощь,

  • Воспитывать чувство патриотизма.

Форма занятия: мини – проект.

Этапы реализации

  • Мотивационный этап: настрой на совместное создание образа, выражающего общие ценности;
  • Основной этап: создание через развивающую кооперацию группового образа – символа;
  • Этап принятия и индивидуализации общего символа;
  • Рефлексивно-диагностический этап.

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Вступительное слово педагога, выстроенное в логике от “Я – сообщение” к идентификации группы и каждого школьника с идеей “Наш символ”.

Таблица

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП – создание общего символа через развивающую кооперацию.

  • Индивидуальное рисование черновиков личных гербов в режиме ограниченного времени (5 -10 минут). (см. Приложение 3.)
  • Создание микрогрупп. Нарисованные “личные гербы” располагаются так, чтобы можно было видеть их всем участникам работы. Педагог предлагает выбрать интуитивно гербы, близкие своему гербу.
  • Рисование герба микрогрупп. На рисование общего герба отводится не более 10 минут. Каждая микрогруппа получает инструкцию.

Инструкция работы в микрогруппах.

  • Решаем, что общего в наших гербах
  • В общий герб вносятся элементы из гербов каждого члена группы, причем решающее слово “в этом деле” за хозяином символа.

Микрогруппы соединяются в команды.

  • Рисование общего герба. Команды выбирают лидеров-художников, которые “публично” (на классной доске цветными мелками, или на большом листе) рисуют черновик общего герба, следуя правилу отразить в нем элементы каждого герба – символа “предыдущего уровня”. (см. Приложение 4.)

3. ЭТАП ПРИНЯТИЯ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБЩЕГО СИМВОЛА.

Каждый школьник “выдает” слово или фразу – ассоциацию на нарисованный общий герб.

4. РЕФЛЕКСИВНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Базовый прием – просьба высказаться о проведенной работе в форме “Я – высказываний”. (Даются на выбор варианты “Я – высказываний”: “Я считаю…”, “Я понял…”, “Я почувствовал…”.)